Без рубрики
07 января, 2020

Романтики с железной дороги: кто такие хобо

Как культура хобо романтизировала образ жизни бездомных бродяг.

Если ты внезапно оказался на улице, то знаешь, что делать, мы тебе подсказали. Но если тебя в этой ситуации смущает само слово «бомж» или не устраивает их образ жизни, то можешь попробовать переквалифицироваться в бродягу-хобо. Эта статья о мечтателях, путешественниках, но все-таки бездомных.

На дороге в поисках новой жизни


У слова hobo нет одного главного источника происхождения. Есть несколько версий, откуда это определение влилось в обиход. По двум самым распространенным, это либо наемный рабочий, который трудился на сельскохозяйственных угодьях (hoe-boy), либо сокращенное название бездомных (homeless boy).

Определение же у этого термина более четкое: бездомный бродяга. В английском языке для тех, кого у нас обычно называют бомжами, есть три дефиниции, различающие их по образу жизни:

Впервые этот подвид бездомных появился в конце 19 века, когда солдаты, участвующие в Гражданской войне на территории США, по окончании военных действий отправились на поездах бродяжничать по стране в поисках работы или новой жизни. Не поспоришь, что после войны неизбежно количество бездомных будет увеличиваться, как и после больших кризисов. Поэтому Великая депрессия 1930-х годов дала толчок культуре бродяжничества, неожиданно сделав ее культовой.

Образ hobo неотрывно связан с поездами. Бродяжничать по территории такой большой страны, как США, стало проще с развитием железнодорожной сети. Поэтому бездомные часто запрыгивали в вагоны поездов, движущихся в дальние штаты, и выходили там, где они посчитают нужным, или когда им требовались деньги. Как только они теряли работу или не находили новую из-за бедственного положения в своем штате, бездомные могли использовать эту железнодорожную опцию, чтобы попытать счастье в других краях, но без особой надежды начать новую жизнь, ведь не так просто перестать быть бездомным.

Кроме романтики большой дороги и того чувства свободы, которое ты получаешь, потеряв все, хобо сталкивались со многими опасностями такого существования, ведь они, естественно, путешествовали не в пассажирских вагонах, а в грузовых составах, в которые им посчастливилось незаметно пробраться. Если их навыки стелса были недостаточно прокачаны, то железнодорожники могли в лучшем случае прогнать незаконного пассажира, а в худшем — в прямом смысле отбить желание путешествовать бесплатно и налегке. К тому же условия были сопряжены с риском падения из вагона, возможностью потерять конечности под колесами или попросту замерзнуть насмерть в грузовом отсеке.

Обычаи и навыки


Наверняка были случаи, когда попутчики не ладили в общем вагоне и конфликты приводили к ощутимому ущербу для одной из сторон, но в целом представители этой субкультуры старались помогать друг другу, ведь проблемы у них одного характера. Поэтому в среде хобо был распространен свой язык символов. В местах, где уже ступала нога хобо, другие бродяги находили нацарапанные знаки на столбах, домах и других местах, где это могли заметить новые путники. В этих символах можно было найти информацию о находящемся в городе враче или недолюбливающей бродяг полиции, где можно встретить добрую хозяйку, а где — агрессивную собаку.

Есть у хобо свой этический кодекс, который был принят в 1889 году. Вот несколько внутренних правил американских бродяг:

Сейчас путешествовать по стране в поездах стало сложнее, но появилась возможность делать это автостопом, так что культура хобо жива, хоть и в немного измененном виде. Поэтому неудивительно, что в городе Бритт штата Айова ежегодно в каждые вторые выходные августа, начиная с 1900 года, проходит съезд хобо со всей Америки. Здесь открывается настоящий фестиваль, на который съезжаются не только бродяги, но и до 20 тыс. туристов ежегодно. Хобо рассказывают о своем образе жизни, делятся историями из путешествий и демонстрируют свои таланты. В ходе празднования выбираются король и королева хобо.

Из особых умений хобо можно отметить хобо-никель. Это искусство, которое придумали бродяги во время долгих скитаний по просторам Соединенных Штатов Америки. Суть его в том, что умельцы изменяли внешний вид мелких монет, «отчеканивая» на них новые гравюры с помощью подручных средств. Сейчас это стало распространенным искусством: если раньше бродяги изображали простейшие сюжеты из их жизни, то сейчас профессионалы с применением современных инструментов наносят на монеты картины, в том числе с героями современной поп-культуры.

Для хобо даже выпускалось свое печатное издание. В начале 20 века Международная братская благотворительная организация (IBWA) начала издавать газету под названием «Hobo News», у которой был свой лозунг: «О хобо, от хобо и для хобо». Это было 16-страничное издание без рекламы, распространявшееся по цене в 5 центов, которое содержало в основном материалы от самих бродяг: рассказы, путевые заметки, стихи, а также информацию по организации труда, чтобы хобо было проще найти себе заработок.

Хобо в культуре

Хобо оставили ощутимый отпечаток в массовой культуре американцев. Достаточно вспомнить любое произведение о жизни в Америке начала 20 века — и можно наткнуться на упоминание хобо, путешествующих на товарняках, играющих на банджо и разогревающих свой скудный ужин в банке из-под бобов.

Они есть в массовой литературе, их представители числятся даже среди именитых писателей: Чарльз Буковски, Джек Лондон и Джек Керуак испытывали на себе жизнь в подобных условиях, а последний из них написал роман «В дороге» о своих походных приключениях, который стал одной из икон литературы битников.

В кино можно вспомнить фильм «Hobo with a Shotgun» («Бомж с дробовиком»), где Рутгер Хауэр устраивает расправу над несправедливостью, будучи классическим бездомным. Есть и более стандартные сценарии, использующие образ хобо. Например, первая часть фильма о Бобе Дилане «Меня там нет» изображает классическое путешествие в вагоне поезда маленького музыканта в компании бродяг.

Фильм «В диких условиях» показывает нам не вполне удачную, но поучительную историю из жизни современного хобо Кристофера Маккэндлесса.

А уж в классической американской музыкальной культуре кто только не вспоминал старых добрых хобо: тот же Боб Дилан, Том Уэйтс, Джонни Кэш, — все они воспевали дух свободы не только неосязаемыми образами, но и на конкретных примерах, которые зовутся хобо.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: