Картинки

5 фильмов Тинто Брасса

Олег Уппит Олег Уппит
Пять фильмов великого итальянского режиссера, которые должен увидеть каждый.

Сегодня исполняется восемьдесят один год режиссёру Тинто Брассу. Пришедший в кино в 30 лет, за полвека он успел не только легитимировать эротику в кино, разрушить несколько культурных табу, ввести в киноискусство новые приёмы, но и сменить несколько способов подачи своих произведений.

Запыхавшись, 1967

В начале карьеры Тинто экспериментировал с авторским кино, обращающимся к наследию Феллини, комедией и, в этом фильме — с детективом. Собранная из нуара и поп-арт-комиксов история про убийство в лондонском ночном клубе — один из последних неэротических фильмов Брасса. Впрочем, сексуальности хватает и здесь, «Запыхавшись» чувственнее и откровеннее многих фильмов-современников, но, по сравнению более поздними работами Брасса — вполне невинен.

Это отличный вариант, если вы любите старые детективы, но устали от Хичкока и французского чёрно-белого нуара. «Запыхавшись» — это как если бы «Приключения итальянцев в России» были серьёзным фильмом. Очаровательно-холодная шведка Ева Олин, погони, таинственные люди в серых плащах — здесь есть всё что нужно, чтобы приятно провести вечер.

Салон Китти, 1976

«Салон Китти» стал первым обращением Брасса к тоталитарной эстетике — чёрные чулки на фоне красных стягов со свастиками, строгость расово-верных нибелунговских интерьеров, спорящая со строгостью телосложения актёров, как будто сошедших с пропагандистских плакатов о чистоте арийской расы, резкие движения мужчин в коже и звуки немецких маршей.

В то же время, Брасс не пытается сделать из фильма социальную драму, не подавляет и не гонит зрителя от экрана. «Салон Китти» смотрится на одном дыхании. В наше толерантное время так снять фильм про немецкий публичный дом без ноток истерики и порицания вряд ли кто-то бы взялся. Брасс же рассказывает безусловно драматическую, но всё же приключенческую историю. При этом ему удаётся избежать дешевого фетишизма, которым грешат порно-ленты про фашистов. Да, секса здесь уже довольно много и он весьма заводящий, так что перед просмотром лучше предусмотрительно повесить над своим кожаным диваном пару плакатов с орлами, а девушке выдать чулки со стрелками.

Калигула, 1979

Увидев смонтированный фильм, сценарист потребовал убрать его имя из титров, а на Малькольма Макдауэлла и Питера О’Тула, сыгравших главные роли, после их возвращения в Голливуд ещё долго косились. Калигула и Нерон — два главных лица «древнеримского разврата». Нерон, увлекавшийся больше игрой на арфе с видом на подожженный Рим и травлей людей диковинными зверями в Колизее, не слишком отвечал интересам Брасса. Калигула же идеальный персонаж для Тинто того периода — роскошь, безумие, конь, назначенный сенатором и оргии, освещённые палящим римским солнцем — этого было вполне достаточно для того, чтобы режиссёр посчитал историческую тематику исчерпанной для себя. Прокатная история «Калигулы» так и говорит — «посмотри!» — фильм резали, запрещали к показу и подвергали общественному порицанию.

Смотреть совету. в джакузи, запасшись несколькими десятками виноградных гроздей.

Подглядывающий, 1994

Центральной работой Брасса, является вовсе не «Калигула», как думают многие, а снятый пятнадцатью годами позже «L’ Uomo Che Guarda» — «Человек, который смотрит».

Манифест кинематографического вуаеризма, размышление о природе измены и её признании партнёрами с цитатами из Бодлера и первое появление «человека с большой сигарой», в образе которого Брасс чаще всего фотографировался все последующие годы.

«Fallo!», 2003

«Fallo!», благодаря чудесам перевода превратившийся в России в «О, женщины!» — серия коротких новелл. Брасс опять берётся за серьёзные темы — измены, ревность и садо-мазохизм, но в этот раз устраивает из этого феерическую комедию. Это вам не «Американский пирог», снятый вчерашними школьниками для школьников сегодняшних — солидный мужчина, изучивший за 40 лет все стороны эротики берётся развлекать таких же разборчивых зрителей. Впрочем, несмотря на развесёлую подачу материала, смотреть «Fallo» с родителями всё же не стоит. Комедия комедией, но это самый откровенный фильм Брасса. Мы намаялись искать скриншоты, за которые нас не забанил бы фэйсбук.

Загрузить еще