Оценить вклад режиссера Михаила Кокшенова в кинематограф страны сложно. Кажется, ценность стремительно приближается к нулю. Но это не так. В начале 90-х он начал клепать одну за одной простенькие комедии. И остановится не смог. Из всего снятого, достойно внимания трилогия про русских аферистов: «Бизнес по-русски», «Русское чудо» и «Русский счет».
История про кудесника с бородой — самая веселая и продуманная
В Америке особый спрос на целителя Юрия Кошмаровского. Его гастроли организует предприимчивый Ваня. Но целитель, побитый сковородкой, не смог отправится в штаты, поэтому вместо него летит милый охламон, алкоголик и подкаблучник Петя. С супругой.
Концерты проходят напряженно. Бедный Петя волшебных слов не знает, исцелять не умеет. Приходится идти на всякие ухищрения: записывать голос на кассеты, сажать в зал подставных артистов. В итоге, слепой прозревает, инвалид лихо отбрасывает костыли, а у терапевта обнаруживается внебрачный сын.
Параллельно Кокшенов показывает как ведут себя наши туристы. Они отправляются в ресторан.Заказывают икры разноцветной, кислые щи, «Шаланды полные кефали». Водку, принесенную с собой, разливают на слух и под столом. Солиста ансамбля называют «Дорогуша». Пытаются купить одежду из химчистки. Стащить брюки в магазине. Иногда пьют из экономии в номере. Под консервы. Короче, ведут себя как обычные люди, впервые оказавшиеся на Западе. Ради этого стоит посмотреть фильм.
И эмигрантам досталось. Мелочные, завистливые, неустроенные. Любят доллары и ждут чуда. Собственно, русско-говорящая публика в Нью-Йорке мало изменилась. Сейчас умные уже слиняли с Брайтон-Бич или из Форест Хилла. Подальше из ада. Те, кто остались, внушают уныние. Женщины позволяют себе ходить в изношенных халатах, мужчины грызут семечки, взгляд недобрый. Пельмени и черный хлеб — как предел мечтаний. Стоило ли уезжать?