Картинки

Устроить сцену: Человек-слон

Ольга Труфанова Ольга Труфанова
Викторианская Англия, молодой Энтони Хопкинс, Джон Меррик, наиболее известный, как «Человек-слон». Вспомним поучительную историю жизни Джозефа Меррика и шедевр Девида Линча.

Это правда, что моя внешность странная,


Но обвиняя меня, вы обвиняете Бога;


Если бы мог я родиться снова


Я бы не подверг вас такому уродству.


Если я мог бы объять всю Землю,


Или охватить океан со всеми реками,


Я мог бы быть оценён по Душе,


По уму нормального Человека.

Дэвид Линч представил картину "Человек слон" в 1980 году, интерпретировав на пленке автобиографию реального персонажа в истории Англии XIX века.

Многие слышали о Джоне (Джозефе) Меррике. Этот человек родился с редчайшей болезнью, которая нещадно деформирует человеческое тело, в результате чего он перестает быть похожим на человека вовсе.

Будучи изуродованным до неузнаваемости, брошенный своей матерью, страдающим от боли и унижения, Джон попадает в "шоу уродов", где над ним издеваются высокомерные представители викторианского буржуазного общества. Владелец шоу относится к Меррику с презрением и отвращением, как и все люди которые его встречают. Поэтому Меррик вынужден носить огромный мешок на голове, таким образом скрывая свою внешность от других людей. Но его находит доктор Фредерик Тривз, который захотел помочь Джону. А вернее по фильму Джон приходит к нему. Однако, доктором движут одновременно благородные и меркантильные цели. Исследовав этот "экспонат", Тривз обеспечит себе мировую славу, но со временем он начинает задумываться над тем, что под страшным лицом и изуродованным телом скрывается доброе, умное и великодушное человеческое существо, лишенное жестокости и жажды мести за все унижения, которые щедро подкидывала ему судьба. Поселив Джона в изоляторе Королевского госпиталя, начинается история взаимоотношений Тривза, Меррика и всего мира, в результате которой все получают возможность не только узнать Джона с другой, невидимой стороны, но и взглянуть в собственное лицо. Учатся состраданию, так сказать. Но одновременно, аристократическое общество, которым обуяла фальшивая добродетель и интерес, все равно относятся к Джону больше как к диковинному зверю, нежели как к равному по статусу и интеллекту человеку.

Эта история, одновременно ужасная и трогательная, она заставляет всех людей взглянуть на самих себя. Джон Меррик, это не просто больной человек. Он — зеркало, в котором мы видим прорехи в собственном благочинной, "высокой" морали. Сколько в истории было таких "фрик шоу". Вся средневековая Европа промышляла насильным уродованием детей (вспомните историю о "Человеке, который смеется") для утех высокопоставленных вельмож с их уродливыми душами и изысканными напудренными лицами. И сколько таких историй сейчас. Люди, рождающиеся не такими как все, привлекают к себе тех, кто истинно им сострадает, желает хоть как-то помочь и тех, кто просто делает вид, говорит ласковые слова, а в душе испытывает отвращение. Именно поэтому владелец "шоу уродов" Байтс упрекает доктора Тривза в том, что тот ничуть не лучше его. Тривз точно так же демонстрирует Меррика толпе, читает о нем лекции. Душевная и сострадающая толпа в его словах — те же самые зрителями в цирке, только прикрытые заманчивой маской добродетели. Возможно он был и прав.

Джозеф Меррик прожил всего 27 лет. Своей недолгой достойной жизнью и тихой смертью он показал всему миру, каким незлопамятным, истинно добрым и сильным может быть человек. Поэтому посмотрите этот фильм, — поверьте, лишним не будет. Ведь те ценности, которые так достойно демонстрирует этот фильм и история в целом, они, черт возьми, важны всегда, несмотря на то, что мы живем в эпоху минимализма как культурного, так и нравственного.

Загрузить еще