Без рубрики
14 октября, 2020

Неосознанный плагиат, или потеря памяти: криптомнезия — аномалия мозга, склоняющая людей к заимствованию

Royal Cheese о криптомнезии — особенности мозга, при которой человек подсознательно ворует чужие идеи. По итогу каждый из нас может быть обвинен в плагиате.

В постоянной рубрике Royal Cheese про психфеномены — криптомнезия, загадочная аномалия, заставляющая нас подсознательно заимствовать чужие идеи. В результате люди становятся ворами, сами того не понимая. Ее жертвами были личности, знаменитые в мировом масштабе: Ницше, Байрон, Стивенсон, участник Биттлз и другие. О том, как это происходит и при чем тут раса жуков из «Звездного десанта», читай в нашей новой статье.

Криптомнезия — скрытая память

Термин «криптомнезия» был введен профессором психологии Теодором Флурнуа для объяснения происхождения идей, которые люди часто считали оригинальными, в то время как, на самом деле, эти идеи были основаны на чем-либо ранее прочитанном, увиденном или услышанном. По смыслу слово «криптомнезия» с греческого переводится как «скрытая память».

В случае с криптомнезией человек уверен, что идея, предложенная им, является уникальной, и у него есть на это право — копирование происходит непреднамеренно. Наблюдать криптомнезию можно на всех уровнях созидания. От изобретения «новых» коктейлей на бытовом — до заимствования чужих идей на работе и даже литературных трудов, некоторые из которых всемирно признаны.

В чем отличие криптомнезии от амнезии? В случае с последней человек забывает информацию, но помнит что там был источник. В случае с криптомнезией этот момент уходит из поля зрения человека: он уверен, что источником является он сам. По этой причине криптомнезию не совсем честно называть плагиатом, ведь во втором случае действует преднамеренное воровство. К тому же она касается лишь тех вещей, которые легко запоминаются. По итогу криптомнезия затрагивает шутки, идеи, мелодии, слова и короткие фразы — такие вещи наш мозг запоминает без особых усилий. Далее мы рассмотрим самые интересные случаи непреднамеренного заимствования.

Известные случаи криптомнезии

Самый известный случай криптомнезии произошел с Джорджем Харрисоном — соло-гитаристом группы The Beatles, который также выступал сольно. В 1970 году он выпустил лучший альбом в своей карьере — All Things Must Pass, который ворвался в музыкальные чарты по обе стороны Атлантического океана с двух ног. Особняком стояла песня «My Sweet Lord», которую Харрисон исполнил в честь индуистского бога Кришны.

Именно к этой песне в 1976 году придралась компания Bright Tunes, которая владела правами на песню группы Chiffons «He’s So Fine». Джордж был обвинен в плагиате мелодии, которая была использована в песне. И действительно, композиции настолько похожи, что их можно включать одновременно:

Суд обязал Харрисона выплатить Bright Tunes 1,6 млн долларов за песню «He’s So Fine», в то время как этим же судейским составом была признана возможность «непреднамеренного» плагиата. Сам музыкант сознался, что знаком с творчеством Chiffons, но отвергал все обвинения в плагиате: намеренно он ничего не копировал. Вероятно, музыкальная память Джорджа в точности скопировала мелодию песни «He’s So Fine» и перенесла ее в «My Sweet Lord». Суд удивительно хорошо разобрался в этой ситуации, когда менеджер Харрисона Аллен Клейн решил выжать из ситуации все соки и купил Bright Tunes, чтобы продолжить судебные тяжбы уже против своего протеже. В 1981 году судья обвинил Клейна в неподобающем поведении и обязал Харрисона приобрести Bright Tunes за 587 тысяч долларов — сумму, которую менеджер заплатил за покупку студии. По итогу гитарист The Beatles получил права на обе песни, и ситуация благополучно разрешилась. Happy End.

Вместе с тем история знает примеры более масштабной криптомнезии. Случай Фридриха Ницше с его великим трудом «Так говорил Заратустра» является таковым, что ни плагиатом это назвать нельзя, ни чистым совпадением.

Дело в том, что философ страдал от нейросифилиса, при котором происходят изменения в психике и часть воспоминаний стирается. Психиатр Карл Юнг в книге «Человек и его символы» подробно разобрал случай Фридриха Ницше, когда в возрасте 11 лет философ прочитал инцидент из судового журнала 1686 года, дословный пересказ событий которого вошел в «Так говорил Заратустра». Сестра философа подтвердила, что юном возрасте она и ее брат действительно читали эту книгу, хотя в дальнейшем великий автор не сделал на нее никаких ссылок. Из-за нейродегенеративного заболевания Ницше полагал, что его собственный ум создал это произведение про сверхлюдей.

Другой интересный случай криптомнезии произошел между Джорджем Байроном и Иоганном Гёте. В 1820 году создатель «Фауста» написал обзор на произведение Байрона «Манфред», читатели которого отмечали сходство главных героев между собой:

«Трагедия Байрона «Манфред» была для меня замечательным явлением, которое глубоко тронуло меня. Этот единственный поэт-интеллектуал впитал в себя моего «Фауста» и извлек из него странное топливо для своего ипохондрического юмора. Он по-своему использовал побудительные принципы, для своих собственных целей, так что ни один из них не остается неизменным; и особенно поэтому я не могу достаточно восхититься его гением».

Байрон, вероятно, был польщен вниманием классика, однако сам он не единожды утверждал, что «Фауст» Гёте никогда не попадал ему в руки. Вместе с тем история знает случаи, когда на великих авторов внезапно снисходило «озарение». Вот что пишет Роберт Стивенсон о своем «Острове сокровищ», который не читал только ленивый:

«Нет сомнения, что у Робинзона Крузо был когда-то попугай; что скелет вдохновлен Эдгаром По. Я мало думаю об этом, все это мелочи и детали; и никто не может надеяться присвоить скелеты или говорящих птиц. Частокол, как мне сказали, взят из «Крушения «Великого Океана». Возможно, мне все равно. <…> Я случайно подобрал «Сказки Путешественника» несколько лет назад с целью изучить антологию прозы рассказа, и книга захватила и увлекла меня: Билли Бонс, его грудь, компания в гостиной, весь внутренний дух и немало материала, деталей из моих первых глав — все оттуда, все — собственность Вашингтона Ирвинга. <…> Но я не догадывался об этом тогда, когда сидел и писал у камина, который, казалось, источал свежие приливы вдохновения; ни теперь, изо дня в день, после обеда, когда я читаю вслух мою утреннюю работу семье. Сочиненное мне казалось оригинальнее всего на свете; казалось, оно принадлежит мне, как мой правый глаз…»

Если хочешь научиться отличать плагиат от криптомнезии, почитай нашу статью по теме.

Виды криптомнезии

Исследователи выделяют два вида криптомнезии:

Оба вида криптомнезии возникают независимо друг от друга, исследователи Браун и Холидей не выявили связи между частотой ошибок. Кроме того, они вызваны разными причинами.

Как противостоять криптомнезии

Как уже было сказано, самый верный способ противостоять криптомнезии — обладать достаточной эрудицией и кругозором, чтобы указывать источники. Но, как известно, весь мир состоит из идей, а некоторые из них становятся частью общей реальности. К примеру, не все мы можем прочитать Библию, однако ты наверняка знаком с некоторыми ее заповедями: «Не убий», «Не воруй», «Не прелюбодействуй». Эти тезисы — точно такие же идеи, которые передавались от человека к человеку; в этом смысле мы действительно похожи на инсектоидов из «Звездного десанта», ведь мы тоже обладаем общим сознанием.

Криптомнезию нелегко отличить от плагиата, особенно в тех случаях, когда человек имеет мало сил защитить себя от обвинений. Наша память не идеальна, а ее недостатки делают возможным этот феномен. Это явление абсолютно реально, так же как и дефекты воспоминаний, при которых человек ошибочно принимает чужие идеи за свои. Относитесь к таким людям с пониманием и старайтесь указывать источники. Всем мир.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: