Без рубрики
13 мая, 2021

Откуда берутся воображаемые друзья: расстройство, недостаток внимания или хорошая фантазия

Воображаемые друзья способствуют творческому развитию, а не проявлению проблем с психикой.

Взрослые люди, в большинстве случаев, верят только в то, что видят своими глазами, или же в то, что прочитали в достоверных источниках. Мир детей устроен несколько иначе: ребенок живет в своем собственном волшебном измерении, где Карлсон и Чеширский кот реальны, а мягкие игрушки оживают, когда все укладываются спать. Порой персонажи книг, мультиков, или вовсе несуществующие персонажи становятся друзьями. Дети разговаривают с ними, а иногда они даже занимают место за столом, чем вызывают опасения у родителей. Воображаемые друзья — обычное дело, но причины появления бывают разными, как и время, в течение которого они продолжают существовать.

Кто они?


Маленькие дети, как правило, обращаются со своими мягкими игрушками и куклами так, будто они на самом деле живые, могут понимать и чувствовать. Согласно данным Марджори Тейлор, психолога, работающего в лаборатории воображения в Университете Орегона, где исследуется взаимосвязь между воображаемыми друзьями и социальным развитием ребенка во взрослом возрасте, к семи годам примерно 37% детей делают шаг в творческом развитии и заводят такого товарища.

Разнообразие форм и видов говорит о силе воображения. Сотрудники лаборатории провели исследование и условно разделили персонажей, используемых испытуемыми, на группы:

Так, невидимыми спутниками могут быть как обычные люди, так и животные, и фантастические существа, которых никогда не существовало. Чаще всего они появляются поодиночке, реже — группами. Мальчики чаще всего придумывают друзей мужского пола, а девочки — как своего, так и противоположного пола. 

Дети, у которых есть воображаемые друзья легко описывают как они выглядят и как себя ведут. Некоторые рассказывают о том, как они взаимодействуют с ними: слышат их голос, или тактильно ощущают присутствие. Мифические спутники могут быть частью всей жизни ребенка и его семьи многие годы. Однако это не значит, что дети не осознают то, что их друзья выдуманные. Около 77% испытуемых ответили «да», когда их спросили, есть ли у них воображаемый друг. 40% из них в какой-то момент беседы сделали акцент на том, что речь идет о несуществующем человеке или животном.

Принято считать, что невидимки исчезают тогда, когда заканчивается детство, но это не всегда так. Марджори Тейлор изучала дневники подростков и пришла к выводу, что наиболее творческие подростки тоже заводят воображаемых спутников, которые не обязательно заменяют реальные отношения, а скорее дополняют их. Они живут собственной жизнью и развиваются параллельно с ребенком.

Почему их придумывают


Кажется логичным, что дети, придумывающие себе друзей, могут быть особенно одинокими или же иметь проблемы с социальной адаптацией. Безусловно, эти факторы имеют место, но не в 100% случаев. По сравнению с теми, кто не придумывает персонажей, дети с особенно развитым воображением, как правило, менее застенчивы, больше смеются и лучше справляются с задачами, которые предполагают использование воображения. Те дети или подростки, которые не так часто смотрят мультики и специализированные шоу, с большей вероятностью придумают себе друга.

Несмотря на то, что наличие воображаемого друга не говорит о том, что ребенок чем-то обеспокоен, бывают случаи, когда он все же испытывает некоторые трудности. В такой ситуации фантазии помогают ему справиться с травматическими переживаниями. Друг также может появиться от нехватки ярких впечатлений в реальном мире, или же в том случае, когда ребенок находится в тотальной зависимости от родителей, и ему приходится поступать полностью в соответствии с их желаниями. Грубо говоря, это следствие гиперопеки. Кроме того, часто это причина нехватки общения, о которой он не может сказать старшим.

Иногда нереальные существа или люди появляются у подростков после сильного потрясения. Например, смерти близкого, резкой и неожиданной смены обстановки, или развода родителей. Какое-то время друг будет сопровождать ребенка и, как правило, обладать теми характеристиками, которых ему не хватает в реальности.

Вопреки всем страхам и опасениям, которые могут возникнуть у родителя, следует принять этот факт, как обычное проявление фантазии, даже если это кажется необычным и странным. Однако если ребенок слишком сильно привязан к другу и проявляет тревожные симптомы, необходимо принять меры.

Как реагировать?


Большинство родителей привыкли думать, что присутствие несуществующего друга — серьезная проблема, которая граничит с психическими расстройствами. Однако это не всегда говорит о каких-то нарушениях, ведь выдуманный товарищ — это нормальное и распространенное явление.

В первую очередь, родителям следует больше узнать о новом сожителе. Эта информация поможет понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни. Так, можно обнаружить, что ему требуется большая вовлеченность в социум или узнать, какую проблему он скрывает. Если воображаемый друг выступает в роли защитника, и сын или дочь рассказывают о том, как он расправится с обидчиками, то стоит обратиться к специалисту, потому что это может быть признаком скрытой агрессии.  

А вот оспаривать его существование и давить на ребенка не следует. Воображаемый друг — это уникальное и волшебное выражение воображения и фантазии, и увлекательная форма притворной игры. Вероятно, невидимки олицетворяют волшебство, которого так не хватает во взрослом мире. 

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: