Задумывался над тем, что означают твои непроизвольные движения во время танца? Психологи способны прочитать характер, проанализировав жесты на танцполе. Даже в древности считали, что пляски у костра — это не просто развлечение, а целая церемония, во время которой человек раскрывается и общается с миром. Отношение к танцу повсеместно было особенным. Выясняем, как танец отражает твои эмоции.
Древнегреческие боги танцпола против христианства
Историки считают танец древнейшим из искусств. Если, конечно, не брать в расчёт умения жриц любви. Танцем выражали сильные эмоции и обращались к нему по любому достойному поводу. Например, во время рождения ребёнка или похорон. С помощью него доходили до состояния изменённого сознания. Яркий пример — шаманы, которые вызывали дожди, считая, что пляски обязательно заставят небеса пролить слёзы.
Первые упоминания о явлении зарегистрированы аж в 3300 году до нашей эры в Индии. Учёные нашли наскальные рисунки скачущих в хороводе людей. Нетрудно догадаться, что значит находка. Со временем значение танца менялось, да и сам он претерпел метаморфозы. Из ритуала превратился в искусство, со своими правилами, главные из которых — соблюдение ритма, динамики и техники. Начала формироваться культура.
Однако с распространением христианства танец стали считать проявлением язычества. Человек, двигающийся под музыку, — одержимый. Так он давал пробудиться своим внутренним бесам. Случаи экзорцизма в этой ситуации не были правилом, но встретить исключения можно. Ритуальные пляски практически исчезают. Зато в салунах и на балах высшие слои общества тусуют как в последний раз. Со временем стереотипы о бесах уходят, а умение танцевать ценится не меньше, чем навыки чтения и письма. Во Франции Людовика XIV считалось, что чем человек лучше танцует, тем выше его статус. Поэтому король постоянно оттачивал мастерство, чтобы подтвердить свою репутацию. Со временем появилось множество новых стилей. Вершиной эволюции стало ритмичное покачивание в углу столовой на школьной дискотеке.
Поговорим на языке танца?
Танец как средство общения использовался ещё в древности. Первый сексолог — Хэвлок Эллис — считал ритмичные телодвижения проявлением сексуального импульса. В ходе экспериментов выяснилось, что танец способствует возбуждению среди аудитории, которая наблюдает за действием. Те же эмоции испытывают и участники. Неудивительно, что многие балы в Средневековье и эпохе Возрождения заканчивались массовыми оргиями. Этим позже стали пользоваться балерины, которые, видимо, понимали все преимущества своих умений. Помимо сексуальных движений, они обладали красивыми формами, что привлекало мужчин. Поэтому вчерашние танцовщицы становились куртизанками. Существует запись полицейского протокола о знаменитой балерине Мадлен Гимар:
«Она каждую неделю даёт три ужина: на первом бывают придворные и знать, на другом — писатели, художники и учёные и, наконец, третий носит характер настоящей оргии, на которую она приглашает самых соблазнительных, разнузданных девиц и во время которой разврат достигает последней возможности».
Психологи заостряют внимание на том, что танец — это невербальное выражение вербального. Представь себя на балу в XVII веке. Во время него партнёры выбирали себе тех, с кем хотели завязать общение. Например, если контакт носил любовный характер, то и танец был откровенным. Сегодня картину можно увидеть в любом клубе, правда, движения изменились — чаще всего партнёры просто трутся друг о друга. Но посыл такого танца понятен.
Дополнительным подтверждением того, что танец можно использовать как язык, является балет. Со сцены во время выступления не произносится ни единого слова. И не нужно быть три пяди во лбу, чтобы понять, в какой момент лебедь умирает. Здесь главным средством общения выступает тело — танцор жестами объясняет свои мысли. Делать это можно, регулируя ритм и темп. Впервые об этом заговорила мастер «свободного танца» Мэри Вигман. Она придумала новый танец, который помогал общаться с аудиторией напрямую, без нот. Суть его заключалась в особой экспрессии, мимике и жестикуляции. Основан он был на мотивах эвритмики Жака-Далькроза. С помощью одного танца мастер мог показать целую жизнь, не используя при этом слов и музыки.
Плохому танцору настроение мешает
Ученые обращают внимание на температуру тела, сокращение мышц и динамику движений. Проанализировав эти факторы, можно установить, в каком расположении духа пребывал человек во время танца. Радость распознают в плавных движениях, страх — в резких и сжатых, а печаль — с помощью длинных пауз между движениями. В проведённом эксперименте на самый высокий уровень узнаваемости эмоций победила печаль. Почему-то её легче всего угадать. Наверное, потому что человек склонен к состраданию. Уверен, что друзья чаще спрашивают тебя, почему ты грустный, нежели — радостный.
Кстати, танец способен улучшить общее состояние человека. К примеру, в дошкольных учреждениях дети развивают коммуникативное общение с помощью языка танца. Помнишь утренники, танцевальные зарядки и прочие мероприятия из детского сада? Таким образом ребенка учат увеличивать уровень социального познания и знакомят его с возможностями своего тела. Танцуй, ведь это не только весело, но и полезно.