Начиная с истоков современной психологии конца 19 века, с сочетанием культурных стереотипов и классического женоненавистничества, в обществе сформировалось устойчивое представление о том, что женский оргазм — это проблема, которую необходимо решить, а не естественная и нормальная часть сексуальной жизни и психологического благополучия человека. Общество, не получившее достаточной осведомлённости о половом воспитании, уверено, что женщины нечасто думают о плотских утехах, редко мастурбируют и вообще прибегают к сексу только для продолжения рода.
Психоз и фригидность
С 19 и до середины 20-го века психологическое сообщество, вдохновленное психоанализом Зигмунда Фрейда утверждало, что женщины должны достигать оргазма только через вагинальное проникновение. Любой вид женского сексуального удовольствия, который не соответствовал общепринятому, считался признаком мужественности, дисбаланса или даже безумия.
Викторианское представление о сексуальности значительно отличалось от современных мнений и исследований. Когда дело доходило до обсуждения достижения пика удовольствия с помощью посторонних стимуляций, специалисты начинали говорить о расстройствах. Тогда такое проявление желания говорило о чрезмерном сексуальном влечении, которое связывали с психическим заболеванием.
Эти убеждения заставили большое количество женщин чувствовать себя «неправильными», «неполноценными». Они обращались к врачам с рядом жалоб: беспокойство, раздражительность, нервозность, эротические фантазии, чувство тяжести внизу живота и необъяснимая влажность. Синдром стали назвать «истерией» от греческого слова «матка», а сами испытываемые чувства — «пароксизмами», поскольку специалисты были уверены в том, что женщины физически не способны испытывать сексуальные ощущения, то есть оргазм. Они придумали два способа «лечения» болезни: сильная стимуляция оргазма или же хирургическое удаление главного виновника ситуации — клитора.
Именно в этом обществе Фрейд написал работу, согласно которой, все женщины должны были переключить свое внимание только на внутреннее проникновение, иначе они рисковали получить сильное психологическое расстройство. Те женщины, которые не могли достичь удовольствия, автоматически считались фригидными, страдающими расстройствами или же лесбиянками, что также считалось заболеванием.
Укрепление стигмы и стыд
Может показаться, что исследование Фрейда происходило так давно, что современное общество уже должно было опровергнуть это мнение и побороть стигму. Увы, она укоренилась настолько, что некоторые консервативные общества до сих пор считают женскую сексуальность неприемлемой и ненормальной. Девушек с раннего возраста учат тому, что они должны проявлять самоконтроль, когда дело касается их полового влечения. Они должны подобающе и скромно одеваться, чтобы не отвлекать мужчину, который в свою очередь не обязан следовать тем же правилам. Это подчеркивает идею о том, что они не могут и не должны контролировать свои влечения.
Кроме того, компании, производящие секс-игрушки, делают упор на то, что они необходимы именно женщинам, поскольку им труднее пробудить свою сексуальность. Примером, который демонстрирует эту ложную концепцию является премия «Оскар» 2016 года: в подарочные пакеты для женщин-номинантов организаторы клали секс-игрушки. Мужчины могут открыто говорить о своих достижениях в области сексуальности, о количестве партнерш и стимуляции. Однако обсуждение этих же тем противоположным полом считается не только неправильным, но и характеризует их как девушек легкого поведения.
Тем не менее, идея о том, что женское либидо спит, просто неверна. Это важно признать, поскольку данное убеждение не только приводит к стигматизации сексуальности, но и снижает заинтересованность и осведомленность девушек о собственном сексуальном здоровье. Это приводит к небезопасным практикам, страху, непринятии себя и неуверенности. Возможно, что избавление от стереотипов станет важным аспектом безопасности сексуально активных женщин. Разговоры и обсуждение этой сферы жизни позволяют нам понять и принять понятие безопасного полового акта, и избавиться от стыда самостоятельной стимуляции.
На самом деле стыд за мастурбацию разделяют не только женщины, но и мужчины. Она точно так же, как и секс, имеет несколько преимуществ для здоровья: снимает стресс, улучшает настроение и успокаивает нервы. Когда человек испытывает стыд или вину из-за собственной сексуальности, он лишает себя удовольствия и пользы для здоровья, отказывается взаимодействовать со своим телом и лучше понимать желания и потребности своего тела. И дело не только в том, как психологи десятилетиями формировали мнение общества, но и в религиозном воспитании.
Борьба и разрушение стереотипов
Современные психологи сегодня все чаще опираются на работы феминисток и исследователей сексуальности, чтобы исправить и исключить дезинформацию. С сексуальной революции 60-х годов феминистки начали свою «миссию» по восстановлению репутации женской сексуальности. Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон еще в начале прошлого века бросили вызов идеям Фрейда. Они использовали прямое наблюдение для изучения широкого спектра женских сексуальных переживаний. Исследователи рассматривали проявление желания, как важную и обособленную часть сексуальной жизни, а не просто как отражение их партнеров-мужчин. Феминистки второй волны продолжили эту идею и старались обратить внимание общественности на неверное представление о том, что сексуальность должна быть сосредоточена исключительно вокруг замужних и гетеросексуальных отношений. Люс Иригари и Эдриенн Рич утверждали, что фрейдистская теория — это очередной способ заставить женщин подчиняться мужчинам. Они выступали за использование различных способов стимуляции половых органов для удовлетворения женских потребностей, и за освобождающий потенциал лесбиянства.
Другие активистки не только говорили и писали об этом, но и занимались практической стороной вопроса. Коллектив «Boston Women’s Health Collective» был первым, кто представил откровенную и положительную информацию об этом вопросе. А секс-педагог Бетти Додсон в 60-х пропагандировала силу женской мастурбации посредством написания статей и семинаров по групповой мастурбации.
Создатели документального фильма «Дилемма желания» продолжили эту традицию. Они рассказали об исследовании «клитерации» и столкновении между гендерной политикой и женским сексуальным желанием. Сюжет рассказывает о четырех женщинах: художнице Софии Уоллес, биологе Стейси Даттон, психологе Лизе Даймонд и дизайнере секс-игрушек Ти Чанг. Они пытаются снять табу с этой темы. Главная цель картины — изучить, как женщины могут вернуть себе свою законную сексуальность.
Стереотипы не должны сдерживать женщин и заключать в рамки «нормальности». В конце концов, достижение и реализация сексуального удовольствия — это совершенно нормальное явление, которое полезно как для женщин, так и для мужчин.