Индустрия моды стремительно меняется, поскольку торговцы активно стараются угодить всем запросам потребителей, учитывая последние тенденции. А по мере того, как отрасль становится конкурентной, желания покупателей значительно опережают предложение. Они хотят все получить максимально быстро — отсюда и появилось понятие сверхбыстрой моды.
С подиума на прилавки
Это явление вполне естественно для времени, в котором немедленное удовлетворение имеет настолько существенное значение. Главные представители моды стали теми, кто определяет тенденции по мере их появления или даже до того, как они вообще начнут возникать, и доставляет их потребителю в самые кратчайшие сроки.
Исторически сложилось так, что модные тенденции зарождались именно на подиуме, а потом, претерпев изменения, уже просачивались вниз в хронологическом порядке: от дизайнерских вещей до доступных, которые продаются в масс-маркетах. Этот процесс занимает около 6 месяцев, и еще в течение года одежда распространяется на массовые рынки. Все изменилось с появлением быстрой моды. Процесс «от концепции к прилавкам» стал ускоренным.
Расцвет сверхбыстрой модной промышленности
Швейная промышленность значительно разрослась за последние несколько десятилетий, чтобы удовлетворить спрос на широкий выбор одежды по низким ценам. Вместо того чтобы открыто навязывать продукты потребителям, такие бренды, как Zara и H&M, стали следовать пути, который трансформировал всю отрасль и позволил потребителю диктовать тенденции. С ростом объема данных по розничной торговле эти бренды смогли отслеживать грядущие тенденции — от дизайнеров до самый влиятельных лиц поп-культуры, а затем за считанные недели внедрять их в производство и в магазины.
Эти два самых крупных ритейлера сверхбыстрой моды оказались в прямой конкуренции с компаниями, работающими только на Интернет площадке. Boohoo и Missguided сумели значительно ускорить вывод продукта до продажи в течении всего двух недель. Эти бренды стали настолько успешными, что могут дарить потребителям мгновенное удовольствие от модной одежды по самым низким ценам.
Читать по теме: «Вещь — это товарищ»: как у россиян менялись представления о моде»
Эксплуатация или развитие?
В 2018 году швейная промышленность Великобритании оценивалась в $32 миллиарда, а мировая промышленность — почти в $3 триллиона в год. В последние несколько лет сверхбыстрые модные бренды, например Boohoo, Missguided и PrettyLittleThing, почти штурмом взяли этот сегмент, предлагая одежду по более низким ценам, чем когда-либо ранее.
Так, два-три модных сезона в году стали превращаться в микросезоны. Стремительные изменения тенденций стали означать, что чем быстрее они формируются, тем, соответственно, и быстрее выходят из моды. С увеличением микросезонов и снижением цен неудивительно, что в 2019 году британские потребители стали осуществлять покупки в несколько раз чаще, чем десятилетие назад. В результате процветает культура одноразового использования и сверхбыстрой моды за счет дешевой рабочей силы.
Издание «Sunday Times» провело тайное расследование и выяснило, что компания Boohoo осуществляла незаконную деятельность на заводах в Лестере. Работникам платили от $4,5 до $5,5 в час и не предоставляли необходимых средств защиты от вируса COVID-19. Безусловно, то, что обнаружили журналисты, — лишь верхушка: 97% одежды на прилавках магазинов импортируется из-за границы.
В 2018 году организация Global Labor Justice заявила, что они зарегистрировали сообщения о жестоком обращении и злоупотреблении полномочиями на фабриках в таких государствах, как Бангладеш, Камбоджа, Индия, Индонезия и Шри-Ланка. Они уверены, что это прямой результат давления быстрых изменений и низкой оплаты труда. В Индии, где 60% из 45 миллионов работников составляют женщины, каждая седьмая подвергалась изнасилованию или харассменту, а более 60% — запугиванию и угрозам насилия.
Профсоюзы стараются все больше расширять права и возможности сотрудниц, поскольку они часто сталкиваются с маргинализацией. Согласно «Революции моды», эти общества могут начать освободительные изменения для женщин и дать им шанс выйти из бедности и стать более независимыми и сильными. Нередко работницы подвергались жестокому обращению за то, что они состояли в профсоюзе или же пытались его создать.
Предприятия часто нанимали на работу незамужних девушек, заставляя их подписывать документ, в котором было указано, что они не имеют права заводить ребенка, пока трудятся на фабрику. Это делалось для того, чтобы в будущем не поднимался вопрос декретного отпуска. Аналогичным образом пожилые сотрудницы считались нежелательными, чтобы не тратиться на больничные.
В то время как Европейский Союз приближается к разработке новых правил привлечения компаний к ответственности, выход Великобритании из ЕС в 2019 году освободил бренды сверхбыстрой моды от юридической ответственности. Главная и основополагающая миссия компании Missguided — дать молодым девушкам возможность выглядеть и чувствовать себя более уверенно в любом случае. Промышленность растет, а потребители выигрывают от дешевой одежды, но возникает вопрос: возможно ли найти компромисс между быстрым удовлетворением запросов и защитой прав работников?
Хотя очевидно, что требования, которые предъявляет сверхбыстрая мода, могут привести к нарушению трудовых прав работников предприятий, сложно представить более эффективный путь развития масс-маркетов. По мере того как они расцветают, растет и спрос потребителей на этичную и экологичную одежду.
Читать по теме: «Шоппер — авоська XXI века: как в СССР задавали современные экологические тренды»