Маргинальщина
01 октября, 2019

Колдовство по-славянски: чародеи и ведьмы в России

Сказ о том, как колдуны президента изгоняли и деньги у народа отнимали.

Русский народ невыносимо суеверен и обожает сказки. Кого только в нашей стране не встретишь: то хтонического дрища, то инопланетянина Алешу, то дома с привидениями. Настало время пополнить твою личную коллекцию мистических историй — на этот раз байками и реальными историями про ведьм и колдунов.

Немного об истории вопроса

Сегодня благодаря интернету и волшебству просвещения осталось намного меньше людей, которые уверены в существовании колдовства и мистических сил до такой степени, что шарахаются от старушек с пустыми ведрами. Однако еще в 20 веке люди абсолютно искренне верили, что одинокие женщины, которые предпочитают уединенный образ жизни на окраине деревни и сушат на окнах травы и цветы для заварки, стопроцентно являются ведьмами. Приведем несколько ярких примеров.

В 1925 году в селе Покрова в Смоленской области (сейчас населенный пункт имеет статус деревни) журналист запечатлел на фото 85-летнюю цыганку-знахарку по прозвищу Ладаниха. Бабульке посвятили полноценную статью в журнале «Красная нива» — вот такая суровая нативка была в СССР. Список услуг колдуньи, по словам автора, был обширным: она лечила местных, увеличивала надой коров, а также (внимание) проводила ритуалы по спасению от суда за незаконную вырубку леса. Записываем рецептик, вдруг пригодится: приносишь колдунье курицу, она отрубает ей голову ритуальным топором, после чего вымазывает кровью птицы его рукоять. Затем ты должен съесть голову курицы — «в вареном виде, но без соли». «Вся вина ложится на обезглавленную курицу», — заявляется в материале журналиста. Курицу, кстати, забрать ты не сможешь: она остается у ведьмы. Но не в качестве оплаты, а, видимо, как бонус.

Однако это — положительный пример симбиоза ведьмы и сельских жителей; частенько бывали истории куда страшнее расчленения кур. Например, в 1926 году в одном из номеров Северо-Кавказской газеты «Молот» описали попытку линчевания «ведьмы» на хуторе Аникин. Журналисты и тогда знали толк в кликбейтных заголовках, заметка называлась «Как Аникинские учителя убили ведьму». На окраине этого селеньица жила пожилая вдова, про которую среди крестьян ходили жуткие слухи:

«По вечерам в ее доме собираются разные духи и устраивают свои пляски, из трубы дома не раз вылетали черти и чертенята. Сама вдова появлялась по ночам на улице в виде собаки».

Местные мужики, отставные учителя, почувствовали себя бравыми инквизиторами и решили устроить чародейке самосуд. Они стали проводить рейды около ее дома в полночь, все выжидая, когда же из печной трубы полетят черти. В конце концов борцам с нечистой силой представился случай проявить себя:

«Однажды поздно вечером два друга вышли на свое дежурство и не успели подойти к воротам дома вдовы, как оттуда выскочила здоровенная собака, волочившая привязанное на веревке колесо от линейки. Два приятеля ухватились за колесо, которое волочилось за несчастной собакой. При этом приятели себя осеняли крестным знамением и по привычке шептали заклинания: «Чур меня, чур меня!»

Приняв животное за ведьму-оборотня, они разыскали топор и попытались зарубить собаку. Однако та, получив серьезные травмы, отвязалась от колеса и сумела убежать от инквизиторов. Те, в свою очередь, зачем-то изрубив в щепки колесо, решили, что раз им удалось изувечить собаку, то она уже обратилась обратно в бабу и находится в хате, изрубленная. Войти туда они не решились и отправили в гости к колдунье соседок, которые уже сбежались на шум и вовсю наслаждались представлением. Они «обвешали себя со всех сторон ладанками, образками и, взяв на всякий случай с полведерка священной водички, крестясь и подталкивая друг друга, вошли в жилище ведьмы». На свою беду та была больна, поэтому даже не смогла выйти во двор и посмотреть, что за балаган там творится. Крестьянки стащили бедную вдову с постели и, убедившись, что на ней нет никаких увечий от ударов топора, решили избить мракоборцев за устроенный спектакль. Впоследствии вдова также объяснила, зачем к собаке было привязано колесо: поскольку она находилась дома одна, ночевать в пустом доме ей было страшновато, поэтому она отвязывала собаку на ночь, но крепила к ее цепи колесо, чтобы та не смогла далеко убежать.

Шаманы на страже России

Несмотря на то что сегодня на одиноких женщин не бросаются с топорами и обвинениями в колдовстве (по крайней мере у нас в стране), тяга к мистицизму все еще сильна и гармонично соседствует в народном сознании с богобоязненностью, куличами на Пасху и верой в честность правительства. Доказательством тому служит существование шаманских организаций. Ты не ослышался, у современных шаманов России существует что-то вроде профсоюзов. Они официально зарегистрированы в Минюсте. Возьмем, например, Тэнгэри — крупное общество шаманов Бурятии, основанное аж в 2003 году. Вот, что они сами заявляют:

«Основная задача организации — возрождение шаманских традиций и обычаев как основ изначального вероисповедания коренных народов Забайкалья, сохранение мира, здоровья, благополучия всех живущих в Байкальском регионе, оказание духовной помощи населению. За два первые года работы группы шаманов Тэнгэри многим обратившимся оказана помощь в лечении серьёзных заболеваний. Возрождены изначальные места поклонения шаманов. Проведён ряд встреч с учёными Бурятского научного центра Академии наук РФ».

Где-то рыдает от зависти Лео Бокерия в обнимку с Леонидом Рошалем — зачем нам медицина, если у нас есть шаманы?

Тэнгэри — далеко не единственная организация, которая объединяет сибирских колдунов с бубнами. В одной только Бурятии их больше десятка. Другие базируются в Иркутской области, Калмыкии, Якутии, Красноярском и Алтайском крае. У них, как и у ведьмаков из вселенной Сапковского, разные школы: у каждой свои традиции, обряды и ритуалы. И они часто бывают не согласны друг с другом. Например, зимой все активно обсуждали историю с сожжением верблюдов: шаманы Ангарска провели обряд со страшным названием Жэнтэнгэрияба — пятерых взрослых верблюдов закололи и провели ритуальное сожжение туш под звуки бубнов. Коллеги по цеху осудили их за надругательство над священным животным. В обряде участвовало около пятисот человек — все они бросали в огонь сладости и фрукты, разбрызгивали над пламенем алкоголь. Шаманы заявили, что обряд носил патриотический характер и был направлен на «укрепление России и ее народов»:

«Мы, как люди верующие, хотим своими молитвами все возродить, восстановить и сделать нашу родину сильной, красивой, мощной и суверенной».

Вот так, пока ты на диване сидишь, Россию спасают шаманы. Они же, кстати, сделали для тушения летних сибирских пожаров больше, чем правительство и МЧС вместе взятые: объединились с коллегами из Германии, Польши и Монголии, чтобы провести обряд Тайлаган — попросили богов отвадить беды от многострадальной тайги. И ни слова об экономической нецелесообразности. Вроде бы даже сработало.

Шаманы России все чаще становятся героями интересных инфоповодов. Летом появилась новость про шамана Александра из Якутии, который пешком отправился изгонять из Кремля президента Путина. Встретившиеся Александру по дороге люди поддерживали его, а многие решили присоединиться к походу. По восточному Забайкалью он шел один — но уже возле Читы в команде сопровождающих было 24 человека: мужчины и женщины разных возрастов, национальностей и профессий. Проезжающие мимо останавливались, чтобы пообщаться с шаманом, передавали ему деньги, продукты и воду. Ободряли словами:

— За свободу нашу, чтобы у нас были права!
— Это не твоя цель, это Бог тебе сказал, я знаю и верю в это. Мы дойдем до Москвы, ты свою цель сделаешь, а мы тебе в этом поможем!

Александр считает Путина демоном, порождением темных сил, и насчет своей цели отзывался так:

«Демократия должна быть без страха. Сейчас люди боятся говорить, боятся, что их уволят, зарплаты лишат. Просто у нас государственная сила беспредельная, демоническая. Народ в искусственную депрессию загнан. Естественную депрессию знахарь вылечит махом, а эту, искусственную, только колдовство. Колдун нагнал свою иллюзию страха, депрессию на всю страну, но белый колдун – такой, как я, – сможет это наваждение развеять. Политик здесь бесполезен — только колдовство на колдовство».

В Чите шаману удалось собрать митинг, на котором его поддержали местные жители. В мероприятии, по некоторым оценкам, приняло участие 700 человек, а главным его лозунгом стал тезис «Россия без Путина». До Москвы шаман планировал добраться к 2021 году, но его цели не суждено было осуществиться: в ночь на четверг, 19 сентября, он разбил лагерь для ночевки в районе федеральной трассы на границе Бурятии и Иркутской области. Юрту окружили вооруженные силовики в масках. Они арестовали шамана и увезли его в Улан-Удэ. Тут же и уголовное дело нарисовалось: МВД республики позднее уточнило, что Александр находится в розыске «за совершение преступления» в Якутии. Какого — никто не уточнил. Сейчас о его судьбе ничего неизвестно.

Верховный колдун России и шарлатаны

Несмотря на то что из-за всех этих инцидентов шаманизм приобрел неоднозначную социально-политическую окраску, в 21 веке он стал легальной разновидностью колдовства, которая пользуется народным доверием и лояльностью властей. Сегодня у шаманов есть свой официальный, избранный голосованием лидер — Кара-Оол Допчун-Оол. Его избрали на международном съезде в прошлом году. В городе Кызыл у него даже есть свой «аппарат» — Управление верховного шамана. Смесь советского новояза и мистической лексики звучит довольно комично, но на деле все более чем серьезно: глава колдунов написал обращение к президенту, в котором попросил лидера страны признать шаманизм религией и помочь в борьбе с шарлатанами:

«К сожалению, много появилось людей, которые под прикрытием имени шамана поглощены только жаждой наживы. С такими шарлатанами у нас не должно быть ничего общего. Не каждый человек, имеющий бубен и некоторые атрибуты, имеет право зваться шаманом. Призываю всех людей, решивших обратиться к шаманам за помощью: посмотрите, к кому вы идете. Если человек не имеет отзывов от реальных людей, которым он помог, не спешите отдавать деньги за прием».

На самом деле, проверить «подлинность» способностей шамана очень сложно. Все, что выдает поисковик по запросу «услуги шамана», выглядит довольно подозрительно. Например, сайт «Сибирский шаманизм», где нам предлагают участие в проекте с впечатляющим полуведическим названием «Сила Рода». Ведет проект «потомственная шаманка» Алла Громова — голубоглазая женщина славянской внешности, завернутая в шкуры и перья. Она утверждает, что является сибирской шаманкой в n-ном колене и практикует уже 20 лет. Посмотрим, что же она предлагает:

«Вы узнаете, как стать богатым.
Сможете удачно выйти замуж или наладить супружеские отношения.
Сумеете построить карьеру и успешный бизнес.
Разберетесь, как быть здоровым и никогда не болеть.
Поймете, как избавиться от долгов.
Сможете получить деньги под конкретный замысел или проект.
Узнаете, как привлечь удачу в свою жизнь.
Узнаете, как родить здорового, успешного и талантливого ребенка.
Поймете, как удержать мужчину и как стать единственной и желанной для него».

Ничего не напоминает? Особенно последний пункт с удержанием мужчин. Все это подозрительно похоже на программы суперкоучей и женских секс-тренеров, которые берут по 20 тысяч за бесполезную, а местами и откровенно вредоносную ересь, которую втирают в течение 2-3 часов отчаявшимся дуракам и дурам. Для женщин у Аллы имеется спецкурс: «Корни рода. Возвращение женской силы». Там она, судя по описанию, внушает дамам ведическую чушь про юбки, цветочки, потоки вагинальной энергии, очищение матки и «магию женского предназначения».

Верховный шаман России советует искать отзывы — и правильно делает. Однако у Аллы на сайте масса отзывов, и ни одного негативного. Некоторые даже подкреплены скринами из переписок — правда, если приглядеться, фотографии в них подозрительно похожи на стоковые. Мы проверили, они и правда гуглятся — даже номера машин, которые якобы получили в подарок счастливые слушательницы курса, совпадают. Но станет ли отчаявшийся человек, который решил воспользоваться услугами шамана, проводить столь доскональную проверку? Разумеется, нет.

На самом деле, таких шарлатанов на просторах нашей необъятной — великое множество. Они прикрываются ведами, шаманизмом, психологией и коучингом — но на деле под этим плотным гратеном запекаются одни и те же способы отъема денег у населения. А население даже не понимает, что его обманывают. Это ли не колдовство?

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: