История телевидения в постсоветской России — это совершенно особенная страница нашей культуры. В 90-е и нулевые продюсеры обладали уникальным стартовым набором для создания самых безумных проектов: отсутствие профессионального образования, море наличных и полная творческая свобода. Так, появился легендарный старый НТВ с его «Куклами» и «Тушите свет», амбициозный MTV, вечно соперничающие СТС и ТНТ. Окунемся в мир кривых ток-шоу, мракобесия и трэша: вспоминаем самые сумасшедшие порождения отечественной телеиндустрии.
Окна
Тем, кто застал во всех красках начало нулевых, Дмитрий Нагиев запомнился не только культовой ролью в «Прапорщике Задове», но и в качестве ведущего безумного ток-шоу «Окна». Его транслировали по СТС и ТНТ с 2002 по 2005 год. Сценарий каждого выпуска был прост: вначале Нагиев озвучивал тему — конфликт героев. В студию поочередно приглашали участников, которые смачно осыпали друг друга ругательствами, матерились, дрались, разносили все вокруг, — страсти в «Окнах» кипели похлеще, чем в «Пусть говорят». Шоу запомнилось первой массовой дракой в истории ТВ. В том эпизоде в студии сидели жених и невеста, которые хотели расписаться прямо в эфире, но внезапно в зале появился мужчина, одетый в свадебное платье. Началась драма с диалогами в стиле «Яблоневого сада» («Да я люблю тебя-я!»):
— Ты на кого меня променял? Я твоя невеста! Да вы понимаете, даже если он не на мне женится, я ему член оторву, он все равно ко мне придет!
— Ты че, дурак, что ли.
Далее в зале появляется бывшая супруга жениха, которая сознается, что гей в свадебном платье — нанятый ею актер. Слово за слово — и в студии начинается жесткая потасовка, в ходе которой досталось и Нагиеву. Это был шедевр постановочных драк: пострадали даже декорации.
Малахов+
Ну уж про этого веселого деда, который с федерального телеканала призывал лечить все болезни мочой, помнят все. Серьезно, у империи Эрнста явно проблемы с просветительскими передачами о здоровье: то Малахов с банкой урины, то Малышева с костюмом мошонки.
Мало кто знает, что изначально шоу «Малахов +» называлось «Малахов + Малахов», и соведущим Геннадия Петровича была не Елена Проклова, а тот самый Андрей, который «берегитесебяисвоихблизких». В передаче было два Малахова. Но, видимо, второй быстро почуял неладное и открестился от целительского мракобесия.
В каждом выпуске Малахов обязательно рассказывал, что предвещают грядущие лунные сутки, и давал советы по лечению всех болезней проверенными «народными» средствами. Среди наиболее резонансных случаев — история мальчика с сахарным диабетом первого типа. Отец ребенка рассказал, как ему удалось избавить сына от инсулиновой зависимости по методу Малахова: 300 приседаний в день и особая дыхательная техника. Это было, по сути, убийством собственного ребенка: организм диабетиков не вырабатывает инсулин, и этот гормон жизненно необходим больному. Этот несчастный мальчик, скорее всего, благодаря помешательству папаши попал в реанимацию с кетоацидозом.
Программа закрылась в 2010 году со скандалом: поговаривали, что Геннадий Петрович находился на грани самоубийства. Однако спустя какое-то время все вернулось на круги своя: сначала псевдознахарь воскрес в 2011 году на украинском ТВ с программой «Здоровенькі були з Малаховим», потом, в 2012, вернулся на Первый, переименовав передачу в «Доброго здоровьица!». Вытравить народную уриномедицину с федерального телевидения удалось лишь в 2014 году.
Три обезьяны
Передача, которая стала началом телевизионной карьеры Гарика Харламова. Пожалуй, ее можно отправить в Палату мер и весов как эталонную единицу измерения тупости, банальности и идиотизма в мире телевидения. Суть передачи заключалась в следующем: три участника, олицетворяющие трех обезьян, отвечают на максимально глупые и банальные вопросы ведущего, и за неправильные ответы (или же просто так, шутки ради) лишаются права говорить, слышать или смотреть. В ходе игры на них надевают повязки, респираторы или строительные наушники — все шутки и гэги строятся вокруг этого. На работу Харламова как ведущего просто невозможно смотреть: от его аффективной манеры речи, мимики и жестов устаешь буквально через минуту. Долго передача в эфире Муз-ТВ не продержалась — и слава богу.
Не ври мне!
Жанр документальной мелодрамы на российском ТВ — это отдельная история ужасов. Сегодня такие передачи можно найти разве что на «Домашнем», который смотрят только парикмахерши в своих салонах и домохозяйки, а раньше, лет 10 назад, их крутили по федеральным телеканалам. На первом долго существовал мегапопулярный проект «Понять. Простить», а на РЕН ТВ — его более дешевый аналог «Не ври мне!», который было куда веселее смотреть. Уморительно-плоская игра актеров, их гениальные диалоги и полные «логики» действия — все это делает передачу достойным конкурентом украинских телешоу, которые так любят ценители трэша. Передачу растащили на мемы: весь интернет знает Ксению Гарбышеву, которая не понимает, что происходит.
Сердца за любовь
Это достаточно свежий проект, который продолжает лучшие традиции штамповки идиотских шоу, цепляющих зрителя грубостью, вызывающе-колхозным поведением участников и откровенной имбецильностью. Суть «Сердец за любовь» в том, что в студии сидят несколько девушек, которым предлагают познакомиться с участниками-парнями. Молодые мужчины оценивают себя в определенное количество «сердец» — своеобразная валюта внутри шоу, которой девицы платят за знакомство с ними. Количество сердец у них ограничено. В процессе «смотрин» девушки оскорбляют друг друга, поливают грязью парней и вообще вытворяют всяческий идиотизм. Юноши на это шоу приходят максимально странные — то, как они выглядят, держатся и разговаривают, нарочно не сыграет никакой актер. Например, чего стоит одна только песня про куриных гусей (2 сезон, 60 выпуск — если кому-то интересно увидеть первоисточник):
«Куриные гуси залетели в мой дом.
Я все дела отложу на потом!
Куриные гуси залетели в мой дом,
Я все дела отложу на потом,
Со всех ног
Побегу к ненаглядным гусям!»
Передача выходит на телеканале СТС Love. Сами создатели описывают свой шедевр как «аукцион невиданной щедрости, где с молотка «продаются» парни на любой вкус». Как-то бесчеловечно, не находишь?
Это далеко не все кошмарные порождения отечественных телеканалов. Мы не упомянули легендарный «Званый ужин» с Должанским, «Битву экстрасенсов», за которой с замиранием сердца следит половина страны, «Военную тайну», где Игорь Прокопенко без капли иронии рассказывает про рептилоидов. Однако не так страшны сами передачи, как, собственно, люди, которые их смотрят. Передачи ведь делают для зрителей — учитывая их вкусы, предпочтения, уровень образования и сложность мироощущения. Делай выводы сам, как говорится.