Без рубрики
11 сентября, 2020

Изменят ли новые требования «Оскара» индустрию кино

Стоит ли нам ожидать глобальных перемен в кинопроизводстве и станут ли меньшинства основными героями картин.

9 сентября Американская киноакадемия выдвинула новые требования к картинам-номинантам на «Лучший фильм». Новость разделила общество на два лагеря: тех, кто поддерживает инициативу сделать индустрию толерантной к меньшинствам, и тех, кто заявляет: «Искусство — не площадка для социальных дискуссий». Наша редакция не осталась в стороне от спора. Мы решили выяснить, кто прав, и как изменят подход к съемкам новые правила.

Что за правила ввели для получения «Оскара»?


Если ты не в курсе происходящего, то мы посвятим тебя. Итак, новые правила применимы только к тем картинам, которые будут участвовать в номинации «Лучший фильм». Остальные награды могут получить и те, кто не вписывается в новые рамки. То есть, Ди Каприо получил бы свою статуэтку за «Выжившего» и после реформ.

Киноакадемия разработала четыре стандарта для фильмов-номинантов, но картине не обязательно будет соответствовать каждому из них, достаточно двух.

Первый стандарт выдвигает требования к актерскому составу и сюжету фильма. Второй —  к съемочной группе, третий — к киностудии, четвертый — к дистрибуции картины. У каждого стандарта есть критерии, которые нужно выполнить, чтобы пройти отбор. Ниже полный список критериев для каждого стандарта.

Стандарты к актерскому составу:

Стандарты к съемочной группе:

Стандарты для кинопроизводства:

Стандарты для распространителей:

Итог:

А как общественность отреагировала на реформы?

Общество в большинстве своем выступает против новых установок. Мы подобрали мнения по этому поводу среди рядовых зрителей и тех, кто имеет к кинопроизводству непосредственное отношение.

Осуждение новых требований от пользователя «Твиттера»:

 

А вот публикация о поддержке решения киноакадемии (кстати, с автором этого блога у Royal Cheese выходило интервью):

https://www.instagram.com/p/CE6hni1sYsf/

А так отреагировал российский режиссер и продюсер Алексей Учитель:

«В этих требованиях ничего плохого тоже нет. Просто не должно быть механики в этом. Классические произведения переделывать, чтобы главные герои были инвалиды, — такое возможно, если это будет интересно с точки зрения искусства. Но делать это ради того, чтобы своя картина попала в номинацию на лучший фильм, уверяю вас, что если все это выполнить, только думать об этом, то никогда этой номинации не будет. А уж «Оскара» тем более».

Новые правила на самом деле не новые?


На самом деле в ближайшее время мало что поменяется в отношении кинопроизводства. Во-первых, новые правила вступят в силу лишь к 2024 году. Такая пауза связана с тем, что представители киноакадемии не имеют представлений о том, как будет проходить отбор. Проверка требований должна быть системной, очевидно, что за столь короткий срок невозможно составить четко отлаженную процедуру.

Во-вторых, даже после вступления правил в силу мало что изменится. Все, что было озвучено на днях, уже давно считается негласными постулатами. В 2024 году они просто станут официальными. Стоит вспомнить последние фильмы, которые выигрывали «Оскар» или были номинированы на него. Самый яркий пример — «Зеленая книга» режиссера Питера Фаррелли. Удивительно, как всего одна картина резко поменяла его карьеру. До 2018 года он был известен лишь по работам с комедиями (иногда третьесортными). В его послужном списке «Муви 43», «Тупой и еще тупее» и «Бейсбольная лихорадка». Выход «Зеленой книги» превратил его в лауреата «Оскара». Фильм взял высшую награду. Сюжет ленты рассказывает о чернокожем пианисте-гее, чей талант не мог в полную силу раскрыться во времена расовой сегрегации в США.

Это не единственный пример, где освещаются проблемы меньшинств. В картинах «Зови меня своим именем», «Богемская рапсодия» и «Фаворитка» немало внимания уделено однополой любви (хотя в некоторых из них это не основная тема).

Национальным и расовым меньшинствам посвящено столько фильмов, что пересчитывать просто не имеет смысла. В 2014 году статуэтку в номинации «Лучший фильм» получила картина «12 лет рабства». В этой ленте поднимаются проблемы темнокожих и женщин в Америке XIX века. Прошлый «Оскар» и вовсе взял неанглоязычный фильм (впервые в истории). «Паразиты» были сняты в Южной Корее режиссером Пон Чжун Хо и рассматривались многими критиками в качестве лучшей картины на иностранном языке. Сенсационная победа в главной номинации вызвала смешанные чувства у многих экспертов, но этот триумф в очередной раз доказал — сегодня дороги открыты абсолютно всем.

Так что изменится в современном кинематографе?


Многие опасаются, что новые требования Американской киноакадемии повлияют на фильмопроизводство. Есть предположения, что на экранах мы будем видеть фильмы одной направленности. Но так ли это? Попытаемся разобраться.

Для начала обозначим, что кино по-прежнему остается искусством, хоть и коммерциализированным. Немало режиссеров продолжают снимать ленты вне зависимости от тенденций. Стоит вспомнить классиков XXI века: Квентин Тарантино, Кристофер Нолан, Уэс Андерсон, Тим Бертон, Дэвид Финчер и другие знаковые творцы продолжают снимать в рамках собственного стиля и проблематики. Примечательно, что из перечисленных имен только работы Тарантино брали главную награду, все остальные были лишь в числе номинантов. Это в очередной раз подтверждает, что отличная картина вполне может остаться недооцененной критиками.

Возможно, новые правила дадут возможность новым режиссерам путь в мир большого кино. Ведь следуя тенденции, у них будет возможность заработать имя за счет «Оскара», который продолжит оставаться значимой наградой.

Потеряет ли заветная статуэтка значимость? Ответить на этот вопрос трудно. На примере просмотров той же НБА (Национальной баскетбольной ассоциации) видно, что людям не нравится политика в тех местах, где ее быть не должно. Просмотры матчей резко поползли вниз после того, как лига и игроки поддержали протесты Black Lives Matter. Но с другой стороны, Американская киноакадемия — частная организация, и они вправе диктовать свои правила. К тому же, новые положения не исключают присутствие талантов. Если тебе не нравится какая-то тенденция, то это не значит, что все связанное с ней плохое. Например, в том же «Джанго освобожденный» от Тарантино явно прослеживается тема сегрегации и попыток угнетенного меньшинства отвоевывать себе место под солнцем. Фильм взял статуэтку «Оскар» за лучший сценарий, но лента одинаково пришлась по вкусу всем.

Маститые режиссеры вряд ли открестятся от «Оскара», но не исключено, что их целью станут другие награды, например, премии Каннского кинофестиваля, BAFTA, «Золотой глобус» и другие. Да и вообще, многие люди из мира кино не считают победу главной целью. Вот что сказал об «Оскаре» актер Брэдли Купер в недавнем интервью:

«Ты не из-за них [наград] всем жертвуешь, а ради искусства. Но если тебя номинируют, то тебе приходится уделять этому много времени, в результате появляется эгоизм, тщеславие, неуверенность в себе. Это довольно сложная вещь, над которой нужно работать, и она полностью лишена художественного творчества, это очень интересно и совершенно бессмысленно».

Мы не потеряем хорошее кино, но очевидно, что теперь придется относиться к выбору ленты более разборчиво, если современные тренды тебя мало интересуют.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: