Дома-коммуны — необычное явление в архитектуре 1930-х годов. Они были построены по передовым авторским проектам в разных городах СССР. Это был новый тип жилья, который должен был разгрузить людей от бытовых дел и сделать их труд более эффективным.
И хотя в изначальном варианте они использовались не так долго, многие из них до сих пор привлекают внимание туристов и исследователей своим необычным видом и задумкой.
Как появилась идея домов-коммун
Идея обобществления, или, другими словами, коллективного ведения хозяйства и быта появилась еще в XIX веке. Так, французский социалист Шарль Фурье создал концепцию фаланстеров — нового формата жилища, где люди могли бы объединять свои ресурсы, трудиться сообща и освобождаться от бытовых хлопот или сокращать их до минимума.
В одном таком месте могла бы проживать коммуна из 1 800 человек. Правда, сам ученый так и не смог реализовать свои проекты. Они были чересчур дороги для того, чтобы воплощать их в жизнь на собственные средства.
А вот некоторые из его последователей создавали фаланстеры, которые успешно функционировали. Например, в 1877 году был возведен «Фамилистер» в Гизе, а в 1902 году — «Улей» в Париже. Все они занимали целый земельный участок и именовались не иначе, как «социальными дворцами».
Само здание состояло из центральной части и двух крыльев. В одном из них располагались шумные студии, мастерские и детские сады. Второе было предназначено для жилых помещений. Также предполагались общие столовые, залы, салоны, магазины. Жильцы могли полностью устроить свой быт, не покидая фаланстера. Примечательно, что гости должны были платить за возможность встретиться со своими приятелями-коммунарами. Зато сами обитатели получали высокую по тем временам зарплату и даже пенсию.
Не все подобные проекты оканчивались успехом. Так, российский мыслитель Михаил Петрашевский построил фаланстер для своих крепостных крестьян в 1847 году. Те широкий жест не оценили и вскоре сожгли здание.
Первые дома нового типа в России
Мода на дома-коммуны пришла и в Российскую империю. Своего пика она достигла после романа Чернышевского «Что делать?», в одной из глав которого красочно описывался фаланстер и его обитатели. Опробовать идею на практике решилась прогрессивная и творческая молодежь Санкт-Петербурга.
Например, художник Иван Крамской вместе со своими коллегами сообща сняли квартиру. Совместное проживание помогало им экономить на материалах, отоплении и свете. А также делиться учебной литературой и опытом.
Похожие «артели» появились в среде петербургских литераторов. В 1863 году писатель Василий Слепцов организовал Знаменскую коммуну. Продержалась она недолго. Прислуги в доме не было и предполагалось, что весь быт должны были обеспечивать женщины. Поэтому жильцы вербовали девушек, стремившихся сбежать из-под родительской опеки. Но молодые барышни, многие из которых были дворянского происхождения, не хотели целыми днями готовить и драить полы.
В некоторых коммунах попросту не занимались уборкой. Современники, рассказывая о подобной квартире в Эртелевском переулке, с ужасом сообщали о невообразимой грязи и мусоре на столах. Стало понятно, что для реализации социалистических идей домашние дела лучше передавать на сторону, как сказали бы сейчас — делегировать.
Дома Совета в СССР
Идея освобождения человека от быта быстро прижилась в советской России. Первые дома-коммуны были организованы сразу после революции 1917 года. На подобных принципах обустроили и революционный штаб в Смольном дворце. На тот момент в нем проживало около 600 человек, их обслуживала 1 000 рабочих. Функционировали детская комната, библиотека, школа и столовая.
Жилье нового типа называли домами Совета. Поначалу их не отстраивали с нуля, а размещали в национализированных старых зданиях. Например, использовали гостиницу «Националь» в Москве, «Астория» и «Европейская» в Петрограде. Чиновники заселялись в отдельные комнаты, а кухни и столовые работали как общие. Проживание и питание были бесплатными.
Подобные общежития создавались и для людей других профессий. Так, в особняке Елисеева в Санкт-Петербурге был организован Дом искусств. Туда переезжали писатели и художники, а правление осуществлял Высший совет, куда входили, например, Ахматова, Гумилев и Петров-Водкин. Предоставлялось питание, организовывались встречи и творческие вечера. В особняке на Бассейной улице создали похожую коммуну — Дом литераторов.
Просуществовали проекты недолго. Уже в 1923 году они были отменены специальным декретом, а жильцы разъехались по отдельным квартирам.
Тем не менее, идею подхватила рабочая молодежь. Коммуны организовывали в казарменных и иных случайных зданиях при заводах и фабриках. Жильцы отдавали в общий бюджет часть заработка, иногда бывали случаи, что и целиком. Взамен получали питание, деньги на проезд и табак. Но вскоре советская власть того периода осудила и эту практику, окрестив ее «упражнениями левых головотяпов».
Конструктивистские дома-коммуны
Первые настоящие дома-коммуны начали конструировать и возводить в конце 1920-х годов после отмены НЭПа. Проекты разрабатывались передовыми архитектурными бюро. Зачастую во внешнем облике находили отражение авангардные и конструктивистские идеи. Во многом они были вдохновлены знаменитым французским новатором Ле Корбюзье.
Стремясь избавиться от всего старого и буржуазного, инженеры придумывали максимально современное жилье и закладывали туда революционную концепцию об общем быте. К этому были готовы далеко не все обитатели.
Чаще всего это были простые кирпичные или бетонные многоэтажные конструкции. Основная их цель — освободить жителей от бытовых забот, обеспечить им досуг и питание в рамках дома. Каждое помещение выполняло свою функцию. Помимо жилых комнат и квартир было продумано множество общих мест: фабрики-кухни, столовые, прачечные, читальни, библиотеки, ясли и даже кинотеатры. Нередко приготовление еды, присмотр за детьми и стирка происходили в отдельно стоящих сооружениях, соединенных переходами и коридорами. Дом таким образом разрастался до целого комплекса.
Известные советские дома-коммуны
Ниже мы привели примеры самых ярких и знаменитых объектов, представлявших советские дома-коммуны.
1. Московский дом Наркомфина (1928-1930 годы)
Один из наиболее известных памятников конструктивизма, построенный по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова, расположен в Москве на Новинском бульваре. Это шестиэтажное здание было рассчитано на 200 человек. На самом деле проект позиционировался как жилище переходного типа. Уже не буржуазное, но еще и не полностью социалистическое.
Обитатели должны были постепенно привыкнуть к идее новых домов. Вместо квартир были спланированы несколько видов ячеек. Они включали в себя все необходимое для жизни, но занимали мало пространства. В отдельном здании находилась кухня, которая работала на вынос. На крыше функционировала терраса для прогулок. Также был предусмотрен клуб, детский сад и даже прокат автомобилей.
2. «Культурная революция» в Нижнем Новгороде (1929–1932 годы)
Целый комплекс домов с общественным центром был возведен архитектором Владимиром Медведевым на улице Пискунова в Нижнем Новгороде. Жилые шестиэтажные корпуса соединены деревянными переходами. На весь ансамбль было спроектировано всего два лифта, они стали первыми в городе. Поэтому навесные мостики на втором и пятом этажах сделаны для удобного перемещения жильцов и гостей.
Также проект примечателен тем, что на стройке в роли прораба работал сам архитектор, контролируя все этапы строительства. Общими были ванные и туалеты, расположенные на этаже. Была заложена и современная по тем временам детская площадка.
Примечательно, что на материалах при постройке сильно экономили, например, известь мешали с глиной, а полости в стенах заполняли мхом.
3. «Изотерма» в Москве (1930-е годы)
Этот дом проектировался как здание смешанного назначения. Его еще называют «Конторский дом Хладкомбината». Как и многие подобные проекты, он был построен по кооперативному принципу, то есть часть денег вкладывали сами будущие жильцы. Распложен дом-коммуна на улице Рождественке в Москве, а сконструирован был архитектором Николаем Колли.
Несмотря на то, что семиэтажное здание отличается отсутствием декора, у него довольно интересная форма. С одной стороны скошен угол, что формирует подобие эркера — выходящей из плоскости фасада части помещения. В доме планировались как офисные помещения, так и квартиры.
По первоначальной задумке жильцы должны были обеспечиваться всем необходимым, чтобы не отвлекаться от трудовой деятельности. Предполагались общественные столовые и прачечные. Но еще до окончания стройки здание перешло во владение государства и стало полностью офисным.
4. Круглый дом в Таганроге (1929–1932 годы)
Жилой дом в виде разомкнутого круга был построен на улице Александровской в Таганроге. Авангардный проект был разработан известным советским архитектором Иваном Тарановым. Здесь всего 36 квартир, они предназначались для работников местного завода.
Необычная форма здания огораживает небольшой внутренний двор — первоначально его хотели использовать для собраний и разных мероприятий. Сюда же выходят двери всех квартир, у второго и третьего этажей есть общий опоясывающий балкон.
Ванные комнаты были расположены только в концах галерей, а туалет и вовсе был отдельно стоящим. Сверху дом выглядит как буква «С». Существовала легенда, что это лишь первое строение в комплексе, который в итоге должен оставить слово «СССР». Но дом так и остался в одиночестве.
5. «Дом коллектива» в Иванове (1929-1931 годы)
В 1920-х годах в Иванове возводилось много экспериментального жилья. Одним из самых известных образцов стал «Дом коллектива» на улице Красных зорь по проекту Ивана Голосова. Комплекс из шести- и четырехэтажных зданий должен был частично обобществить быт проживающих.
На первых этажах были предусмотрены детский сад, магазин, столовая, клуб. Под прачечную выделено отдельное здание во дворе. Кухни и санузлы по плану были объединенные для нескольких квартир. Правда, в окончательном варианте от этой идеи отказались, так же как и от переходов между корпусами. Мода на коммуны на тот момент уже прошла.
Дома построили как обычные многоэтажки квартирного типа. Но прачечная и места общего назначения все же остались. Архитектурные решения позволяют причислять комплекс к лучшим примерам конструктивизма.
Как дома-коммуны используются сейчас
Самое большое количество домов-коммун было построено в первую пятилетку времен СССР. В 1928 году вышло даже специальное Типовое положение, которое регулировало порядок вселения в новое жилье.
Так, при переезде надлежало сначала избавиться от всей накопленной мебели и предметов быта. Иногда идея доходила до абсурда — например, архитектор Николай Кузьмин проектировал все спальни на шесть человек. Супружеским парам, чтобы уединиться, нужно было заранее занимать очередь в специальную комнату.
Вскоре стало понятно, что новый тип жилья приносит массу неудобств. Незнакомые друг с другом люди редко хотели строить общий быт и проводить свободное время вместе. Уже в 1930 году советская власть фактически осудила идею, признав ее утопической. Большинство домов были реконструированы и перестроены и лишились своего первоначального замысла.
Часто в них устраивали студенческие и рабочие общежития. Сейчас коммуны ветшают и находятся в плачевном состоянии. Но есть и положительные примеры — дом Наркомфина был отреставрирован в 2017-2020 годах, сейчас там находится элитный жилой комплекс.
Несмотря на эти недостатки, идея домов-коммун отчасти находит свое отражение в современных хостелах, правда в мини-версии — они также предполагают отдельные комнаты для гостей, но кухни, ванные и туалеты совмещены. Часто присутствует общая столовая и зал, где можно есть, читать, смотреть фильмы и общаться с другими постояльцами.
И хотя хостелы предназначены для временного проживания, есть люди, которые предпочитают останавливаться в них надолго.