Благодаря внедрению новых идей и воззрений в области политики, философии и педагогики Джону Локку удалось изменить идеалы целой эпохи, что направило вектор развития общества в сторону гуманизации.
Расскажем в статье о том, какие это были идеи и как именно они отразились на жизни общества.
Кто такой Джон Локк
Джон Локк — один из самых влиятельных деятелей эпохи Просвещения, английский педагог и философ, чьи идеи повлияли на развитие политической и филосовской мысли, педагогики, социальных наук. Получив образование в Вестминстерской школе, он продолжил научную деятельность в роли препадавателя риторики, философии и греческого языка в колледже Крайст-Чёрч.
Молодой исследователь продолжал изучать естественные науки — химию, математику, биологию и медецину, интересовался политикой и правом, этикой и воспитанием. В дальнейшем он входит в близкий круг лорда Эшли Купера, родственника короля, возглавлявшего опозиционную верхушку.
Выступая против буржуазного строя, вместе с группой опозиционеров Локк участвует в попытке свержения текущей власти, но поскольку дворцовый переворот не удается, он вместе с лордом Купером бежит в Голландию. Там он пишет известные на весь мир труды, которые и принесли ему в дальнейшем популярность.
Чем известен Джон Локк
В основе воззрений Джона Локка лежат идеи древнегреческого философа Платона. В 1689 году исследователь выпустил основной труд под названием «Опыт о человеческом разумении», в котором он развенчивает философию «врожденных идей», пользовавшуюся популярностью в Древней Греции. Работал над ним философ около 20-ти лет.
Он доказывает, что человеческие знания не могут быть заложены в человке с рождения и работать на уровне «инстинктов». Человек выбирает сферу деятельности исходя из той пользы, которую его работа может принести, опираясь на личный опыт, основанный на чувственном восприятии.
В своих работах Локк рассуждает о том, что любая сложная идея состоит из простых мыслей. Сами же эти мысли возникают в процессе получения личного опыта и рефлексии. Для XVII века эта идея была новаторской. Философ утверждал, что человек подобен чистому листу бумаги, который, в дальнейшем получая знания, способен манипулировать более сложным спектром идей.
В этих размышлениях Локк расходится с Декартом, утверждавшим, что «душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души». И все же Локк был идеалистом и считал, что главное предназначение человека — постичь Бога, благодаря чему наступит мир и блаженство на Земле и в загробном мире.
Джон Локк был очень набожным и всю жизнь посвятил подготовке к следующей жизни, которая должна наступить согласно священным писаниям. Такая набожность объясняется также слабым здоровьем Локка, который, тем не менее, прожил до 72 лет. Детей и жены у философа никогда не было, а жизнь свою он посвятил тому, чтобы объединить научное и религиозное знание.
Мировоззрение Локка сильно повлияло на политику западных стран. По сути та же «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении этого философа.
Предпосылки к появлению идей Локка
К середине XVII века в Англии утвердилась пуританская церковь, в связи с чем усилилось реформаторское движение. Пуританская церковь, в отличие от богатой католической церкви, проповедовала отказ от роскоши, экономию, трудолюбие, скромность и сдержанность.
Простая пища, простая одежда без излишеств и украшений, постоянный труд — все это естественная часть жизни пуританина. В такой простой и скромной пуританской семье и вырос просветительский деятель Джон Локк.
Пуританское воспитание, хорошее образование, широкий кругозор, а также вращение в оппозиционных дворянских кругах позволило сформулировать философу идеи, которые станут известными на весь мир.
В Англии XVII века происходил слом привычной общественной системы, широкие массы населения были дезориентированы за счет внедрения новых рыночных отношений, что только усиливало напряженность внутри общества. Особенно страдала прослойка рыцарей, привыкшая к защите феодального строя, ценностей и привилегий. Изменение условий жизни отразилось, в первую очередь, на этой части общества.
Выступая с просветительской миссией, Джон Локк занимается социальной адаптацией населения к новым реалиям, что поможет людям ориентироваться в новых условиях капиталистического рынка. Это важно, поскольку люди, привыкшие в случае бурного недовольства строем браться за оружие, могли снова поднять бунт.
В обществе было необходимо утверждение новых общественных ценностей эпохи для того, чтобы примерить между собой феодально-рыцарское и буржуазное мировоззрение и воспитание. На этом основании мы можем говорить о том, что идеи Локка легли в основу идеалов эпохи Просвещения, повлияли на их формирование.
Политические идеи Локка
В 1688 году философ выдвинул мысль о том, что государство обязано обеспечить личную свободу и гарантировать его естественные права. Эту идею он высказал в своих работах «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».
По мнению философа, государство должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. Джон Локк развивал либеральные представления о власти, писал о необходимости предоставления выбора власти народу, установлении общепринятых законов, что могло бы помочь в борьбе против деспотизма и произвола должностных лиц, занимающих управленческие места, контроле уровня преступности.
Так Локк формирует первые представления о правовом конституционном государстве и законодательной власти. По его воззрениям, все равны перед законом и могут поступать по собственному желанию в любых ситуациях, если это не противоречит закону.
Также Локк предложил разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и федеративную. Лучшей формой власти философ считал монархию. При этом он выделил идею народного суверинитета: народ может контролировать работу законодательных органов, изменять их структуру и состав. А король в этой системе обладает правом созывать и распускать парламент, инициировать появление новых законов. Поскольку Локк сформировал принципы буржуазной государственности, его считают основателем либерализма.
Философские идеи Локка
Почти во всей философии, которая существовала до Локка, выражалась идея о первопричинности идей, т.е. знания считались врожденными, а не приобретаемыми. Джон Локк отверг эту идею и заявил о том, что любая идея выводится логическим путем, исходя из размышлений. Таким образом, Локк впервые обозначил идею непрерывности сознания.
Его новаторское для того времени воззрение о том, что опыт неотделен от процесса познания, отражено в следующих тезисах:
- «врожденных идей» не существует, равно как и принципов или знаний;
- человеческая душа и ум — это чистый лист, и только опыт может помочь записать какое-либо содержание в нем;
- разум не способен создавать идеи без предшествующих размышлений;
- опыт — единственный источник человеческого познания.
Существовавшая в тот момент теория «всеобщего согласия», которой объяснялось то, почему люди соглашаются друг с другом по большинству вопросов, и это объясняло «божественную» природу знаний, была развенчена. Локк объяснил, что все дело не в принципе «врожденности» знаний, а в том, что согласия можно получить абсолютно любым способом.
Педагогические воззрения Джона Локка
Локк утверждал, что действия человека во многом зависят от того воспитания, которое он получает. Именно воспитание способно повлиять на характер, укрепить волю, воспитать дисциплину и тягу к нравственности.
При этом исследователь высказал важную для своего времени мысль — он считал, что духовное воспитание, то есть воспитание достоинства и нравственности, не может быть оторвано от физического, которое включает в себя заботу о собственном здоровье и гигиене. Об этом он писал следующее:
«Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух — неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет продвигаться вперед по этому пути».
В то время как в Средневековье занималась позиция «угнетения» тела, его укрощение, Локк вводит противоположную идею заботы о нем. Так в обществе начинает укрепляться идея «В здоровом теле — здоровый дух».
Также Локк призвал действовать по отношению к детям более гуманно. Если дети четко и однозначно усваивают положительное и отрицательное поведение других людей, то это дает им возможность избегать нарушений дисциплины и, соответственно, наказания. Духовно-нравственное воспитание по Локку стоит на первом месте, что помогает развить хорошие манеры, мудрость, образование и другие добродетели. Есть предположение, что именно взгляды и воспитание отца повлияли на формирование его собственного педагогического подхода.
Джон Локк считал, что детей необходимо воспитывать следующим образом:
- заниматься развитием тела, следить за дисциплиной и распорядком дня;
- деятельность ребенка должна включать развивающие упражнения и игры;
- ребенок не должен потворствовать собственным желаниям и прислушиваться к голосу разума;
- небоходимо прививать с раннего возраста изящные манеры ребенку, обучать искусству;
- физические наказания могут применяться исключительно при регулярном неповиновении и проявлении дерзости.
Зачем это было нужно
Локк выступал резко против бытующих в то время способов наказания — воспитания розгами. Он писал о том, что подобные наказания не требуют ни сил, ни времени от воспитателя, и подходит такой метод только тем, кто не видит в воспитанниках разумных существ, которые становятся безвольными рабами.
Таким образом, Локк повлиял на развитие педагогических идей и одним из первых предложил подходить к воспитанию осознанно, оказывая воздействие на сознание и поведение воспитанника, обеспечивая формирование мотива к обучению и культивируя взаимоуважение в отношениях между воспитателем и обучаемым.
Образовательная система, предложенная Джоном Локком, была необходима для того, чтобы пойти на классовый компромисс и бедные слои населения могли получить образование, схожее отчасти с дворянским.
Через идеи Локка дворянские принципы воспитания, в которых формировалось по большей части презрительное отношение к труду, меняются. Среди классических феодальных добродетелей «войны, охоты и любви» появляется новое звено — труд, что направляет дальнейшую жизнь людей в мирное русло.
Читай также: