Психология

Архетипы по Юнгу и парапсихология: как связаны между собой символы бессознательного

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Что такое архетипы, как они связаны между собой, и есть ли в психологии место для паранормальных явлений.

Архетипы по Юнгу представляют нам возможность невероятного путешествия по волнам бессознательного. В статье расскажем о 10-ти самых популярных архетипах в трактовке Карла Густова Юнга.

Архетипы по Юнгу: точка отсчета

Начнем с того, что архетипы по Юнгу представляют собой пустой сосуд или форму, которая может быть заполнена различным содержанием психики. Сами по себе психические структуры формировались в нас тысячелетиями, поэтому и есть возможность выделить схожие повторяющиеся паттерны, которые содержатся в бессознательном.

А значит архетипов можно выделить бесчисленное множество, — по крайней мере, так считал сам Юнг. Для того, чтобы перейти к описанию самых популярных архетипов, которые лично описывал известный швейцарский психоаналитик, начнем с небольшой предыстории.

«А научна ли психология?»


Прежде чем мы начнем погружение в тему бессознательного, нужно понять, что психология как отдельная наука начала формироваться около 100 лет назад. А это значит, что многие открытия в этой области психологам только предстоит совершить.

К тому же, сама научность психологии, как и в целом сама ценность гуманитарного знания, нередко ставится под сомнение со стороны представителей точных наук — физиков, математиков, медиков. Ведь психику невозможно извлечь и продемонстрировать наглядно процессы, которые в ней происходят, знание такого рода субъективно и действительно граничит в какой-то степени с эзотерикой и парапсихологией.

Некоторые исследователи считают, что психология сейчас находится на допарадигмальной стадии формирования, как это было когда-то со многими другими науками, поскольку общего единого представления о психологии как таковой нет в каждой отдельно взятой психологической школе.

Соответственно, нет и опоры на неизменную укоренившеюся базу или фундамент, одни психологи сомневаются в методах другой школы. Несмотря на некоторую поверхностную схожесть, каждое психологическое направление сегодня может стоять особняком от другого. И на самом деле так было всегда.

Хотя в большинстве своем цель, которая стоит за развитием психологии и отдельных психологических школ, гуманная — повысить качество жизни клиента.

Как связаны между собой архетипы и парапсихология


Архетипы — это некие устойчивые структуры, которые существуют в психике. По Юнгу, они могут быть заполнены различным содержанием. Архетипы — это то, что больше и сильнее нас, это и наш потенциал, и угроза для самих себя. Описание архетипов — это некоторые формы, через которые мы стремимся объяснить себе, как все-таки функционирует наша психика.

Юнг, как и многие другие психологи, очень тесно изучал мифологию и символы различных культур. В одной из своих книг он описывает случай, когда клиент на одном из сеансов рисует символ, который ему часто снится, однако никак не мог расшифровать значение. Сон казался бессмысленным набором несвязанных друг с другом деталей как для клиента, так и для психотерапевта.

Через несколько лет Юнг встретил этот символ из сна клиента снова, но уже в жизни, изучая одну из древних культур, и тогда пазл в его голове сложился, и он смог расшифровать, что же означал тот сон для клиента. Сам же молодой человек, обратившийся к Юнгу за консультацией, как оказалось, имел корни, связанные с той самой народностью, но никогда не изучал ни язык, ни их рисунки.

Или наверняка тебе удавалось слышать, что после тяжелой катастрофы или удара молнией ребенок или взрослый человек начинают говорить на языке, которого никогда не знали, при этом забывая свой родной язык.

Как объяснить эти процессы, когда человек способен заговорить на новом языке, которого не учил? Откуда в его психике могут взяться символы малоизвестной народности, если прежде он их никогда не видел?

С этой точки зрения, психология близка к парапсихологии, поскольку вещи, о которых мы говорим, пока еще не поддаются объяснению на все сто процентов. Иногда это возможно только частично, иногда вообще не объяснимо. Такие знания пока можно причислить сегодня к области эзотерики, и это будет происходить до тех пор, пока процессы не будут изучены в достаточной степени.

Факты и проверка временем


Необходимо подкрепление проверяемыми объективными фактами. Например, родной язык человек, переживший травму, может забыть от стресса, а на языке, которого он вроде бы никогда не знал, в далеком прошлом говорил кто-то из его родных или знакомых.

Психология — наука очень молодая, чтобы выдвигать фундаментальные и нерушимые тезисы. И все же некоторые предположения вызывают в обществе сильный резонанс. И пока не доказано обратное, противостоять какой-либо теории бывает сложно.

Здесь же истории о «пользе» запрещенных веществ и их связи с трансперсональным опытом, когда по факту человек, заигравшийся с этой темой, только лишает себя раз за разом рассудка и приобретает пагубную зависимость. Увлечение такими веществами — это тяга к смерти и самоуничтожению в буквальном смысле. Может ли такой человек считаться здоровым? Ответ очевиден.

Или из более прозаичного: пока не доказано обратное об отсутствии пользы или вреде чего-либо, оно имеет право на существование. Ты же помнишь, что были времена, когда продукты распада радиационных веществ добавляли в косметику еще в начале XX века?

Есть только одно «но»: если после применения «радиационной» косметики у девушек начали отпадать носы, то с ошибками в психологических теориях не все так очевидно. А значит прятать их можно гораздо дольше.

Что же такое архетипы


Как мы уже говорили в этой статье, архетипы — это попытка трактовки бессознательного через специфические символы, присущие всему человечеству. При этом всем нужно помнить о том, что само по себе бессознательное только условно можно разграничить на отдельные области, поскольку оно все-таки представляет единое и нетрактуемое целое.

Почти как нагваль у Кастанеды, в той связке, что это в принципе нечто необъяснимое, то, к чему нет прямого доступа, но при этом существующее. Которое присутствует наравне со всем тем, что мы способны осознавать в подконтрольной нам реальности.

Архетипы — это то, как мы можем «узнать» некоторые фрагменты нашего бессознательного, а точнее, объяснить психические процессы для себя. В своей книге «Архетипы и коллективное бессознательное» Карл Густав Юнг пишет следующее на эту тему:

«Архетип» – объяснительная парафраза платоновского эйдос (с древнегреческого εϊδος — вид, образ, облик). Для наших целей использование термина «архетип» в высшей степени уместно и целесообразно: он подразумевает, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем в виду древнейшие или, лучше сказать, первозданные элементы этого содержания, то есть универсальные образы, существующие с незапамятных времен.

Кстати, эйдос — это понятие античной философии, которое изначально означало «всё видимое», и в дальнейшем получившее более глубокий смысл в качестве «конкретного представления об абстрактном». По сути эйдос и архетип — это синонимы.

Отметим, что поскольку архетипов и трактовок на эту тему может существовать бесчисленное количество, таро также можно отнести к попытке интерпретировать наше бессознательное через образы.

10 архетипов по Юнгу и связь между ними

Юнг считал, что архетипов может быть бесконечно большое количество, и не вел их строгий учет. Мы не можем ограничить круг архетипов конкретным числом, поэтому рассмотрим наиболее часто упоминаемые архетипы.

1. Персона


Персона — это такой архетип, который включает в себя всё, что связано с социализацией человека в обществе: это и стереотипы, принятые как данность, и потребность соответствовать общественному мнению, получать поощрение от социума в том, что ты делаешь.

Маски и роли, которые мы отыгрываем, ежедневно находясь в контакте с другими, — это и есть персона. Задача этого архетипа — сдержать «темные» проявления личности, поэтому, когда мы совершаем нечто, что выходит за рамки наших собственных представлений о себе, мы испытываем стыд. В нашей голове уже есть роль, которую мы бессознательно для себя утвердили и которой мы стремимся соответствовать.

В чем сила архетипа:

персона отвечает за логичность, последовательность и адекватность наших поступков, это рациональная часть, то, какими мы хотим казаться и должны быть по нашим ощущениям. Этот архетип позволяет нам быть встроенными в социальную систему и существовать в ней в мире и гармонии, следовать своим целям, демонстрировать свои принципы.

Архетип персоны включает нас в активное взаимодействие с другими людьми. И все же в этом архетипе есть место и для античеловеческого проявления, которое иногда сложно заметить сразу.

В чем опасность архетипа:

если человек ассоциирует себя исключительно с архетипом персоны, то возникает конфликт, схожий с тем, что может произойти между человеком и куклой. В персоне нет места для всего иррационального, ей присуща исключительно логика, разум и выгода. Человек, который вживается в персону до глубины души, уже не сможет снять эту маску, становится ее марионеткой. В этом и заключается опасность этого архетипа.

Человек не способен быть машиной, а машина человеком, кстати, наши рассуждения на тему «почему это так» ты можешь прочитать в этой статье. Опасность архетипа — стать исключительно функцией, так и не добравшись до более глубоких уровней самосознания. Многие исследователи связывают как раз массовую «персонификацию» людей с возросшим числом депрессивных и других расстройств психики.

К тому же, персона, как и другие архетипичные системы, обладает собственными «инстинктами». В этом случае ее основной инстинкт — не позволить человеку снять с себя ту самую маску персоны, а опасность для человека вжиться в нее окончательно и бесповоротно.

2. Анима


Это следующий по важности после персоны архетип, связанный со способностью любить и быть любимым. Анима по Юнгу — это бессознательная женская часть в мужчине, которая связана с представлениями о феминности, наследственности женского образа, «женская, или хтоническая часть души».

Как правило, представления о женственности закладываются в психике мужчины еще с раннего детства через образ его матери. Каждый раз, когда мужчина влюбляется, он находит отражение в глазах возлюбленной своей анимы. Женщина в жизни мужчины становится воплощенной частью его «женской» стороны души, это такой коллективный образ женщины, который позволяет мужчине постичь женский мир.

В чем сила архетипа:

к архетипу анимы традиционно относят пророческие озарения, интуицию, восприимчивость к иррациональным сторонам, способность любить, контактировать с собственным подсознанием, способность к единению. Потеря связи с анимой ведет к утрате человечности и жизненности, а вот воссоединение с ней, наоборот, ведет к обретению творческого нестандартного подхода, освобождению от оков регидности и оцепенения.

В чем опасность архетипа: 

мужчина, который попал под влияние анимы, может неосознанно приобрести излишне феминные черты, архетип анимы может изнежить его, сделать капризным и ревнивым, тщеславным и раздражительным. В крайних случаях он даже может приобрести склонность к гомосексуализму.

3. Анимус


Анима и анимус — это два схожих понятия, которые обычно рассматрваются параллельно друг с другом. Анимус — это все мужское в женщине, архитипический образ мужчины в ней. При этом, если анима способствует раскрытию чувственности, эмоциональности мужчины, это «иррациональное чувство», как писал Юнг, то анимус ведет к появлению мыслей, это «иррациональное суждение».

Анима имеет эротический, эмоциональный характер, а анимус рассудетелен и даже критичен. Этот архетип помогает женщине понять все мужское и маскулинное. Интересно, что Юнг отмечает, что анимус — это представление о совокупности мужчин, а анима — представление об одной женщине.

В чем сила архетипа:

архетип анимуса направлен на обособление и независимость, а значит, помогает женщине раскрывать свою природу в полной мере, причем не только с чувственной, исконно феминной стороны.

В чем опасность архетипа: 

считается, что женщина, которую захватила власть анимуса, может потерять свою феминность, контакт с чувтсвенностью и сексуальностью, быть излишне критичной к себе. Постижение собственной анимы или анимуса ведет к приобретению самости.

4. Самость


Самость — это архетип, символизирующий цельность человека, обретение гармонии и самоактуализации. По Юнгу, это самый важный в жизни каждого человека архетип, отвечающий за цельность личности и ее структуру.

Самость — это самоактуализация личности во всей ее красе, это в какой-то степени прообраз божественного и осуществление заложенного в человеке по замыслу Создателя потенциала. Это то самое ядро личности каждого человека, скрытое глубоко в бессознательном.

Архетип самости по Юнгу — это непостижимая сущность, которую в итоге мы приобретаем. Человек перестает быть орудием в руках других и возвращается «к себе».

В чем сила архетипа:

приобретение единства личности и потенциала человека, которое происходит в процессе индивидуализации человека.

В чем опасность архетипа: 

по мнению критиков, самость — это только мысленный конструкт, достижение которого невозможно из-за отсутсвия конкретных шагов по направлению к самости. Если эти шаги невозможно обозначить, то невозможно подтвердить, что подобная структура действительно существует в психике.

5. Мудрец


Мудрец — это архитипический образ пророка, мудрого и зрелого человека с обширным жизненным опытом. Архетип мудреца включает в себя склонность к приобретению знаний, развитие ума и интуиции.

Этот архетип может выступать как в роли мужской, так и женской части психики. Это и отшельник, гуру, старец с точки зрения мужского образа, так и прорицательница, травница и знахарка с точки зрения женского.

Это тот архетип, который нам необходим в тяжелые моменты, когда традиционных методов для решения проблем нам уже не хватает. Глубинная мудрость, к которой в себе может прикоснуться каждый человек, интуитивное знание.

В чем сила архетипа: 

доступ к интуитивному знанию, верным решениям, многовековая мудрость всех поколений.

В чем опасность архетипа:

у мудреца есть и теневая сторона, которая может проявиться в одержимости безумием, крайних формах затворничества, характеризующихся замкнутостью, одиночеством и покинутостью.

6. Бог


Архетип бога не подтверждает его сущестование, но говорит многое о нашей собственной природе. Это всевидящее или солнечное око, которое есть в каждом из нас, итоговая реализация внутренней психической реальности, спроецированная на внешний мир. Этот архетип во многом перекликается с архетипом самости.

В книге «Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения» Карл Густав Юнг пишет об этом архетипе следующее:

«Бог как психический факт есть типичный автономизм, коллективный архетип. Поэтому он характеризует не только все высшие формы религии, но спонтанно возникает и в индивидуальных сновидениях. Архетип как таковой является бессознательным психическим образом, но он обладает реальностью, независимой от установки сознательного разума».

Это живой божественный образ, который содержит в себе наша психика, независимо от наличия или отсутствия в нас веры.

В чем сила архетипа: 

по Юнгу, обретение этого архетипа и есть обретение подлинной любви.

В чем опасность архетипа:

Юнг отмечает, что подобный акцент на духе, особенно с точки зрения многих традиционных религий, в центре которых находится страдание и самоистязание на благо других, однозначно приведет человека «к невыносимому обесцениванию физической стороны жизни», а значит, создаст «оптимистическую карикатуру» относительно человеческой природы.

7. Тень или трикстер


Тень — это все бессознательно отзеркаленные стереотипы и установки, которые есть в нас, всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое за пределы психики. Тень является образом, противопоставленным архетипу бога и персоне. Тень — это образ дьявола, тот самый трикстер.

Подробно об архетипе трикстера или тени и о самых популярных персонажах, которые несут в себе этот образ, мы уже писали здесь.

В чем сила архетипа: 

спасает психику от разрушения и самоуничтожения, является формой психологической защиты, направленной на сохранение психики. Образ преследователя, Мефистофеля по Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В чем опасность архетипа: 

сложность с самостоятельным совладанием над защитными механизмами в ситуациях, которые уже не угрожают жизни. Повторение, «зацикливание» психики на защитных импульсах, преследование кошмарами, парасомния и т.д.

Подробнее о сонном параличе и других видах парасомнии, о том, почему нам снятся кошмары, а также о сущностях, которые ими управляют по древним народным представлениям, читай в этой статье.

8. Мать


Образ матери представляет собой начало всех начал, первородную силу. Имеет как созидательный, так и разрушительный аспект. Как не существует полностью «хорошей» матери, так и нет полностью «плохой».

В положительном проявлении — это мать-хранительница очага, гармоничная во всех отношениях. Та, которая способна дать тепло и поддержку, приготовить обед и позаботиться о близких. Негативное проявление — это злая и хитрая мачеха. В первые годы жизни ребенка архетип матери сливается с анимой.

В чем сила архетипа:

забота, сочувствие, мягкость, сердечность, поддержка, желание опекать, «взять под крыло».

В чем опасность архетипа:

например, при доминировании этого архетипа у женщины в паре возможны отношения «мать и сын», что приведет к проблемам в сексуальной сфере пары.

9. Отец


Архетипу отца свойственны динамика и активность, защита, власть и контроль. Этот архетип также может иметь положительные и отрицательные стороны. Архетип отца близок в первые годы жизни ребенка к архетипу анимуса, сливается с ним.

Есть несколько возможных трактовок этого архетипа. Юнг, например, предлагает целых три варианта:

  • Отец-Уран — мощный, глубокий ум, проницательность, интеллект, но может уходить в себя, что ведет к ощущению безысходности;
  • Отец-Зевс — власть, авторитет, управление, патриархальные взгляды;
  • Отец-Кронос — агрессия, бесконтрольная власть, манипуляции, диктатор, дьявол, образ врага для ребенка.

В чем сила архетипа:

чувство защищенности, приземленности, мощь, жизненная опора.

В чем опасность архетипа:

существуют сложные системы комплексов, связанные с образом отца, когда, например, вместо архетипа отца в психике начинает превозобладать божественная или демоническая фигура.

10. Ребенок


С точки зрения Юнга, в этом архетипе соединено женское и мужское начало, есть как запас силы для преодоления трудностей, так и слабости.

Есть 2 основных типа ребенка:

  • грядущий ребенок — это тот, который способен переносить испытания свыше, «ребенок-неожиданность» в эпосе, который должен пройти серию преград и достичь цели;
  • обиженный ребенок — такой, который нуждается в защите и поддержке, нуждается в присутствии взрослого, который может быть найден как во вне, так и внутри.

В чем сила архетипа:

контакт с творческой энергией, жизненной силой, эмоциональной сферой, живость, активность.

В чем опасность архетипа:

с точки зрения обиженного ребенка, это чувство брошенности и ненужности, сложность с поиском своего места в жизни, формулировании целей и желаний. Трудности становятся непреодолимыми, есть необходимость во взрослой фигуре рядом, инфантильность, отсутствие ответственности и невозможность взять ее.

Читай также:

Загрузить еще