Просвещение

Сонный паралич или «синдром ведьмы»: 6 мифологических существ, управляющих парасомнией

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Расскажем о необычных сущностях, которые, по древним преданьям, способны насылать кошмары на человека и вводить его в обездвиженное и безмолвное состояние.

Сонный паралич — это необычное состояние сознания, выходящее за рамки нашего представления, один из видов парасомнии, который сопровождается и некоторыми другими ее проявлениями.

Что такое парасомния

Парасомния — это термин, включающий обширный пласт сложностей, с которыми сталкиваются люди перед засыпанием, во время сна или до пробуждения. Частота и интенсивность таких переживаний может быть различна.

Сам по себе феномен парасомнии еще не говорит о наличии у человека какого-либо психического расстройства, хотя в недалеком прошлом некоторые виды парасомнии считались признаками психопатологии. Чаще подобные являния наблюдаются у детей, чем у взрослых, однако парасомния зафиксирована в различных возрастных категориях.

Основные виды парасомнии

Сегодня исследователи более подробно изучают проблемы, связанные со сном и выделяют 3 основные стадии, во время которых может наблюдаться парасомния. А именно это:

  • между циклами сна с быстрыми движениями глаз (REM) — сонный паралич, кошмарное расстройство, связанное с ПТСР;
  • стадия с медленными движениями глаз (NREM) — синдром Эльпенора, лунатизм, кошмары, сексомния, расстройство пищевого поведения, при котором человек не может вспомнить, что именно он ел;
  • стадия перехода в режим сна и выхода из него — энурез, синдром «взрывающейся головы», когда человек просыпается от воображаемого шума или вспышки света, галлюцинации, которые могут быть зрительными, слуховыми, тактильными или кинетическими по своей природе.

Нередко проявления одного вида парасомнии может сопровождаться другими — сонный паралич иногда сопровождается галлюцинациями или лунатизмом, а энурез — кошмарами. Подробее о причинах возникновения сонного паралича и остальных сопутствующих ему симптомов, читай в этой статье.

Почему нам снятся кошмары


Карл Юнг считал, что через подобные «выпады» и провалы во сне мы выходим на прямой контакт с коллективным бессознательным и попадаем в область переживания «нуминозного» опыта — то есть такого, который выходит за рамки наших представлений о себе.

Чаще всего такое переживание представляется нам связанным с «божественным» или «дьявольским» присутствием, во что верили многие древние народы, упорядочивая мир вокруг себя. Такие сны нередко ужасают нас, ведь справиться с чем-то большим, чем ты есть сам, кажется практически невозможным.

Кошмары снятся чаще всего, когда психике не удалось «переварить» опыт, который был у человека в прошлом. Внутренняя фигура в виде преследователя при этом отвлекает человека от того опыта, который психика продолжает блокировать, считая, что он еще не способен его «усвоить». Что именно прячут от тебя кошмары и какой материал так и остается неусвоенным, обычно помогают разобрать на своих сеанасах психоаналитики.

А вот древние народы еще не имели доступа к той информационной и научной базе, которая есть сегодня у нас, но нуждались в объяснении реальности, с которой они сталкивались. Так во многих культурах появлялись понятия о сущностях, которые «приходят» по ночам, чтобы напугать или убить человека.

Народные представления о сущностях, которые беспокоят человека во сне


В поверьях многих народов необычные ощущения человека во время сна, которые могут проявляться в виде ощущений на уровне физических ощущений, звуковых галлюцинаций, видений, чаще всего описываются через конкретный образ.

Славянские народы необычные сны связывали с домовыми и кикиморами, обские остяки и коренные жители острова Фиджи — с неупокоенной душой умершего родственника, народы Мексики, Латвии — с душой человека, умершего «не своей» смертью, кельты и германцы — с эльфами, ведьмами, марами, пакистанцы и турки — с джиннами и шайтанами, а христианство само по себе связывает такие сны с дьяволом, суккубами и инкубами.

Подобных сущностей довольно много, и у каждого отдельно взятого народа можно найти свои представления о том, кто беспокоит их сон таким необычным образом. В Иране существуют мифы о бахмаке — гоблине или чудище, вызывающем кошмары своим сидением на грудной клетке человека, в венгерском фольклоре есть поверья о лидерце — домовом, сочетающем в себе черты демонического любовника и духа-обогатителя, в Бразилии есть представления о писадейре — страшном худощавом существе в женском обличии, питающемся страхом человека.

В Каталонии это песанта — лохматое черное существо (нередко в виде собаки или кошки) с тяжелыми ногами, которыми оно по ночам душит спящих, синга — вид смертоносного суккуба у ненцев, огун ору — «духовный супруг», соперничающий за женщину, — нигерийцы верят, что его способны вызвать колдуны.

Согласно мифологическому устройству, большинство из вышеперечисленных персонажей могут не только вызывать кошмары, но и выполнять другие функции, однако есть и такие, которые заведуют исключительно царством «зловещих сноведений». Ниже мы более подробно расскажем о тех сущностях из верований народов разных стран, которые отвечают только за парасомнию, а также о специфических ритуалах, помогающих им бороться с ней.

6 мифологических существ, вызывающих сонный паралич

Как разные народы объясняли в прошлом парасомнию и с какими сущностями они ее связывали.

1. Вубар — старуха-колдунья, обращенная в зверя или животное

Где появилось поверье: Чувашия.

Что делает: нападая на спящих людей, ворует у них силы и здоровье.

Вубар — это злой дух в народных представлениях Чувашии, предстающий в образе человека, огненного змея или домашнего животного. Он наваливается на спящего ночью и вызывает кошмары и удушье. К женщинам эта сущность приходит в образе мужчины, а к мужчинам в образе девушки. Причем вубар чаще всего вновь и вновь приходит к тем, к кому уже приходил.

Чуваши верят, что именно старухи, обладающие колдовскими силами, превращаются в вубаров, а при нападении они стремятся восстановить свое здоровье, забрав его у другого. Человек при таком нападении не может пошевелиться или сказать что-либо. А еще вубар может не только душить человека во сне, но и насылать порчу, известную под названием «зло вубара».

Такая сущность, по верованиям этого народа, может вредить не только людям, но и животным. В Чувашии считается, что вубар также становится причиной затмений — именно он, по древним представлениям, пожирает Солнце и Луну.

Способы защиты

Пострадавшим от вубара людям и животным помогает наговорами знахари-йомзи. Также в народе принято, если близкому человеку снится кошмар, резко закричать «Что случилось с этим человеком?» — от этого дух, согласно поверьям, пугается и уходит. Для того, чтобы вубар больше не посещал жилище, местные знахари рекомендуют рассказать о его визите домашним животным.

Если вубара удалось отпугнуть во время нападения, чуваши верили, что он превращается в небольшой черный предмет, например, в полоску ткани. Рекомендовалось найти и избавиться от нее в костре, а также от других найденных чужих предметов в доме. Считалось, что на следующий день после выполнения ритуала человек появляется на пороге дома с опаленным лицом или любой другой травмой — так можно было вычислить вубара.

Схожие персонажи у других народов


Похожие образы и персонажи есть в Башкирии — там колдун, который насылает порчу, носит имя Вавар-старик, а в сказках северных чувашей есть схожий персонаж — старая ведьма, напоминающая вубара и бабу Ягу одновременно. Схожими с вубаром чертами обладают упырь, персонаж из славянских сказок, а также вампир — из европейского фольклора. Похожие на них существа описываются в удмуртской, татарской и карачаевской мифологии, а также республике Коми.

2. Хар Дарна — черный демон, способный на убийство

Где появилось поверье: Калмыкия.

Что делает: душит во сне и не дает проснуться.

«Хар Дарна» — это существо, которые имеет темные помыслы, а сама фраза дословно переводится с калмыцкого как «черное давит». Это же слово обозначает у калмыков то, что мы называем «сонным параличом». В культуре калмыков принято серьезно относиться к этому необычному и жуткому состоянию во сне, поскольку считается, что Хар Дарна способен задушить человека, а не только напугать.

Демон Хар Дарна похож на мохнатого темного очень низкого человека, напоминающего домового — он живет в каждом доме и может не только пугать, но и сбрасывать с постели тех, кто ему не нравится. Поэтому плохо говорить о доме, в котором ты живешь, в Калмыкии не принято, иначе можно встретиться с демоном лицом к лицу.

Способы защиты

В народе считается, что Хар Дарна не любит острые вещи, поэтому многие вшивают в постель острые предметы — нож или, например, ножницы. Если же в доме есть постель, на которой никто не спит, здесь принято прятать под подушку нож — тогда считается, что Хар Дарна не сможет занять пустую постель или захватить того, кто ляжет спать на нее потом.

Есть поверье, что Хар Дарна знает будущее, если он нападает на человека и начинает душить, нужно спросить его «К чему душишь — к плохому или хорошему», тогда он сообщит, что ждет человека в ближайшем будущем.

Схожие персонажи у других народов

Чаще всего «душить во сне человека» — это роль домового у восточных славян, а также мара или мора у южных славян, однако они заведуют не только «темными снами», но выполняют и другие функции. Хар Дарна имеет с ними схожие черты, но по большей степени отвечает только за то, чтобы пугать и душить тех, кто ему не нравится.

3. Ингума – ведьма с недобрыми намерениями

Где появилось поверье: Испания, Франция.

Что делает: ингума у басков появляется в доме ночью, сдавливает горло человека и вызывает у него тем самым ужас и страдания.

Это существо, как и прочие в этом списке, насылает кошмары и наводит ужас по ночам. По разным версиям, ингума представляет ведьму или мелкого демона, по одной из версий, эта сущность также является «богиней мечты» или «богиней сна».

Баски верили, что ведьмы могут превращаться в домашних животных и скот с помощью заклинаний, а также в то, что есть не только злые, но и полезные существа из потустороннего мира.

Способы защиты

Баски верили, что защитить от ингумы способны специальные молитвы, обращенные к Деве Марии и другим святым, в которых они верили. В одном из таких обращений басков есть фраза, которая в переводе звучит как «я мечтаю, что они хорошие». Судя по всему, речь идет о том, что после произнесения молитвы демон станет хорошим, — действительно, этот народ верил, что любая мечта, которую мы загадываем 13-го числа каждого месяца, обязательно сбывается.

Схожие персонажи у других народов

В мифологии Байгорри есть похожий персонаж с созвучным именем Маума, также на Ингуму похож женский «дух воздуха» в баскской мифологии, именуемый Айдеко, — на него возлагалась ответственность за все болезни, причина которых неизвестна.

4. Кидзимуна — лесной дух, который любит подшутить над людьми

Где появилось поверье: Япония.

Что делает: дух-шутник, вызывает канашибари — сонный паралич, наступая ногой на грудь человека.

Согласно мифологическим истокам самого крупного японского острова — Окинавы, Кидзимуна или Бунгая (большая голова) — это маленькие лесные духи, которые живут чаще всего на баньяновых деревьях, а также предстают перед народом в образе маленького ребенка с длинными рыжими волосами и крупным размером черепа. Эти маленькие духи хорошо рыбачат, и, по легенде, если с ними подружиться, можно быстро разбогатеть, преуспев в рыбной ловле.

В обмен дух будет угощаться рыбьими глазами — ест он, согласно преданию, только их. Есть только одно «но»: эти духи очень злые и любят жестоко подшутить над человеком. Если проявить слабость, демон сильно разозлится. Одна из уловок этого духа, как ты можешь догадаться, — сонный паралич. Состояние, когда человек не может пошевилить какой-либо частью тела или дышать.

По преданию, Бунгая (другие названия — дух Семагу и Акаганда) может предложить человеку отправиться с ним в путешествие, но если тот испугается, он сразу же бросит его. А еще этот дух не любит осьминогов и наказывает людей, которые рубят деревья или вредят им.

В японской мифологии считается, что канашибари — это форма одержимости, которая может быть вызвана не только лесным духом, но и многими другими. В человека может вселиться и любой другой демон — тануки, инугами, кицунэ, которые вызывают разные формы одержимости (цукимоно). Среди списка симптомов — сонный паралич. Считается, что канашибари может быть наслан священником или колдуном, а также призраками.

Способы защиты

Мифология гласит, что помочь одержимому может сюгэндзей или шугенджа — священник, который будет читать буддийские сутры, чтобы изгнать духа и исцелить пострадавшего.

Схожие персонажи у других народов


Еще один дух в японском фольклоре других поселений — Макура-гаэси, который живет в доме и способен переворачивать подушки спящих домочадцев. Появляться он может по своему желанию и настроению, не считается опасным, но доставляет неприятности.

5. Крылатый Кабус или джинн Джасум, вызывающий ночные кошмары

Где появилось поверье: Саудовская Аравия.

Что делает: джинн, который садится ночью на грудь, — нападает на человека, пренебрегающего молитвой или другими обязанностями.

У мусульманских народов за кошмары отвечает Крылатый Кабус или джинн аль-Джасум. Считается, что этот демон нередко бывает предвестником эпилепсии или мании, но помимо этого, может быть вызван перееданием или приемом большого количества лекарств.

Способы защиты

Мусульмане обращаются к чтению Корана и зикров, предписанных в Исламе.

Схожие персонажи у других народов

Крылатый Кабус похож на инкуба в христианском понимании, а также на домового у славянских народов.

6. Змора — ведьма, которая приходит к спящему в виде тени

Где появилось поверье: Балканы, Белорусия, западная Галиция.

Что делает: способна душить и мучить спящего человека, наваливаясь ему ночью на грудь.

В мифологии восточных славян известна такая сущность, как змора. Она несколько отличается от мары (или моры), описываемой у южных славян, у которых ночными кошмарами, по большей части, заведует домовой. Мору мифология наделяет довольно широким спектром функций, она может выступать и как в качестве привидения, кикиморы, так и в роли ведьмы, ласки или покойника.

Змора же, с точки зрения восточных славян и поляков, — это ведьма, которая может обернуться огненным змеем, а также иголкой. Поэтому здесь не разрешалось подбирать найденную иглу, а если ее уже кто-то поднял, необходимо было ее переломить и выбросить. Подробнее о предметах домашнего обихода, которые древние славяне использовали в защитных ритуалах и обрядах, читай здесь.

Змора по разным преданиям выступает в зависимости от представлений той или иной местности как в качестве живого человека, чем становится похожей на ведьму или колдуна, так и в виде демона или духа, который вредит после смерти. Считалось также, что зморой можно стать по собственному желанию или наслать на человека специально или по незнанию порчу.

В некоторых районах славяне, а также словенцы и кашубы считали, что зморой становится каждый седьмой ребенок в семье, чаще всего дочь. По поверьям поляков, зморой мог стать ребенок женщины, прошедшей между двумя беременными, а сербы и хорваты считали, что зморой (они называли ее змарой) был каждый ребенок, родившийся в «кровавой рубашке». Человек может даже не догадываться, что он является зморой, поскольку не помнит, что делает после того, как засыпает.

Способы защиты

В качестве оберега славяне использовали косу, расположенную острием вверх, а также зеркала, которые нужно было обязательно вешать в хлеву, чтобы ведьма, увидев себя, испугалась и больше не приходила. Считалось, что зеркала и блестящие поверхности отпугивают змору, а также иконы. Кроме этого, хорошими оберегами славянские народы считали иглу, нож, топор и чеснок, освещенные травы, святую воду, Евангелие.

Словенцы для защиты младенцев рисовали на дверях, спинке кровати или колыбели пентаграмму, шестиконечную звезду или Андреевский крест. Важным считался сам факт обнаружения зморы — ее приглашали на порог, пообещав хлеба и соли. Первая пришедшая на порог женщина и была зморой.

Схожие персонажи у других народов


Домовой у восточных славян, мара (или мора) у южных славян, у болгар — таласыму (домовой дух, бывший жертвой строительства). Иногда змора описывается как существо, которое может подменить детей — в этом она похожа на стригу, дивожону или богинку. А еще змора похожа на двоедушников — людей, которые способны выходить из тела во время сна. И, как мы уже говорили, на ведьму, поскольку считалось, что змора может превращаться в муху или лягушку.

Выводы

Мы рассказали тебе о древних представлениях разных народов, о кошмарах и природе их происхождения. Для того, чтобы обозначить необычное состояние, люди в старину «персонифицировали» не только парасомнию, но и многие другие болезненные и вызывающие беспокойство состояния.

Если тебе интересен взгляд современной науки на эту тему и то, как психология объясняет подобные «мистические» явления через понимание архетипов, переходи к этой статье.

Читай также:

Загрузить еще