Просвещение
Партнерский

Водка, литература, балет: откуда берутся неофициальные символы России

Диана Даскалица Диана Даскалица
В статье рассказываем, какие атрибуты ассоциируют с Россией за рубежом и как в их числе оказалась черная икра.

Для иностранцев образ любой страны считывается крупными характерными мазками. Франция — круассан, берет и Эйфелева башня. Великобритания — чай, овсянка и Биг-Бен. У России тоже есть свои неофициальные символы.

В статье рассказываем, как формируются культурные стереотипы о странах, как видят нашу страну за рубежом и почему одним из национальных маркеров стала черная икра.

Почему национальные стереотипы — это нормально

Хотя понятие «стереотип» сформулировали только в 1920-е годы, оно сопровождало человека всегда. С точки зрения эволюции в штампах нет ничего плохого: они помогают нам выживать. Самый старший член племени говорит: «В воде живут страшные крокодилы, а в кустах поджидает саблезубый тигр». Семья ему верит и мотает на ус. Старый означает мудрый, дожил же до своих лет. Следовательно, по кустам не ходим и крокодилов не ищем.

На примитивном уровне между «предсказуемостью» и «безопасностью» можно поставить знак равенства: это буквально вопрос жизни и смерти. Этот же принцип человек перенес в бытовую, социальную и культурную сферы. Согласно словам клинического психолога Бетани Кук, именно поэтому мы так тщательно организовываем пространство в своих квартирах. Упорядочивая мир, человек делает его понятным и испытывает меньше тревоги.

По этой же причине наш мозг формирует стереотипы по поводу социальных групп, национальностей и стран. Штампы помогают отличать своих от чужих и быстро анализировать информацию. Так что, по большому счету, между английской овсянкой, тигром в кустах и системой хранения нижнего белья в шкафу разница небольшая. Всё это история про удобство, комфорт и радость узнавания.

Как формируется типовая символика

Штампы не появляются на базе личного опыта, информация всегда приходит извне. Рассказы друзей, учебники, книги, фильмы или публикации из СМИ — все эти источники одновременно и создают стереотип, и воспроизводят его.

До появления интернета и телевидения основным инструментом культурного обмена была торговля. Национальные стереотипы формировались вокруг продукции и историй, которые купцы, дипломаты и путешественники привозили из-за границы. Так, даже не бывая в России, многие англичане и французы хорошо знали хохлому, шубы из сибирской пушнины и могли живо представить себе Спасскую башню.

Национальные символы современной России формировались точно так же: благодаря международным торгово-политическим отношениям. Стоит отметить, что за последние сто лет они практически не изменились. До сих пор многие иностранцы ассоциируют нас с матрешкой, водкой и балалайкой.

Какие символы ассоциируются с Россией

Самый известный за рубежом русский штамп — медведь. Во-первых, этот зверь является постоянным героем фольклора. Во-вторых, дрессированных бурых часто можно было встретить на ярмарках и народных гуляньях, что немало удивляло приезжих купцов и путешественников. Еще в XVI-XVII веке борьба с медведем была популярным развлечением среди деревенских силачей.

Впервые медведя как условный символ Российской Империи использовали в XIX веке в британской прессе. После его подхватили французы и немцы. Некоторые историки склоняются также к лингвистическому происхождению стереотипа. На латыни слово медведь «ursus» и русский «russus» очень похожи и вполне могли смешаться в европейском сознании.

Такой же образ, ставший символом благодаря природе и народному творчеству, — береза. В советское время одноименное название носил знаменитый хореографический ансамбль народного танца. «Берёзка» выступала как в Союзе, так и за рубежом, была хорошо известна в США и широко освещалась в прессе.

Больше народных танцев за границей известен только русский балет. До сих пор отечественная хореографическая школа считается эталоном качества исполнения. Кроме таланта танцоров, большую роль играет музыка. Хореография на произведения Петра Чайковского ставится большинством трупп, а «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» считаются самыми популярными постановками в мире.

В том числе национальными символами России считаются борщ и черная икра. В некоторых странах их так и называют — «русскими».

Почему черная икра стала неофициальным символом России

Еще с XVI века Российское государство получило монополию на производство и экспорт черной икры. В 1554 году Иван IV захватил Астраханское ханство, и страна получила контроль над Каспийским морем.

Изначально черная икра была редким деликатесом из-за неразвитых технологий хранения. Перевозить ее на дальние расстояния для свободной продажи было очень сложно и дорого: продукт быстро портился. Поэтому закуска попадала исключительно на столы к европейским монархам и аристократам.

Уже в XX веке черная икра стала популярной благодаря волне белой эмиграции, а после — из-за возникшего дефицита осетровой рыбы. Уже к 1970 продукт стал считаться неофициальным синонимом роскоши как в Союзе, так и за рубежом.

Сейчас традицию изготовления русского деликатеса сохраняют рыбные хозяйства.

Например, «Русский икорный дом» — одно из самых старых предприятий страны (отмечает 45 лет в этом году). Оно имеет статус официального поставщика Кремля и является крупнейшим экспортером черной икры на международный рынок. С 2009 года их продукция занимает золотые медали и гран-при на международных продуктовых выставках, в том числе от Международного института вкуса и качества. А паюсная икра данного производителя входит в бортовое питание космонавтов.

Реклама
ООО «Русский икорный дом» ИНН 7716801068
LjN8KWa6S

Загрузить еще