Как тут жить

Кто такие e-boys, e-girls и хайпбисты и куда делись субкультуры нулевых

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Почему перевелись субкультуры нулевых, чем отличаются современные движения от предыдущих и какие течения популярны сегодня.

Прошли те времена, когда эмо и готы взаимно оскорбляли друг друга и совместно подвергались насмешкам со стороны гопников. Сегодня встретить на улице представителей обеих субкультур практически невозможно. На смену им пришли новые объединения, но они кардинально отличаются от того, что было раньше. И речь не только о внешнем виде. Наша редакция решила изучить феномен субкультур: что заставляет людей создавать их и почему сегодня это неактуально? Разбираемся.

Почему люди объединяются в субкультуры?

Субкультуры прошлого объединяли неформальных людей — тех, кто не вписывался в рамки классического общества. Связующим звеном для молодежи всегда была идеология. Например, для тех же эмо характерны черты романтизма: они никогда не были агрессивны и на фоне других казались белыми воронами, инфантильными тихонями. А скинхеды, наоборот, вели себя максимально вызывающе, озлобленно. Представителей субкультур прошлого можно было выявить в обществе не только по внешнему виду, но и по поведению. Это относится почти к каждой субкультуре прошлого: панкам, готам, скинам и другим популярным объединениям.

Внешний вид представителей субкультур тоже был пропитан идейными мотивами. Например, у тех же эмо черно-розовые цвета возникли не просто так. Черный преобладает в образе эмо. Его предпочтение может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Розовый отражает эмоциональные и счастливые моменты. Это противоположность общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку. Представители ранних субкультур относились с презрением к тем, кто слепо подражал их стилю, таких с позором клеймили позерами.

Символика, одежда, цвета и даже музыка отражали суть субкультуры, наделяли ее сакральным смыслом для приверженцев. Те же британские скинхеды считали свой образ и нормы поведения естественной реакцией на события, происходящие в стране: наплыв мигрантов, социальные изменения, войны. Итак, в основе любой субкультуры была идея и потребность находиться в обществе единомышленников.

Нужны ли субкультуры сегодня?

Примечательно, что мироощущение ранних субкультур менялось, что заставляло несогласных с новыми веяниями либо отрекаться от причастности к движению и следовать своим принципам, либо подвергаться моде. Возможно, гибкость убеждений впоследствии привела к ослаблению интереса к подобным объединениям. Сегодня на улицах трудно встретить ортодоксального панка-анархиста, потому что его взгляд на окружающую действительность попросту устарел, он не найдет единомышленников.

Удивительно и то, что вновь возникшие субкультуры, которые, по идее, должны отражать реакцию людей на мир, не содержат в себе идеологии как таковой. По сути, сегодняшние движения — это сообщества, где основным объединяющим фактором становится внешний вид. Достаточно вспомнить субкультуры начала и середины 10-х годов: ванильки, хипстеры и прочие выделялись только за счет атрибутов. Пожалуй, сегодня это обесценивает значение некоторых сообществ — приверженцы современных субкультур слепо копируют стиль друг друга и делают акцент на материальных ценностях.

Впрочем, сейчас потребность в субкультурах отпадает из-за того, что общество стало гораздо более толерантным. Тебе не нужно объединяться в группу с единомышленниками потому, что социум как минимум нейтрально отреагирует на твой внешний вид, взгляды и предпочтения. Эмо, со своим мироощущением, в одиночку попросту съели бы, но именно в виде субкультуры их идеология запомнилась. Сейчас же им не понадобилось бы организованное движение для того, чтобы быть собой.

Мнение бывалого гота

Подобное мнение к современным субкультурам питают и те, кто раньше был частью каких-либо движений. Одна из наших коллег в юности была причастна к субкультуре готов, и вот как она охарактеризовала разницу между тем, что было, и тем, что мы имеем сегодня:

«Субкультуры нулевых стали отдушиной для эхо-бумеров: нормальным интернетом еще и не пахло, а способы самовыражения через какой-то интеллектуальный труд были не в почете. В нас жил дух подъездного нонконформизма и бунтарства. Примерно в 2007, когда гормоны забурлили особенно сильно, я решила, что теперь буду готом. Для меня это была не дань моде, а настоящий способ заявить всему миру, как он меня раздражает. Внешний вид со всей соответствующей атрибутикой приложился быстро: черный оверсайз-гардероб, берцы и странные околокроссовки (которые сейчас бы назвали «агли шуз»), идиотские значки на огромной сумке, выкрашенные в невнятный цвет волосы, изобилие аксессуаров с пауками и черепками везде, куда их можно нацепить. Глядя на мои фото тех лет, мой младший брат — эталонный зуммер — охарактеризовал этот образ как нельзя точно: «Dies from cringe». Выглядели мы, по современным меркам, действительно до ужаса нелепо, но тогда были от себя в восторге. Внешний вид для любого из нас был отражением мировоззрения — и наоборот.

В Челябинске, где я росла, найти соответствующую компанию было довольно трудно, тем более что у меня тогда были явные проблемы с коммуникацией. Но гот — он на то и гот, что ему компания не особо нужна. Готика подтолкнула меня к чтению моей первой зарубежной классики, и я лихо «поясняла за Эдгара По» на форумах, когда изредка удавалось выходить в интернет. Любая вещь, связанная с «темой», ценилась на вес золота: например, журнал с любимой группой на обложке (особенно если там были постеры). Однажды мне удалось урвать книгу «для девочек-готов»: там была масса материала о стиле и музыке, тематические шутки, тесты и иллюстрации, — я до сих пор ее храню и передам детям как семейную реликвию. В общем, было весело.

Современные подростки вызывают у меня недоумение. Все эти e-girls умудряются выглядеть так, будто только что вышли с фотосессии для обложки «Dazed», в то время как я в их возрасте явно напоминала только что упавшую в чан с кислотой Харли Квинн. Вообще мне кажется, что время субкультур в их классическом понимании ушло: осталось там, где осталась наша ранняя юность. Никто никогда не вернется в 2007 год, как говорится. Для нас субкультуры были полноценной философией, смыслом жизни и способом делиться с этим миром своими чувствами, а для современных детей это не больше чем имидж. А за этим имиджем, как бы это пошло ни звучало, нет ни духа, ни идеи. Но им субкультуры уже не нужны — у них масса других способов заявить о себе».

Современные субкультуры: мода и ничего больше

В различных исследованиях на тему субкультур часто затрагивают эмо, готов, скинов и прочие ранние сообщества. Почему? Потому что они выделяются на фоне обычных людей как раз-таки идеологией, они интересны с точки зрения социологии. Современные движения притягивают внимание в большинстве своем только с точки зрения стиля. Об этом говорит даже собирательное название для всех субкультур: модники. Но если капнуть глубже, то у многих из них есть отличия от других. Наша редакция отобрала три самых интересных сообщества.

Хайпбисты

Хайпбисты сегодня являются флагманами среди современных субкультур. Суть движения заключается в фетише на дорогие бренды и следование моде. Возникло течение примерно 10 лет назад в США.

Идеология. Отсутствует либо заключена в желании самоутвердиться за счет дорогой одежды.

Отличительные черты. Дорогие кроссовки, одежда и украшения. Предпочтения по брендам: Nike, Supreme. Стиль одежды часто меняется, ведь все зависит от того, что будет диктовать мода. Примечательно, что хайпбистами чаще всего оказываются дети богатых родителей. Те, кто хочет быть причастен к культуре, но не имеет на это средств, вынуждены копить или покупать реплики известных брендов.

Идолы. Стиль не рождается в головах хайпбистов самостоятельно — его они копируют у своих кумиров. Основные боги: Канье Уэст, Дрейк.

E-boys/e-girls

Движение возникло в связи с ростом популярности соцсетей. Субкультура существует исключительно в цифровом виде. Ее представители общаются с аудиторией, создав образ, которого стараются придерживаться в Тик-Токе и Инстаграме. При этом e-boys и e-girls редко меняют локации и существуют в пределах своей комнаты.

Идеология. Постоянное присутствие онлайн.

Отличительные черты. У парней: завитые волосы, мешковатая одежда, цепочки и окрашенные волосы. У девушек: окрашенные волосы, цепочки, гольфы. Что одни, что другие рисуют под глазами сердечки, днями напролет снимают контент в Тик-Ток. По сути, представителем субкультуры можно назвать любого подростка, который ведет онлайн-жизнь.

Идолы. Популярные блогеры и инфлюенсеры, особенно те, кто добился успеха в Тик-Токе.

Сипанк

Движение возникло в Тамблере примерно в начале нулевых и актуально до сих пор. Субкультура ассоциируется с модным стилем в водной тематике, трехмерным сетевым искусством, иконографией и аллюзиями на популярную культуру 1990-х годов. Это красивая обложка воображаемого морского мира с элементами неона кислотных оттенков.

Идеология. Мечты о водной жизни, если это можно назвать идеологией.

Отличительные черты. Одежда морских оттенков, кожанки с ракушками вместо шипов, волосы морских оттенков, электронная музыка, фотографии и коллажи на фоне тропиков.

Идолы. Как таковых идолов нет, потому что течение никто не продвигал и зародилось оно в качестве интернет-мема. Однако со временем селебрити стали использовать сипанк-тематику в своих образах. Наибольшего успеха в этом добилась Леди Гага, которую считают одной из икон стиля.

А как ты относишься к современным субкультурам?

Загрузить еще