Просвещение

Архетип трикстера — что это: 5 персонажей в литературе и кино

Мария Красноперова Мария Красноперова
Кто такой трикстер и как его вычислить среди прочих персонажей в кино и литературе.

Неоднозначные и противоречивые персонажи привлекают наше внимание. Они не олицетворяют собой чистое зло или стопроцентное добро. Это зачастую хитрецы, которые ловко умеют вывернуться из любой ситуации.

Они знают, как от души посмеяться над реальностью и разыграть острую ситуацию. Кто же такие трикстеры и чем они влюбляют в себя читателей и зрителей?

Кто такой трикстер


Говоря о понятии «трикстер», прежде всего стоит иметь в виду вымышленного героя. К примеру, это может быть литературный образ или персонаж из фильма или сериала.

Изначально типаж трикстера пришел к нам из мифов сказок и легенд. Самым простым примером из русского фольклора является Иванушка-дурачок. Этот простоватый парень, вечно лежащий на печи, часто оказывается не так-то прост. Несмотря на иррациональные поступки, Иван-дурак получает то, к чему стремится.

Он побеждает сильных противников и в некоторых сказках даже женится на царской дочери. Изворотливость и природная хитрость делают его неуязвимым.

Чем же отличаются персонажи-трикстеры и какими характерными чертами они обладают?

Как распознать трикстера


Трикстер – это нарушитель запретов, традиций и устоев. Там, где он появляется, привычный порядок вещей нарушается. При этом трикстер не имеет целью причинение зла. Зачастую его стремления направлены на разрушение идеализаций и превращение действительности в игру.

И все же действия этого персонажа могут наносить вред другим. Смысл в том, что трикстер не заботится о последствиях своих действий. Так, он не желает ни добра, ни зла, нарушая общепринятые нормы. А его выходки скорее экспромт, чем запланированная акция.  Вместе с тем, прочие персонажи повествования могут попадать в неприятности из-за «невинных шалостей» трикстера.

Нередко трикстер бывает напарником и правой рукой главного героя. При этом он далеко не всегда разделяет благородные стремления положительного персонажа. Напротив, трикстер будет явно или косвенно намекать герою, что не всем нужно верить. Ведь сам он – мастер хитрых манипуляций и плутовских игр.

Трикстер в фольклоре


Трикстером в фольклоре и кинематографе может быть как человек, так и животное, дух или божество. В качестве зооморфного персонажа-трикстера нередко выступает лис или ворон.

Лис – это обычно рыжий обманщик, хитрый и постоянно действующий в своих интересах.

Ворон же – это не чистое зло, а связь с потусторонними силами, хранитель тайных знаний, путешествующий между мирами.

Так или иначе, культура народов мира создала немало подобных противоречивых героев. Например, в милофологии североамериканских индейцев распространены еще 2 персонажа-трикстера: это койот и кролик.

Койот выступает как хвастливый и вульгарный персонаж, самонадеянный и нередко ненавидимый всеми. По одной из легенд индейцев, именно койот стал прародителем всех людей и племен, а его задача — это избавление мира от монстров и их уничтожение.

Кролик при этом отличается от ворона и койота, он выступает как глупый и самонадеянный персонаж, совершающий нелепые ошибки.

Трикстер влияет на окружающее его пространство как будто бы без замысла, часто из чистого любопытства, скуки и желания развлечься.

Что такое архетип


Само слово архетип образовано от греческих слов ἀρχή «начало» и τυπος «отпечаток, форма, образец». Юнг считал, что психика содержит определенный набор первородных образов, которые не осознаваемы нами. Это такие элементы бессознательного, которые условно формируют его структуру.

Понятие архетипа тесно связано с определением «коллективного бессознательного», о котором мы уже писали в этой статье.

Проще говоря, архетипы регулируют наше спонтанное поведение и мышление. Нельзя с уверенностью точно сказать, что именно в это психическое содержание входит, однако Юнг описывает первичные образы, которые заложены в культуре и мифологии народов, рассматривая их в качестве материала, который можно проанализировать.

Сам по себе архетип — это пустая форма, которую можно наполнить различным содержанием. Его можно определить только по подобию с другими образами и символами, что есть в культуре. Эти символы призваны увести человека от глубокого и неподдающегося анализу реального бессознательного содержания человеческой психики, которое не может быть интерпретировано в принципе.

Тем самым мифологические и религиозные веяния, которые Карл Юнг по достоинству оценивал, создают «барьер» из символов, помогающих нам интегрировать части «опасного» бессознательного в конкретные образы. Архетипы возвращают нас к истокам, позволяя помнить прошлое.

В свою очередь, образ трикстера Юнг связывал с выражением архетипа Тени.

Архетип трикстера или тень


Как мы выяснили, чаще всего трикстер объединяет в самом себе черты человека, животного и бога. Юнг пишет:

«Трикстер — это примитивное космическое существо божественно-животной природы, с одной стороны, превосходящее человека благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а с другой — уступающее ему из-за своего неразумия и бессознательности».

Юнг выделяет бессознательность в качестве гравной черты трикстера. Еще одна важная его особенность — он способен бесконечно трансформироваться и быть медиатором и посредником, обычно между главным героем и злодеем. Трикстер при этом находится где-то посередине, редко переходя тотально на сторону зла.

Трикстер — это персонаж, который находится между добром и злом, он вышел за рамки этих понятий. Соответственно, он имеет двойную природу, которая и позволяет ему постоянно трансформироваться. Трикстер может воскреснуть из мертвых, даже если от него остался только маленький волосок или обглоданная кость, т.е. ему соответствует переход между жизнью и смертью, он может изменить свой статус, внешность или даже пол.

Он способен превратиться из чудовища в невероятного красавца, а к некоторых случаях даже превратиться в камень или ветку, чтобы скрыться от врага.

7 архетипов по Юнгу

Чаще всего по Юнгу выделяют 7 наиболее распространенных архетипов:

  • Анима — бессознательная женская часть в мужчине, это образ матери, Девы Марии, Моны Лизы;
  • Анимус — бессознательная мужская часть в женщине, это образ отца, Иисуса, Дон Жуана;
  • Персона — социальная роль человека, которая формируется еще в детстве в виде принятых на веру стереотипов, потребность соответствовать общественному мнению, получить поощрение социума;
  • Тень —  бессознательно отзеркаленные установки и стереотипы, все неприемлемое, аморальное, вытесняемое, это образ дьявола, Гитлера, тень противопоставлена персоне, в Тень также включен и трикстер;
  • Самость — гармония и целостность человека, ядро личности;
  • Мудрец — образ пророка, жизненной мудрости;
  • Бог — всевидящее или солнечное око, итоговая реализация внутренней психической реальности, спроецированная на внешний мир.

Но на самом деле их можно выделить гораздо больше, подробнее о том, какие еще есть архетипы по Юнгу читай в этой статье.

5 персонажей-трикстеров

В литературе и кино довольно много персонажей-трикстеров. Приведем примеры.

1. Коровьев и Кот-Бегемот из «Мастера и Маргариты»


Знаменитый булгаковский роман подарил нам двух уникальных персонажей, которые являются идеальными трикстерами. Первый – Коровьев по прозвищу Фагот. Он ярко выделяется своим внешним видом и явно привлекает к себе внимание. Эпатируя публику одеждой и манерами, он планомерно нарушает признанные социальные нормы поведения.

Несомненно, это неотъемлемая черта трикстера. Одет он в клетчатый пиджак, что дает отсылку к клоунскому наряду. А дребезжащий голос добавляет ему сходства с козлом.

Кот-Бегемот – еще один эффектный герой. Его главная особенность – в том, что он оборотень. Персонаж предстает перед нами то как крупный кот, то как толстяк с кошачьим лицом. В конце романа на его месте мы видим уже хрупкого юношу-пажа. Кот хитер и отлично умеет подстраиваться под обстоятельства.

Оба они входят в число представителей свиты Воланда. А значит, их образы окутаны чем-то мистическим, чужеродным, но привлекательным в своей опасности. Они наказывают провинившихся неудачников. Так, Никанор Иванович Босой давал взятки. Как мы знаем, дело это незаконное и никем не одобряемое. Тогда свита Воланда в лице Фагота дает ему взятку советскими рублями. Позже, когда сам трикстер сообщит о факте взяточничества в полицию, рубли превратятся в валюту.

Еще один герой романа, председатель Массолита Берлиоз лишается свитой Воланда жизни. Его наказывают за подхалимство и заискивание перед начальством и властью. И еще несколько персонажей также платят сполна за свои грехи. Однако для трикстеров Короьева и Кота-Бегемота наказание не является целью. Скорее, они «играют» в разоблачение нечестных людей и загоняют их в ловушку, попутно наслаждаясь процессом.

2. Пеппи Длинныйчулок


Женский образ шалуна и плута отлично ложится на фигуру шведской девочки Пеппи. Она живет на вилле под названием «Курица» и занимается всем, что ей вздумается. У нее есть домашние животные, о которых она заботится. А безбедно существует Пеппи на деньги из чемодана с золотом, доставшегося от отца. При этом девочка совершенно не укладывается в нормы поведения благопристойного общества.

Она носит полосатые чулки и не заплетает в растрепанные косы свои рыжие волосы. Кстати, несколько столетий назад в Европе такое сочетание намекало на связь с колдовством.

Пеппи всего 9 лет, но при этом она удивительно сильна. Так, девочка легко расправляется с двумя ворами, залезшими к ней в дом. Вместе с тем, она просит их «отработать» это неоправданное беспокойство и танцевать с ней твист всю ночь. После этого она вознаграждает горе-воров золотыми монетами. Легкость, непосредственность и жизнелюбие — важные черты Пеппи как трикстера.

Кроме того, девочка любит выдумывать абсурдные истории и рассказывать их окружающим. От этого взрослые часто сердятся на нее, поучая и воспитывая. Однако Пеппи не унывает и продолжает жить так, как ей взбредет в голову.

3. Джек Воробей


Кинематограф также создал несколько ярких персонажей-трикстеров. Один из них – Джек Воробей, капитан корабля. Этот образ сыгран Джонни Деппом в знаменитой серии кинолент «Пираты Карибского моря».

Вспомни манерность и жеманство героя – и ты сразу поймешь, почему его относят к трикстерам. Джек Воробей не собирается соответствовать чьим-то представлениям о прекрасном. Он расчетлив, хитер и ловок. Нередко Воробей попадает в сложные ситуации только потому, что не смог рассчитать детали.

И все же он ловко выкручивается из неприятностей, забалтывая своего противника. Капитан Джек стремится решать конфликты скорее при помощи слов, чем за счет грубой силы. И нередко именно эта способность договариваться и убеждать спасает ему жизнь.

Джек Воробей любит приукрашивать и сочинять, гиперболизируя любую историю. А еще он склонен нарушать обещания и договоренности. На этого героя никогда нельзя положиться. И все же он вызывает у зрителей симпатию — его изворотливость и удачный исход очередной неприятной истории заставляют зрителя сопереживать этому персонажу.

4. Остап Бендер


Прозванный «великим комбинатором», этот расчетливый хитрец, как одержимый, охотится за драгоценностями некой мадам Петуховой. Образ Бендера фигурирует и в литературе, и в кинематографе. Тем интереснее наблюдать за этим героем в разных форматах.

Остап Бендер прозорлив, имеет тонкий ум и отличается широтой души и немалой степенью благородства. Действительно, он весьма харизматичен и уж точно выделяется на фоне своих компаньонов. То же можно сказать в отношении Остапа и его жертв. Оболванивание личностей, которых он выбирает в качестве своих жертв, даже делает героя-трикстера более привлекательным для читателей и зрителей.

Остап Бендер добивается справедливости, хотя сам не стремится к этому. Поэтому великого комбинатора иногда сравнивают с Воландом. Как и повелитель Тьмы, который властвовал над потусторонним миром, Остап работает на темной стороне реальности.

Только в его случае декорации этой реальности представлены подворотнями, зловонными закоулками и коммунальными квартирами. Этот полный сюрпризов герой-авантюрист однозначно заслуживает места в списке самых ярких трикстеров.

5. Доктор Хаус


Еще один хороший пример трикстера – доктор Хаус из одноименного сериала. Наблюдая за этим персонажем от сезона к сезону, мы видим многогранность этого героя. Образ Хауса, подобно матрешке, раскрывается постепенно, слой за слоем.

Первое, что бросается в глаза — это его бунтарский характер. Он циничен и язвителен. Создается такое впечатление, что он в принципе не хочет взаимодействовать с окружающими. Хаус будто считает всех вокруг недалекими невеждами, демонстрируя свое пренебрежительное отношение.

При этом он передает ценные знания своим студентам и решает сложные медицинские загадки. В самом деле, порой поставить верный диагноз не так просто. А Хаус раз за разом с легкостью решает эти задачи, восхищая своим мастерством и опытом. Зрителям остается только успевать следить за ходом мыслей героя, параллельно удивляясь его эрудиции и количеству знаний.

Герой сериала неоднозначен, несмотря на его обширные знания и природную интуицию в области медицины, он сам подвержен порокам. Хаус употребляет различные виды наркотиков, будучи осведомленным о последствиях, отдавая себе отчет о собственной зависимости.

Кроме этого, он бунтует против общепринятых правил, не желая следовать принятым нормам. К примеру, белому халату доктора он предпочитает футболки с лицами рок-звезд или мятые рубашки. С пациентами он общается довольно грубо. А когда ставит диагноз, либо вертит в руках свою трость, либо жонглирует предметами.

Такое поведение не характерно для классического образа врача. При этом Хаус действительно спасает жизни, за что ему многое прощают. Такая комбинация противоречивых фактов позволяет причислить доктора Хауса к образу заметных и ярких трикстеров.

Читай также:

Загрузить еще