Просвещение

Откуда пошли мифы о чудовищах и почему они так похожи друг на друга

Алина Исаева Алина Исаева
Расскажем, почему мифы о чудовищах и божествах в разных странах строятся по одному сценарию и как мифология перекочевала в маркетинг.

Приехав в любую страну мира, ты найдешь в ее мифологии черты, схожие с нашей: там обязательно будут кровососущие чудовища, неупокоенные души мертвецов и какая-нибудь магическая красотка, выбравшая себе для ПМЖ болото, лес или домик на окраине деревни.

Мы решили выяснить, почему бестиарии народов мира так похожи.

Мифы о чудовищах и сторителлинг


Чтобы разобраться во всей этой истории, нам придется копать довольно-таки глубоко. Начнем с нашего любимого сторителлинга, который объясняет множество культурных особенностей нашей цивилизации. Сторителлинг, в русском языке трактуемый как сказительство, появился на заре человеческого развития и, вероятнее всего, старше всех прочих культурных форм: живописи, танца, обрядов и мистерий.

Рассказывая друг другу истории, наши предки преследовали две основные цели: общаться и познавать мир, который их страшно пугал. Многие вещи, кажущиеся сегодня простыми, требовали объяснения: почему гремит гроза, откуда взялся огонь и кто придумал людей.

Научного метода не было, поэтому более предприимчивые и находчивые члены общин эти объяснения придумывали. Гром гремит? Это бородатый мужик бегает по небу и гневается на наших мужчин за то, что те не добыли мяса, — а почему, кстати? На охоте не повезло? Это вы забыли задобрить хозяев леса. Камнепад? Тролли беснуются. Со временем мифология перерождалась в язычество, а оно, в свою очередь, с развитием общества породило религию, так как люди поняли, что сторителлинг может быть прекрасным политическим инструментом.

Однако все это не отвечает на вопрос: почему у бестиариев и языческих пантеонов столько общих черт? Вряд ли у жрецов в те времена существовал общий чатик, где они согласовывали сторителлинговые концепции и присылали друг другу правки.

Тем не менее схожесть верований очевидна. Возьмем для примера всю ту же грозу. Боги-громовержцы существуют во всех известных культурах: древнегреческий Зевс, скандинавский Тор, славянский Перун, балтийский Перкунас, японский Райдзин, ацтекские Тлалок и Шолотль — список будет очень длинным.

При этом описание данного божества преимущественно одинаковое или как минимум имеет массу схожих черт. Можно составлять бинго: это статный и зрелый мужчина с бородой, суровым лицом и грозным нравом. Он высекает молнии или просто держит их в руках, как связку хворостин. Ко всему прочему громовержец непременно имеет «политический» вес среди прочих богов и является одной из центральных фигур пантеона.

Оговорочка по Юнгу


И вот тут мы подобрались к объяснениям. Наверняка ты слышал о теории «коллективного бессознательного», описанной Карлом Густавом Юнгом, сподвижником Фрейда.

Если бессознательное в психоаналитике трактуется как «совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания человека», то коллективное бессознательное — это бессознательное, присущее всем людям, которое передается по наследству и воздействует на наше восприятие, мышление, воображение. Непонятно? Сейчас мы все поясним.

Кстати, если тебе интересно узнать как твои желания связаны с коллективным бессознательным, читай вот эту статью.

Самый важный элемент в теории о коллективном бессознательном — архетипы. Отклик людей на явления и события, которые они не могли рационально объяснить, порождал психологические комплексы. Или, другими словами, систему сложных эмоционально окрашенных реакций, которые закрепились в коллективном бессознательном.

Снова вернемся к громовержцам: гроза вызывала у первобытных людей страх и трепет, поэтому ее «повелителей» наделяли чертами властного, сурового мужчины, которого можно умилостивить или разгневать. Так и складывались архетипы, которые мы, согласно теории Юнга, наследуем от наших предков с древнейших времен. В учебниках по истории философии можно найти следующие объяснения психологии мифов, основанных на архетипах:

«Мифология была изначальным способом нейтрализации колоссальной психической энергии архетипов. Все те творческие силы, которые современный человек вкладывает в науку и технику, человек древности посвящал своим мифам, стремясь восстановить гармонию сознания и архетипических образов».

Почему же все божественные пантеоны так похожи


Теперь наложим нашу гипотезу о коллективном бессознательном на важнейший факт. Историческое развитие протекало у каждого народа по схожему сценарию (различались в сущности лишь детали), и проблемы, волновавшие людей, были практически одинаковыми: урожай и пропитание, деторождение, борьба за власть и войны с соседями.

В результате мы получаем самое рациональное объяснение схожести бестиариев и пантеонов: одинаковая эмоциональная реакция на события и явления природы формировала похожие архетипы, которые вылились в образы богов и чудовищ, различающиеся лишь слоем культурной окраски. Скандинавский Тор размахивал молотком, а славянский Перун предпочитал топор, но оба они покровительствовали воинам и всем проявлениям маскулинности в целом.

Мифы о чудовищах и греческий бестиарий


Все чудовища, которые не наделены божественной силой — а именно демоны, монстры, нежить и духи, — объединены культурологами в категорию «низшая мифология». В отличие от языческих пантеонов, которые были вытеснены монотеистическими конфессиями, существа низшей мифологии с годами лишь упрочивали свое положение.

Их архетипы оказались очень сильны, и даже с приходом христианства мифических монстров абсолютно серьезно «изучали» многие авторы.

Например, один из самых авторитетных греческих бестиариев под названием «Физиолог» был написан во 2-3 веке и переведен на многие языки. Им зачитывались грамотные люди в нашем государстве вплоть до XVII века. И вот в этой научной книге были описаны внешний вид и повадки сирен, фениксов, горгон и кентавров. Наряду с волками и зайцами. Коллективное бессознательное все прочнее укрепляло образы из бестиариев в повседневной жизни — через сказительство, творчество и суеверия. В России оставляли на печке хлебушек для домового, а в Дании воздавали хвалу духу мельницы.

Какие мифические чудовища похожи


Находить повторяющиеся черты в мифах и легендах разных народов — занятие очень увлекательное. Одних только вампиров существует под сотню разновидностей, и среди них попадаются совершенно невообразимые: например, бразильский капелобо — чудовище с человеческим телом и с головой муравьеда (реже — кабана или тапира).

Вспомни ту же эпопею «Ведьмак», в которой брукса (разновидность вампира) влюбилась в проклятого разбойника Нивеллена и поселилась в его усадьбе. В одной из первых серий 2-го сезона сериала, который вышел в декабре 2021 года, режиссеры феерично показали эту историю любви. Написанную, кстати, всем известным Анджеем Сапковским на основе уже существовавших в далеком прошлом португальских легенд.

Но чаще всего это все те же скучные мертвецы, которые встали из могил и отправились на поиски крови.

Другие популярные персонажи — оборотни — чаще всего превращались в крупных и опасных хищников, которые встречались на местности: если в европейских легендах это волк или медведь, то на Сомали, например, кори-исмарис — человек-гиена.

Мифология и маркетинг: продам голову виверны


До наших дней мифы и легенды дожили как культурный конструкт, и с коллективным бессознательным теперь заигрывают не всемогущие церкви, а маркетологи. Началось все с того, что в XX веке спрос на мифологию решили монетизировать.

Во время воин отчаявшиеся люди, которые потеряли близких, искали любые способы, чтобы облегчить свои страдания. И тогда финансового расцвета достигла индустрия «рыночной мистики»: повсеместно появились платные экстрасенсы и уличные гадалки, которые «связывались с духами», проводили спиритические сеансы и «снимали» негативную энергию. Что, к слову, популярно и сейчас.

Еще одним важным поворотом стало то, что именно в XX веке второй шанс получил не слишком популярный ранее жанр фэнтези: Джон Толкин создал удивительно проработанную вселенную, где развернулись события «Сильмариллиона», «Хоббита» и трилогии «Властелин колец». Описанный автором мир имеет выразительные черты скандинавского и кельтского фольклора. Бестиарий вселенной весьма «каноничен»: тролли, гномы, эльфы, драконы и демиургические духи.

Интерес к фэнтези и мифам о чудовищах

После успеха книг Толкина писатели стали обращаться к легендам и мифам все чаще. Жанр делился на множество ветвей: историческое, детективное, городское и даже ироническое фэнтези.

Знакомые каждому читателю персонажи появлялись в новых сеттингах, трансформировались и обретали уникальные черты, которые мягко опутывали свои старинные версии, порой меняя их до неузнаваемости. Вампиры, ликантропы и демоны стали в разы сексуальнее, монстры очеловечивались и превращались в героев, с которыми читатель мог бы ассоциировать себя.

Многовариантный мир магии и чудовищ


На волне маркетингового успеха появились ролевые настольные игры в жанре фэнтези — а после дебюта легендарной «Dungeons & Dragons» в 1974 году они стали набирать популярность.

С развитием технологий предприимчивые люди поняли, что бережно выстроенный на архетипах мир магии и чудовищ можно переворачивать, как кубик Рубика, и складывать в новые комбинации бесконечно — так, что он никогда не наскучит платежеспособному клиенту.

С появлением высоких технологий маркетинговый потенциал мифологии сполна раскрыли режиссеры фильмов и разработчики видеоигр. В XXI век бестиарий с тысячелетней историей стал неотъемлемой частью массовой культуры.

Интернет и глобализация окончательно перемешали мифологию разных культур в однородную массу, в которой неподготовленному человеку бывает очень сложно ориентироваться. Примеров тому множество: та же серия игр «Ведьмак» по книгам Анджея Сапковского, бестиарий которой основан на мифологии огромного количества стран и культур.

Большая часть чудовищ игры, конечно, имеет славянские корни, но вот брукса, в частности, как мы и говорили выше, перекочевала во вселенную «Ведьмака» из португальских легенд, гули, ифриты и джинны — из арабских, а экимма, должно быть, родственница шумерской нежити эдимму.

В целом можно сказать одно: ничто так не объединяет народы мира, как мифы, сказки и легенды. Когда ты в следующий раз засядешь играть в какую-нибудь RPG, где есть тролли и эльфы, задумайся о коллективном бессознательном.

Читай также:

Загрузить еще