Просвещение

От индийских учений до социальных сетей — как менялось понятие кармы в культуре

Диана Даскалица Диана Даскалица
В статье рассказываем, какой путь проделала карма от философии до современных технологий и как ее принцип отражается в новой соцсети Real Karma.

«Сделал доброе дело — добавил плюсов в карму» — такую фразу можно услышать не только от буддиста или востоковеда. Понятие кармы прочно вошло в культуру, развивается и меняется вместе с ней. В статье расскажем, как трансформировалась «карма» от истоков до современного ее воплощения в IT-проектах.

Что такое карма в философии и религии

Понятие кармы пришло к нам из индуизма. Если объяснять простым языком, оно означает, что у всех действий и мыслей человека есть последствия, влияющие на его судьбу. 

Так или иначе принцип «кармы» находит свое воплощение во всех религиях мира. В монотеистических, например, в христианстве или иудаизме каждого человека после смерти судят по делам его. В язычестве такая концепция тоже присутствовала. Так, скажем, древнего египтянина после смерти ждали весы, где его сердце противопоставлялось страусиному перу богини Маат. А древнего грека — встреча с судьями подземного мира, которые и определяли душу в Элизиум или в Тартар.

В отличие от европейских религиозно-философских систем на востоке, в Тайланде, Индонезии, Вьетнаме и других странах, карма влияет не только на посмертие, но и на текущую жизнь человека. Проще всего представить ее как дерево или бесконечное количество дорог: выбрав одну, ты открываешь себе новые пути, но старые при этом становятся недоступны. То есть одним значимым хорошим делом нельзя отменить множество плохих — последствия этих поступков уже влияют на тебя и окружающих.

Карма в массовой культуре

Иногда мы называем карму эффектом бумеранга или бабочки. Именно эти формулировки чаще всего используют в массовой культуре. Скажем, фильм «Эффект бабочки» строится вокруг идеи долгоиграющих последствий. А серия компьютерных игр Life is Strange буквально эксплуатирует образ этого насекомого как символ сверхспособностей главной героини.

В европейской культуре чаще всего карма — некая высшая сила,  которую нельзя контролировать, а попытки приводят к разрушительным последствиям. В Азии причинно-следственный потенциал Вселенной проник в культуру гораздо глубже и раньше. Поэтому в аниме, манге, манхве или компьютерных играх карма — это не бог из машины, который двигает сюжет произведения, а ось, формирующая характеры главных героев и определяющая их судьбу. В отличие от разрушительного хаоса этот принцип нашел свое воплощение и за пределами развлекательного контента. 

Карма в современных технологиях

Постепенно карма проникла во все сферы нашей жизни, даже в интернет. Сейчас мы активно используем в речи понятия «цифровая карма» и «карма трафика». Каждое действие, которое мы совершаем, оказывает влияние на нас самих, на других людей и на окружающую среду, в которой мы живем. То же самое происходит и в виртуальном мире: каждое наше слово не остается незамеченным и может повлечь за собой необратимые последствия, как хорошие, так и плохие. Некоторые IT-компании даже называют в ее честь целые бизнес-модели или продукты.

Например, в свое время именно карма принесла такую бешеную популярность Хабру. Там так был назван механизм модерации, позволивший отказаться от ручной проверки сообщений пользователей. В широком смысле карма стала ассоциироваться в первую очередь с репутацией и образом, который закрепляется за человеком или проектом в сети. 

Сейчас в рамках рейтинговой системы работает большая часть площадок в интернете. Мерила могут быть самыми разными: количество лайков, подписчиков, постов или видео. С одной стороны, система очень простая, буквальный перерасчет действий в цифры. С другой — можно сказать, что карма утратила свою суть и изначальный смысл. Наш личный рейтинг внутри сети формируется другими людьми — это они оценивают наш контент, высказывания и поступки. Мнения легко покупаются, а рейтинги накручиваются. В результате вместо реального отражения своих действий мы получаем качественную манипуляцию общественным сознанием. Мы считаем, что у человека блестящая репутация, потому что мы сами так его оценили.

Но по этому пути идут не все IT-продукты. Некоторые разработчики возвращаются к истокам и предлагают решения, которые позволят иначе взглянуть на карму и цифровой след, который мы оставляем в интернете. Одним из таких решений станет социальная сеть Real Karma от группы компаний и венчурного инвестора Kairos Digital.

Что такое Real Karma

Абзацем выше мы назвали ее социальной сетью, но по факту Real Karma будет не просто площадкой для общения. Разработчики проекта вдохновились мыслью, что в интернете каждый из нас строит свою реальность, решили дать пользователям возможность сделать это и создали приложение. Сейчас расскажем, почему оно уникальное.

Во-первых, в социальной сети история с кармой будет реализована буквально: реальное и виртуальное сплетутся воедино. Пользователь сможет прокачивать себя по трем направлениям: потреблению, личностному росту и социальному взаимодействию. Все события офлайн найдут свое отражение в Real Karma. Ты можешь публиковать посты, читать контент других пользователей, обучаться новому — все это прокачает твою карму. Сканирование QR-кодов заведений, Signum’ов людей также позволит повышать свой рейтинг. 

Во-вторых, в приложении будет реализован новый подход к персонализации. Твои действия будут влиять не только на «виртуального двойника», но и на контент, которым ты себя окружаешь. Нравится средиземноморская кухня — Real Karma будет рекомендовать соответствующие рестораны поблизости. Напротив, если тебе, например, не интересна рок-музыка, алгоритм исключит эту тему из твоей ленты. Во многих социальных сетях уже есть что-то похожее, но технология несовершенна и зачастую промахивается с рекомендациями. Разработчики Real Karma обещают высокую точность, им важно, чтобы приложением было удобно пользоваться каждый день.

В-третьих, Real Karma — это открытый проект, в разработке которого может принять участие любой желающий. Следить за актуальными новостями можно в социальных сетях: в Telegram, YouTube и ВКонтакте.

Предполагаемая дата релиза Real Karma — первая половина 2024 года. Как в «Эффекте бабочки» даже самое маленькое действие влечет за собой последствия — каждый из нас может повлиять на конечный функционал социальной сети. Каждый может присоединиться к проекту и начать строить свою реальность.

Реклама
ООО «Кайрос Диджитал» ИНН 9718182794
LjN8Juum4

Загрузить еще