Просвещение

В поисках себя: что такое деконструкция и почему она становится единственным способом выражения творческого

Данил Григоренко Данил Григоренко
Деконструкция стала естественной частью современной литературы, языка и искусства. Расскажем в статье о том, как это произошло и почему процесс необратим.

Если говорить простыми словами, деконструкция — это разрушение стереотипа и его интеграция в совершенно другой контекст.

В рамках современной философии и искусства деконструкция предполагает следующее: для того, чтобы понять, из чего состоит целое, нужно разобрать его на составные части.

Почему деконструкция выходит на первый план

Вряд ли ты будешь спорить с тем, что стремление смотреть на вещи и явления по-другому, воспринимать мир с неизведанного до этого ракурса — типичная черта современности. Как раз об этом и деконструкция. Тем более, что переполненное информацией современное медиа-пространство заставляет нас особенно часто мыслить критически, чтобы отделить существенное и значимое от всего остального.

Все то, что было создано людьми до этого, все то огромное культурное наследие, которое находится за плечами нашего мира, заставляет думать, что сказать от себя уже нечего: все возможное уже будто обсудили, обо всем помыслили. И это недалеко от правды. В такой обстановке, действительно, любой человек может заскучать и потеряться.

Французский философ и писатель XX-го века Альбер Камю очень хорошо прочувствовал эти «веяния скуки», когда сказал, что «философия превратилась в науку о философах». То есть самой философии словно уже и нет, потому что нет свободы и смелости мысли, которая жизненно ей необходима.

То же самое можно сказать и, например, о современной литературе — множество отсылок на другие тексты и авторов в работе и множество цитат, явных или скрытых, или, другими словами, интертекстовость и реминисценция уже давно стали частью художественной литературы. Тот же Виктор Пелевин в своем творчестве с самого начала прибегает к деконструкции, вплетая в сюжет исторические события и персонажей, а также философские концепции, и использует их как конструктор для полотна сюрреалистического сюжета.

Мы живем в то время, когда деятели искусства и творчества, в том числе лучшие признанные умы, используют уже готовые мотивы и переосмысливают их для создания нового материала. Писатель сегодня — это культурный сомелье, который способен предугадать твои предпочтения и предложить на выбор и вкус целую палитру фрагментов, приправленную соусом фирменного стиля. Он показывает, как еще эти детали могут сочетаться.

Творческий человек сегодня — хороший маркетолог, знающий боли, желания и интересы своей аудитории.

Про поиск себя и ответ на вопрос «кто мы?»

Деятельность авторов, художников, представителей искусства, блогеров создает культурный контекст, в котором мы все так или иначе находимся. Через участие в этой игре мы стремимся найти себя. То, что нам в ней близко, те ее сочетания, которые мы для себя находим удивительно точными, мы присваиваем и осознаем как собственную часть.

Таким образом происходит поиск себя, и это говорит о том, что он напрямую связан с деконструкцией. В этом процессе отчасти и происходит формирование личной идентичности человека, формирование его взглядов и ценностей.

Находя все больше новых комбинаций и возможностей для себя, каждый из нас постепенно формирует представление о том, где он находится в общей системе координат, на что ему следует ориентироваться. Мы все больше понимаем о себе, понимаем, кто мы есть, что становится фундаментом, плацдармом и площадкой для формирования наших собственных идей, а значит и творческих проектов.

Конечно, опора на прошлый опыт присутствовала всегда, от начала человечества, но такого стремления выражать идеи прошлого буквально она никогда не знала. Отсюда — многочисленные повторения, исписанность, банальность, похожесть друг на друга.

Тексты и ролики становятся фастфудом — быстрой информацией, которая тем легче воспринимается, чем она проще. Отсюда популярность таких коротких текстов и видео в соцсетях как Tik-tok, где больше всего «заходят» ролики и публикации с одной единственной идеей, а на первый план выходит визуал.

СЮЖЕТ, ПО КОТОРОМУ СЛЕДУЕТ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Впервые понятие «деконструкция» впервые применил французский философ Жак Деррида (1930-2004) в своей работе «О грамматологии», выпущенной в 1967 году.

Смежный термин «деструкция» был упомянут еще раньше, в трудах немецкого философа Мартина Хайдеггера (1899-1976). Это одно из основных понятий философии исследователя. Под деструкцией Хайдеггер понимал перепросмотр классического типа трактовок истории с целью поиска скрытого смысла. Деконструкция же куда избирательнее — полного отрицания нет, но есть стремление сохранить мысль в движении.

При этом любопытно, что Деррида, автор концепции деконструкции, считал главным не столько сам результат такого движения, сколько его процесс. По его идее, результат уже заложен в процессе и в нем как будто кроется сам факт существования. Возможно, поэтому сам Деррида избегал определения термина деконструкции. Ее цель Деррида видит в нахождении двух противоположностей, которые лежат в основе рассматриваемого объекта, причем одна из них чаще всего стремится доминировать.

С философской точки зрения Деррида по большей части говорит о деконструкции как о явлении языка. И такой фокус берется неслучайно — как ты знаешь, даже самым консервативным языкам свойственно постоянное изменение. Поэтому для Деррида деконструкция — это не метод, а нечто более естественное, это своего рода сюжет, по которому следует в широком смысле само человечество.

Деконструкция в современном искусстве

В современном искусстве основные противоположности — это форма и содержание. Из них доминировать стремится форма, причем это не такое и новое явление. Уже в XX веке Владимир Набоков писал о том, что форма, то есть то, как написано произведение, важнее его содержания. Превосходство формы над содержанием дало начало деконструкции художественных текстов.

Этот тренд сохраняется и в литературе более позднего периода. Например, в одном из романов Ирвина Уэлша читатель наблюдает, как речь главного героя без каких-либо знаков препинания или ремарок прерывается речью ленточного червя внутри него. По сути все, что отличает речь одного от речи другого — это облако, в котором пишется речь червя и которое закрывает собой текст с речью главного героя, не давая ему состояться в сознании читателя. То есть форма уже не просто превалирует над содержанием как таковым, а начинает поглощать его. И это не только характеристика литературы.

Если говорить о живописи, то можем вспомнить картину «Девочка с шаром» Бэнкси, которая самоуничтожилась сразу после того, как прозвучал последний удар молотка и картина была продана. Бэнкси тайно встроил шредер в раму на случай, если картина будет выставлена на аукцион, о чем рассказал позже в своих соцсетях.

Алекс Бранзик, старший директор аукционного дома Sotheby’s прокомментировал это событие следующим образом: «Кажется, нас только что обэнксили».

Опубликованное в соцсетях видео, на котором был запечатлен процесс уничтожения, художник подписал следующим образом: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением». При этом слова он приписал художнику Пабло Пикассо, на самом деле же они принадлежат русскому философу Михаилу Бакунину.

Таким образом, содержание перестает быть самостоятельной единицей искусства. Через превосходство формы, как, например, в случае с картиной Бэнкси (никто не знал, что в раме есть шредер), деконструкция становится единственно возможным способом самовыражения, привлекающим внимание и вызывающим интерес общественности.

По мнению исследователей, это происходит именно по той причине, что содержание само по себе действительно исчерпано и остается только вариация форм, которая, в общем, тоже ограничена.

Современный человек сегодня стремится изменить форму так, чтобы она несла в себе функцию содержания — только так на самом деле человек искусства может привлечь к себе внимание сегодня и выделиться из толпы.

Деконструкция в массовой культуре

Как мы говорили выше, в массовой культуре существует тренд на сверхкраткий формат подачи информации. Это также говорит о преобладании в общемировой культуре деконструкции — тот же контент в соцсетях зачастую создается на основе уже известных фактов и меняется только его подача.

Таким образом понятие деконструкции тесно связано с клиповым мышлением. Для того, чтобы быть услышанным, человеку необходимо присоединиться к популярному формату либо сжать, то есть «деконструировать» свое творчество, чтобы оно было понятно для широкой аудитории.

Так или иначе, контент должен быть приемлемым для большого числа людей по формату, чтобы быть популярным. То же видео в Tik-Tok, например, должно быть довольно коротким, несущим одну идею за ролик и достаточно броским для того, чтобы привлечь к себе внимание и получить высокий охват.

Читай также:

Загрузить еще