Без рубрики
26 марта, 2021

Утопия в урбане: что такое стабильные города и как они выглядят сегодня

Как уместить заботу об экологии и городских жителях в одном месте.

Задыхаясь в дыму больших городов, мы искренне мечтаем о выходных у зелёной поляны, где нет ни этого постоянного шума, ни толп машин и пешеходов. И пока мы об этом мечтаем, другие люди уже планируют и организовывают новую жизнь в современных городских формациях, свободных от душных стереотипов.

Как говорят в ООН


Одним из таких совершенных вариантов для расселения называют форматы экогородов или стабильных городов, основное предназначение которых — минимизация воздействия деятельности человека на окружающую среду. Впервые на высоком уровне о таких способах организации жизни заговорили в ООН в 1992 году в ходе доклада Комиссии об окружающей среде и развитии. Почему города будущего связаны не с летающими машинами и прочими прелестями технологического развития человечества, а именно с заботой об экологии? На этот вопрос ответили в рамках того же доклада, перечисляя проблемы современных городов:

Из провинций, сёл и деревень люди часто перебираются в ближайшие города, стимулируя тем самым их развитие, отчего они начинают расширяться и впоследствии становятся мегаполисами. После этого появляются вопросы: как это всё обеспечить энергией и что делать со всем скопившимся мусором, например. Согласно рекомендациям ООН, тактику и стратегию развития городов необходимо строить на принципах комплексного подхода к организации территорий. Проще говоря, лучше заранее подумать о всех нюансах, чем потом бороться с последствиями.

Стабильные города

Стабильный город подразумевает именно такой умный подход, связанный с минимизацией потребления ресурсов, уменьшением выделения тепла и уровня загрязнений. Для этого используются конкретные методы:

Понятно, что некоторые пункты практически безболезненно можно внедрить и в современные мегаполисы (экологичный транспорт и использование альтернативных источников энергии, например), но гораздо проще реализовывать всю программу ещё на этапе проектировки совершенно нового города. Именно поэтому большая ответственность за жизнь будущих поколений людей ложится на плечи современных архитекторов и проектировщиков.

Новые архитектурные приёмы


В новой архитектуре есть свои частные принципы, которые подходят современным стабильным городским структурам и на которые стоит обратить внимание.

Спасибо центру за это

Мы ненавидим пробки, которые не только раздражают, но и отнимают драгоценное время. Как правило, с утра они тянутся от окраины к центру, а вечером — в обратном направлении. Это связано с централизованной моделью городов, при которой именно в центральной части находятся все самые важные здания, офисы и культурные центры, а на окраине располагаются так называемые спальные районы. В рамках экогородов децентрализованная и распределённая модели выглядят предпочтительнее. В таких случаях городская застройка происходит более равномерно, и потоки людей распределяются так же.

Отказ от частного в угоду общему

Автомобиль только перешёл из разряда роскоши в средство передвижения, как его уже записали в абсолютный пережиток прошлого в условиях современных городов. Сколько бы городские власти ни строили новые дороги и развязки, всё равно дорожные заторы, звуки сирен и выхлопные газы заполняют кварталы. Поэтому современный взгляд на эту часть городской жизни предполагает отказ от личного транспорта и переход к использованию транспорта общественного, что влечёт за собой увеличение пешеходных зон и распространение малых электрических средств передвижения и велосипедов.

Оставьте место для инноваций

Инновационные проекты привлекают к себе внимание инвесторов не только в лицах конкретных учёных, но и на базе технопарков, чьи площади часто ошибочно стараются вынести за городскую черту. А ведь подобные территории могут стать почти такими же градообразующими предприятиями, как какой-нибудь подшипниковый завод и швейная фабрика. Они также привлекают инвестиции и предоставляют рабочие места. И место в пределах города для них всегда можно найти на старых промышленных комплексах, которые обычно любят сносить, чтобы возвести парочку новых жилых многоэтажек.

Зелёная архитектура

Экоархитектура не может не участвовать в жизни экогорода. Она не только связана с использованием экологически чистых материалов и растений, но и предполагает повышение уровня энергосбережения зданий, их воздействия на окружающую среду и максимально рациональное использование полезного пространства. Пока утопические полуэльфийские зелёные здания больше существуют в одних лишь проектах, но, может, и нам доведётся снимать однушку в вертикальной ферме или органическом доме.

Будущее уже здесь?

Оно где-то очень рядом. Экогорода уже существует в большей или меньшей степени соответствия этому термину. Некоторые ещё находятся на стадии амбициозного проекта. Вот несколько примеров приближающейся архитектурно-экологической урбанистической утопии.

Масдар

Проект экогорода, строительство которого началось в 2006 году в 17 км от столицы Объединённых Арабских Эмиратов — Абу-Даби. Предполагается, что это будет первый в мире город с системой полной переработки отходов, целиком обеспечиваемый солнечной энергией и другими экологичными и возобновляемыми источниками. Общая стоимость инициативы оценивается в $22 млрд, $15 млрд из которых было выделено столичными властями.

Возведение и развитие города существенно замедлил финансовый кризис 2008 года, и тем не менее полноценное завершение проекта планируется на 2025 год — у нас некоторые многоэтажки строятся дольше. Уже сейчас в Масдаре есть на что посмотреть — город открыт для туристов. Из уже реализованных проектных решений стоит отметить 46-метровую ветровую башню, которая обеспечивает комфортную температуру на улицах, что достаточно важно для города в пустыне. С этой же целью дома расположены ближе друг к другу (больше пространства, защищённого от прямого воздействия солнечных лучей), а терракотовые стены защищают город от жарких ветров.

По проекту город должен был существовать без каких-либо личных средств передвижения — вместо этого планировалась система быстрого общественного транспорта (PRT), но инициатива оказалась слишком дорогой, так что пока концепт изменился в пользу личных электромобилей.

Great City

Так должен называться город недалеко от китайского Чэнду. В отличие от Масдара, он существует пока только на стадии проекта, но в нём уже есть интересные особенности. Предполагается, что он будет обходиться без транспорта вообще. Он попросту здесь не нужен, потому что концепция Великого города предполагает, что в центр с окраины можно будет добраться пешком за 15 минут. Правда, он рассчитан всего лишь на 80 тыс. человек, но для таких экспериментов больше и не нужно. Планируется, что Great City будет расходовать на 50% меньше электроэнергии и на 60% — водных ресурсов, чем это требуется для других городов такой же площади.

Осло

Необязательно строить город с нуля, чтобы впечатлить весь мир своим стремлением к улучшению окружающей экологической ситуации. 3 года назад власти Осло ввели «‎Климатический бюджет», который предполагает сокращение выбросов углекислого газа на 50% к 2020 году, а к 2050 он должен привести Осло к статусу углеродно-нейтрального города. 30% проданных автомобилей — уже на электричестве, биогаз производится из мусора, закрываются автомобильные парковки в пользу пешеходных зон и велосипедных дорожек, создаются геотермальные скважины и искусственные рифы. В дополнение к этому стоит сказать, что одной из партий, формирующих городское правительство, является партия Зелёных.

Oceanix City

Так называется проект плавучего города архитектора будущего Бьярке Ингельса. 10.000 человек на площади 75 га на морской глади — таким представил свой проект Ингельс в поддержку новой программы ООН «‎The New Urban Agenda» для развития городов. Предполагается, что такие города будут выглядеть практически как кувшинки на воде — в зависимости от нужд они будут содержать в себе большее или меньшее количество модулей. Они не буду просто качаться на воде, как огромный плот, а будут «‎крепиться» к морскому дну с помощью материала Biorock, который используют при производстве искусственных рифов, и при этом подобная конструкция выдерживает ураган пятой категории (скорость ветра до 70 м/с). Конечно же, всё это планируется реализовывать с использованием солнечной и водной энергии, а местное производство и сельское хозяйство  —безотходное.

Самые устойчивые в России


Российские экогорода не могут похвастаться своей состоятельностью. Вряд ли они могут похвастаться даже своим существованием. Пожалуй, единственным подобным местом, которому приписывается статус «‎экогорода», является Новое Ступино. Но, судя по всему, это простой город-спутник в 70 км от Москвы с доступным жильём и инфраструктурой (в специальном разделе на сайте есть две фотографии: детского сада и «Перекрёстка»). «Но самое главное для наших жителей — это приставка «эко», или лучше «комфортный для жизни», — говорится на сайте проекта. А дальше там указано, что в городе нет центральных теплостанций, зато есть хорошие дороги и ливневые канализации. Вот и все особенности.

Ты мог также слышать о различных российских экопоселениях, но в концепцию стабильных городов они едва ли вписываются — это, скорее, символичный дауншифтинг или религиозная изоляция, как в случае с поселением Тиберкуль, где обитают представители «Церкви последнего завета». Это всё, что стоит знать о российских экогородах. Но что насчёт экологии в целом?

В 2012 году Всемирный фонд дикой природы (WWF) совместно с РИА-Новости впервые создали Эколого-экономический индекс регионов РФ. Суть его достаточно проста и отражает экологическую ситуацию в регионах и устойчивость их эколого-экономического развития. На первом месте здесь оказалась Республика Алтай, которая победила за счёт своих лесных запасов и нескольких особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — и при этом с достаточно низким уровнем истощения этих природных ресурсов за счёт малого количества минеральных ископаемых на территории республики. На втором месте — Чеченская республика, в которой ООПТ занимают аж 20% территории. Высокая позиция, как отмечают в докладе, также связана со средствами, получаемыми регионом из федерального центра (почти 90% от общего числа), с помощью которых регион восстанавливался. Хуже всего дела обстоят в Ненецком автономном округе из-за сырьевой ориентации экономики и связанным с этим истощением природных запасов.

Агентство SGM, реализующее проекты в области устойчивого развития городов, с 2012 по 2017 год составляло свой рейтинг среди российских городов для определения лидеров в гонке устойчивого развития. В 2017 году был представлен список из 185 городов, на вершине которого предсказуемо оказалась Москва, а за ней следовали Тюмень, Санкт-Петербург, Краснодар и Казань. Из наиболее крупных городов в подвале рейтинга оказались Улан-Удэ, Нижний Тагил и Новокузнецк.

Хотя рейтинг устойчивого развития городов использует экологические показатели лишь как один из влияющих факторов в оценке, но он позволяет в целом оценить качество городской среды и определить необходимые точки роста. Например, в докладе указывается, что проблемы с экологией наблюдаются во всех городах-миллионниках России (только 7 таких городов вошли в топ-100 по экологическим показателям), а основным источником загрязнения является автомобильный транспорт. Это означает, что средства расходуются на развитие среды, а не на улучшение её условий.

По итогам своего исследования агентство сообщило о том, что результаты «свидетельствуют, что уже сейчас российские города, в которых имеются возможности получения качественного как среднего, так и высшего образования, имеют больше возможностей для закрепления молодежи и сохранения оптимальной возрастной структуры населения, а следовательно, и более высокий потенциал для устойчивого развития в среднесрочной перспективе».

Так что нам остаётся надеяться, что люди, отвечающие за градостроительство в наших регионах, успели получить качественное образование и знают, как работать с полученными знаниями.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: