Мы уже говорили о том, на каких принципах базируются российские ужастики. Однако среди отечественных фильмов особое место занимают комедии. То, что поднимает настроение, пользуется повышенным спросом. Это самый популярный жанр кино, поэтому не рассмотреть его в рамках культуры нашей страны — преступление. Снять хороший фильм с искрометным юмором — целое искусство. Попытаемся понять, кто им владеет, какими приемами пользуются режиссеры, и отследим историю становления российских комедий.
Игра слов (1909)
Одна из первых картин из этой серии — «Игра слов», снятая в 1909 году. Про этот фильм практически ничего неизвестно. Актерский состав и съемочная группа — фантомы. Сведений о людях, принимавших участие в создании фильма, не осталось. Однако сохранился сюжет, благодаря которому установим основные принципы выстраивания. Из описания следует, что режиссер и сценаристы искали жизненные ситуации, где люди впадали в недоумение. Поэтому они приняли решение вводить зрителя в путаницу путем разгадывания загадок. Разыгрывались немые неоднозначные сцены. Например, после надписи «Он изо всех сил боролся сам с собой» следовала пантомима, изображавшая физическую борьбу человека с самим собой. Это, видимо, должно было рассмешить зрителя. Однако проект не был показан на экранах, его даже нет на IMBD. От фильма остались лишь фрагменты и комментарий владельца киностудии, которая проводила съемки, Александра Ханжонкова:
«Съёмки эти были неудачны, и, посмотрев на экране заснятое, мы навсегда отказались от рискованной «Игры слов».
Сегодня фильм представлен в списке общественного достояния СССР и России.
Тренды: пантомима, путаница.
Чудотворец (1922)
Следующий яркий представитель немого кино — «Чудотворец», который снят в 1922 году режиссером Александром Пантелеевым. Комедия высмеивает христианские ценности, показывает все прелести путаницы с упором на навыки актеров общаться со зрителем без слов. На технические средства в начале 20 века никто не полагался, и качество картины напрямую зависело от таланта артиста.
Фильм повествует о солдате Еремее Мезгире, который попадает на службу к барыне. Однако неожиданно в его жизнь врываются несчастья: у родителей умирает корова, а невесту донимает приказчик. Молодой человек задумался о том, как помочь своим близким. Лучшее, что он придумал, — украсть драгоценный камень из иконы Божьей Матери. Но позже пропажа выясняется, а главный герой, не испугавшись, заявляет, что камень ему даровала сама Богородица. Находчивость и ловкость помогли ему выйти из ситуации победителем.
Тренды: пантомима, путаница, высмеивание ценностей.
Кавказская пленница (1966)
С началом карьеры Леонида Гайдая наступает пора «золотого века» отечественной комедии. Его запоминающиеся образы и герои навсегда остались в памяти советских и российских зрителей, которые до сих пор ввиду отсутствия альтернатив с удовольствием смотрят старые фильмы. «Кавказская пленница», которую поначалу сам мастер считал провальным проектом, породила новые тренды, а также успешно позаимствовала старые. В том числе зарубежные. Гайдай щепетильно подошел к созданию персонажей. Забавно, что фамилия Саахова (одного из главных героев) стала предметом многочисленных споров. Дело в том, что среди чиновников был некий Сааков, и режиссер посчитал не политкорректным использовать созвучную и продолжил поиски удобного варианта. Все решилось в кабинете министерства культуры, где партийный деятель Екатерина Фурцева смело отрезала:
«А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»
Так родился знаменитый хитрец Саахов. По сюжету фильма уже известный зрителю студент Шурик отправляется в этнографическую экспедицию. Нормальная ситуация: парень коллекционирует тосты, ничего необычного. Переусердствовав в поисках и упившись, герой попадает в милицию. Оттуда его и достает Саахов — местная важная шишка. Нахваливая студента, он втягивает его в аферу. Теперь Шурик — соучастник похищения «спортсменки, красавицы и комсомолки» Нины.
Приемы, которые использовал Гайдай, впоследствии стали классикой жанра и сформировали уникальный стиль режиссера. Он использовал их и в других своих фильмах: «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Тренды: путаница, высмеивание национальных традиций, непутевый персонаж.
Ширли-мырли (1995)
Классика российской комедии девяностых годов. Пестрый актерский состав, витиеватый сюжет и море курьезных ситуаций — три кита картины Владимира Меньшова, снятой в 1995 году. Примечательно, что еще до создания фильма сценарий выиграл приз на конкурсе синопсисов «Надежда» 1993 года по разряду зрелищного кино.
В основе лежит история о находке алмаза в Якутии, который окрестили «Спасителем России». Камень мог лишить государство всех долгов и подарить жителям счастливую жизнь. Однако его аккуратно похитил глава русской мафии Козюльский. У него, в свою очередь, драгоценность стащил аферист Кроликов, который с этого момента нажил себе врагов в виде милиции и преступной группировки. Режиссер закрутил сюжет и здесь: впоследствии органы правопорядка выходят на утерянного брата-близнеца Кроликова — Иннокентия Шниперсона.
Дальше начинаются приключения ловкого вора, попадающего в нелепые ситуации. Герой виртуозно справляется со всеми неурядицами, однако по итогу главной проблемой становится его жизненная позиция — антисемитизм. Узнав о том, что его родственник — еврей, Кроликов задает своей тете болезненный вопрос:
«Тетя-мама, скажите мне как на духу, как русский человек русскому человеку: фактически я что — Изя Шниперсон?!»
Меньшов сумел выстроить карикатурный мир с запоминающимися ситуациями и персонажами. В «Ширли-мырли» свой творческий потенциал в очередной раз выразили Валерий Гаркалин, Любовь Полищук, Алексей Булдаков и Олег Табаков. Эти актеры хорошо запомнились зрителю еще в советское время.
Тренды: путаница, высмеивание национальных особенностей, герой-ловкач.
Ремейки и низкосортные комедии
Теперь поговорим о том, как сегодня на старых традициях делают новые комедии. Появился тренд: ремейки. Очень удобно: прилепил на всем знакомый сюжет пару новых твистов — и готово. Ведь, как говорится, все уже украдено до нас, верно? «Москва-Лопушки», новая «Кавказская пленница» и различные вариации «Иронии судьбы» призваны обогащаться на кассовых сборах путем дешевого и бездарного калькирования.
От лап ремейкеров страдают не только советские, но и зарубежные комедии. Примеров масса: «Наша Раша. Яйца судьбы», «Бабушка легкого поведения» и другие «шедевры» современного кинематографа. Случаются, конечно, и исключения — некоторым режиссерам хватает фантазии для оригинальных сценариев, однако оптимизма это не добавляет. Сюжеты семейных комедий высасывают из пальца, и ярчайший тому пример — восемь частей «Ёлок». Этот беспощадный конвейер на протяжении 8 лет тянул деньги из размякших от оливье и шампанского россиян. Вроде как вышедшие в прошлом году «Елки Последние» — действительно последние, но неизвестно, куда Бекмамбетова приведет жажда легкой наживы.
Тренды современных комедий: ремейки, юмор ниже пояса, конвейерность.