Гедонизм

Ужасы третьего сорта: на чем строятся российские хорроры

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Как красивая женщина-антагонист стала одним из символов отечественных страшилок и сколько было «‎Виев».

Хоррор — сам по себе специфичный жанр кино. В основном его фанаты — люди, которые любят пощекотать себе нервы. Найти ужастик, который запомнится и выйдет за пределы жанра, непросто. Ситуация усложняется, если ты фанат российского кинематографа. Постараемся на примере отечественных страшилок понять, на что опираются режиссеры при съемке своих работ.

«‎Вий» (1909)


Начнем с первого российского фильма ужасов. К сожалению, объективную оценку ему дать не получится. Трудно говорить о том, что никто не видел, — ведь лента утеряна и до наших дней не сохранилась. Однако, исходя из названия, можно понять, что сюжет строится вокруг повести Гоголя «‎Вий». Здесь мы сделаем первую засечку: сценарий заимствуется из литературы или народных преданий. Будем отслеживать этот тренд дальше. Кстати, первопроходец жанра в России — Василий Гончаров. Он же и породил моду на съемки картин по Гоголю (или про Гоголя). Впоследствии было снято еще 7 фильмов в России и 3 — за рубежом.

Тренд: сценарий из народных преданий или литературы.

«‎В полночь на кладбище» или «‎Роковое пари» (1910)

Параллельно с «‎Вием» Василий Гончаров снимал другой хоррор — «‎В полночь на кладбище». Об этом фильме также невозможно объективно разговаривать, потому что он утрачен в годы Великой Отечественной. Сюжет разворачивается вокруг спора, условием которого является полуночный визит на кладбище. Уверен, ты в курсе, что эта локация часто всплывает в устных ужастиках, которыми мы все обменивались в детстве. Итак, Гончаров снова обращается к фольклору.

Тренд: сценарий из народных преданий или литературы.

«‎Женщина-вампир» (1915)


Фильм Виктора Туржанского также не сохранился до наших дней, однако информации о нем больше. «‎Женщина-вампир» однозначно плохо оценена критиками дореволюционной России, которые, буквально выражаясь, не поняли содержание ленты.

«‎Из журнала «Проектор»: «Ничего нельзя понять. Живут в одном доме две сестры, из которых одна замужняя, а другая часто падает в обморок; это потому что замужняя сестра — вампир, который по ночам сосёт кровь живых людей».

Из этого кусочка можно почерпнуть информацию о сюжете. Режиссер объединяет две оккультные теории: вампиризм и реинкарнацию. Из устного описания трудно установить, как и что развивалось в фильме, — уж слишком запутал Туржанский клубок из мифов. Режиссер не оставил критикам шанса хоть немного понять его идею. Однако, исходя из их слов, стоит отметить игру главной героини. Эксперты указали ее артистизм, сравнив ее мимику с хищной.

Тренд: оккультность, обращение к народным преданиям или литературе.

«‎Вий» (1967)


Первый фильм из ниши хорроров, о котором можно рассуждать полноценно. «‎Вий» — лидер проката 1968 года, его посмотрело почти 33 миллиона зрителей. Позже картину купили американцы, французы, аргентинцы и финны для показа у себя в кинотеатрах. Ленту по-настоящему можно считать культовой, ведь наши соотечественники до сих пор ее пересматривают. К тому же Панночку сыграла Наталья Варлей — любимица советских синефилов.

Итак, режиссеры Ершов и Кропачев вновь обратились к литературе, откуда взяли сценарий. Здесь впервые появляются страшные монстры, вурдалаки и прочая нечисть, которую пришлось лепить в отсутствии графики из соплей и палок. Стоит отметить атмосферу напряжения, что свойственно любому ужастику, но о чем впервые узнает зритель. Таким образом, «‎Вий» 1967 года показал отечественному любителю кино эталонный хоррор своего времени. Кстати о новых трендах: главная антагонистка — красивая и молодая девушка, что впоследствии превратится в обязательный штрих многих российских страшилок. Возможно, это отсылка к сказкам про ведьм, которые своими чарами доводили мужчин до беды. Ну или все проще, и режиссеры — сексисты, которые видят все зло мира в женском воплощении.

Тренд: оккультность, обращение к народным преданиям или литературе, красивая женщина-антагонист.

«‎Гонгофер» (1992)


«‎Гонгофер» — максимально сюрреалистичная картина, которую в 1992 году снял Бахыт Килибаев. Тем не менее фильм оставил свой отпечаток в истории отечественных ужастиков. Здесь есть все ранее установленные штампы. Оккультность — на примере вепря, вокруг которого завязывается сюжет в честь которого и назван фильм. В мифологии скандинавии образ этого зверя мистичен. Его хозяйка Ганна — красавица-антагонистка, которая пленит одного из главных героев и насылает на его пятую точку тысячу приключений. Впоследствии к приему обратится режиссер фильма «‎Черная вода». Ну и конечно, здесь присутствуют вурдалаки и прочая нечисть, с которой бьются персонажи Колька Смагин и его дядька.

Фильм гораздо более сюрреалистичен, чем «‎Вий», и своими сюжетными хитросплетениями готов тягаться с булгаковским произведением «‎Мастер и Маргарита». Здесь тебе и болонка, которая пожирает трупы дога и бабушки у подъезда, превращающиеся в оборотней, и место действия — мрачный мегаполис, что потом можно встретить в «‎Ночном дозоре». В общем, фильм вобрал в себя ранее установленные стандарты и ввел новые. В целом фильм вызвал положительные отзывы у критиков и получил несколько премий: «Кинотавр» — специальный приз жюри (авторское кино), «Золотой овен» — премия за лучший сценарий. Кстати, спонсировал проект знаменитый мошенник Сергей Мавроди, в картине можно даже увидеть эмблему его «‎МММ». Отдельно стоит отметить участие группы «‎Ноль» и их саундтреки.

Тренд: оккультность, обращение к народным преданиям или литературе, красивая женщина-антагонист, место действия — мрачный мегаполис.

«‎С.С.Д.» (2008)


«‎С.С.Д.» — хоррор-слэшер Вадима Шмелева, в котором российский режиссер позаимствовал у американских ужастиков огромное количество резни. Фильм повествует о шоу, где участники бьются за денежную награду. Однако неожиданно правила игры меняются, и призом становится собственная жизнь. Что-то подобное ты видел, да? Наверное, «‎Голодные игры». Вот только загвоздка в том, что популярный зарубежный триллер вышел на четыре года позже, а первые художественные публикации романа появились аккурат с премьерой российского фильма. Остается только догадываться, мог ли Шмелев позаимствовать идею у Сьюзен Коллинз.

Итак, «‎С.С.Д.» вбирает в себя набор легенд и страшилок из советского детства. Все байки, что тебе рассказывали в санатории или лагере, стали основой для резни. Упор на них и на невидимого злодея с маниакальными наклонностями отчасти являются новинкой для отечественного зрителя. Во всяком случае в этой ленте тренд проявляется наиболее ярко. Однако все нововведения не спасли фильм, который не окупил себя. Ужасная игра актеров утопила проект. Не спасла даже голая Анфиса Чехова. Зато появились последователи, которые применяли образ маньяка, допустим, «‎Путевой обходчик». А байки нашли место в триллерах про подростков, «‎Проигранное место» — яркий пример. К слову о подражателях. Слэшер Павла Руминова «‎Дизлайк» про блогеров, который обхаяли BadComedian и Ларин, до боли напоминает «‎С.С.Д.» — здесь тебе и компания молодых людей за городом, и резня, и маньяк в маске. П***им у самих себя все самое лучшее.

Тренды: детские страшилки, образ маньяка-убийцы.

Вообще, многие ужастики, снятые за последние десять лет, сильно напоминают «‎Пункт назначения», который надоел даже самым ярым фанатам уже после третьей части (привет фильму «‎Фото на память»). Однако основной модой была и остается оккультность и опора на языческие и религиозные сказания. Уверен, что ты еще не раз убедишься в этом. Пока что достойных хорроров отечественного производства практически нет. Самым главным ужастиком является само существование российских фильмов ужасов.

Загрузить еще