Без рубрики
18 июня, 2019

5 героев российского стрит-арта

Уличные художники, которые закрашивают серость российских кварталов.
Слышал ли ты о Бэнкси? Задавать этот вопрос, пожалуй, бессмысленно. Во-первых, наверняка ты даже знаешь несколько его работ и, может, имеешь свое мнение на тему его истинной личности. Во-вторых, он сам о себе напомнит, если ты вдруг забудешь его имя.

На днях Бэнкси опубликовал новую работу (в День России — конспирологи, задумайтесь). На этот раз уличный художник выразил своё отношение к грядущему Брекситу в Великобритании. В России британский художник ещё не успел наследить — видимо, сомневается, что может победить в битве с российскими работниками коммунальных служб, которые не первый день закрашивают любые произведения стрит-арта. Для них что работы Бэнкси, что граффити с изображением Цоя, что мужской половой орган, нарисованный на двери подъезда, — всё вандализм: закрасить и домой.

Но всё же у нас есть и своя культура стрит-арта, как и свои герои. Они тоже талантливы, знамениты и признаны в мировом сообществе уличных художников. Один Покрас Лампас чего стоит! Но художник успел получить долю хайпа, а кто-то уже считает его вторичным и однообразным. О некоторых не столь известных мастерах уличного искусства и, естественно, об их работах я расскажу далее.

Слава ПТРК

Екатеринбургский художник, который стал обладателем многих наград, достаточно широко известен не только в своих кругах. Работы уличного художника часто появляются на российских и европейских выставках. Да, уличное искусство не всегда остаётся на улице — многие любят наслаждаться стрит-артом на выставках и фестивалях. Да и такие произведения не часто остаются надолго на стенах и фасадах домов.

Определённую долю известности Слава получил благодаря некоторым резонансным работам. Например, портретами Патриарха Кирилла и Владимира Путина с весьма острым подтекстом. Но один из последних проектов художника, который называется «Детство перед телевизором», может свести с ума любого, кто ещё помнит, что когда-то по Первому каналу показывали не только «Давай поженимся!» и политические программы. Он для тех, у кого ещё есть силы вспомнить главные опенинги из диснеевских мультсериалов детства. Слава соединил героев мультфильмов прошлого с персонажами фильмов российского кино. В стрит-арте художника Чип и Дейл становятся героями «Жмурок», а Чёрный Плащ позирует с дробовиком в теле Данилы Багрова.

Паша 183

Павел Пухов, он же Паша 183, он же P183. Его можно назвать символом российского стрит-арта. Британское издание The Guardian в своей статье назвало его «русским Бэнкси», а это значит очень много — уж им-то есть с чем сравнивать. Такое прозвище уличный художник получил и потому, что также сохранял анонимность (до определённого времени).

Произведения Паши были острыми, неудобными, но неизменно застревающими в памяти и серости городского пространства. Одним из главных образов художника стало изображение девочки с обёртки шоколада «Алёнка». Этот светлый образ из детства в уличных работах Паши меняется под давлением общества потребления: она уже не просто голубоглазая девочка в платке — теперь она переходит в категорию товаров. «Каждый из нас, как «Алёнка», продается вопреки своей воле», — считал Паша.

К сожалению, Павел Пухов скончался в 2013 году. Смерть художника тоже полна тёмных пятен: официально её причины не были обнародованы, но некоторые источники сообщают, что он умер от остановки сердца. После этого события Бэнкси посвятил своему российскому «брату» одну из работ, которую назвал «P183. R.I.P.»

Кирилл Кто

Кто-то для донесения своих мыслей через стрит-арт использует скрытые смыслы в работах, кто-то эти смыслы и не скрывает, а человек, называющий себя Кириллом Кто, просто записывает мысли на стенах.

Кому-то может показаться, что такой стрит-арт может сделать каждый. Да и многие произведения художника похожи на детские записи мелом на асфальте. Но в этом и вся их прелесть!

Проснулся ты рано утром, втискиваешься в забитую маршрутку, весь помятый, новые белые кеды тебе оттоптали, везде разбитые пивные бутылки, ближайшую остановку можно найти по запаху мочи, в кино новые «Ёлки», везде афиши с концертами Дениса Майданова — и тут ты видишь яркую надпись среди ободранных фасадов: «Будет всегда лучше, чем было». А может, и правда будет?

Не все работы уличного художника в таком позитивном ключе, но это лишь значит, что остальные найдут своё место в другой жизненной ситуации. Ведь иногда так хочется выгнать эмоции! И тут его строки могут совпасть с твоими мыслями.

«Большинство лучших своих работ я не подписываю и не фотографирую, и я удовольствие получаю от того, что люди на них реагируют, даже где-то обсуждают», — говорит автор. Что ж, где-то сейчас Кирилл должен немножко порадоваться.

Алексей Luka

Московский художник Алексей Luka прославился благодаря своему абстрактному стрит-арту. И художник весьма успешен не только в России: его уличные работы уже были представлены на выставках в Риме, Амстердаме, Париже, Сан-Франциско.

Как можно описать произведения его стрит-арта? Представь, что у тебя в руках множество различных линеек и карандаш. И ты крутишь их, обводишь, рисуешь круги, прямоугольники, овалы. Скорее всего, у тебя получится что-то, за что твоя школьная учительница геометрии хлопнет тебя по уху указкой. А у Алексея это получается гармонично и талантливо, у него есть свой стиль.

Если рассмотреть несколько работ, то потом ты точно отличишь его произведение от произведений других мастеров абстрактного уличного искусства.

Никита Nomerz

Пока геймеры всего мира ждут, что геймдизайн дойдёт до того момента, когда можно будет на героя игры «натянуть» своё лицо, уличный художник из Нижнего Новгорода Никита Nomerz шагнул вперёд — он просто берёт и натягивает лица на здания!

Серия его работ «Живые стены» реанимирует старые постройки, в буквальном смысле даруя им новые лица. Они кричат, улыбаются, корчатся, живут и шокируют. Если в древности люди (а в некоторых произведениях и хоббиты) верили, что существуют деревья, которые перешёптываются между собой и могут вырвать корни из земли, и пойти по своим делам, размахивая могучими ветвями, — то сейчас, глядя на эти нарисованные лица, можно легко представить, как богатырь с водонапорной башни выдернет себя вместе с фундаментом и отправится вершить правосудие во имя стрит-арта.

Читай также:

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: