Как тут жить

Крик улиц: как стрит-арт говорит о проблемах в обществе

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Как искусство улиц говорит о боли общества.

Искусство всегда было прямым отображением того, что происходит, или же того, что уже произошло. Сейчас роль отражения тех событий, которые вызывают чувство гордости или же боли, взяло на себя уличное искусство. Стрит-арт, в отличие от граффити, включает в себя не просто объемные и красочные слова, а визуальные эффекты и изображения. Он может не только украшать стены заброшенных и ничем не примечательных построек, но и помогать обществу говорить о том, что его волнует.

От слов к картинам


Безусловно, уличные художники не сразу стали использовать самые настоящие картины, имеющие социальный подтекст. Все началось с граффити, которые активно стали появляться на стенах вагонов поездов. За первые работы ответственность несут банды в Нью-Йорке 1920-х и 1930-х годов. Их особое влияние стало остро ощущаться в 1970-х и 1980-х. Это культурное движение подрывного искусства было описано в книге Роджера Гастмана и Калеба Нилона «История американского граффити». Эти десятилетия стали самым настоящим поворотным моментом в истории уличного искусства. Тогда молодые люди, реагируя на свое социально-политическое окружение, начали создавать движение, взяв на себя ответственность в битве за смысл.

Совсем скоро этот феномен субкультуры стал завоевывать внимание и уважение во «взрослом» мире. С помощью пары рук молодых людей и баллончиков с краской он стал одним из популярных способов художественного выражения того, что их окружало. Конечно же, их мотивировало и то, что эта деятельность незаконна и приравнивается к вандализму. По сути, процесс созидания через разрушение начал эволюцию выражения, а впоследствии он вышел на путь, ведущий в галереи и мировой арт-рынок.

Несмотря на то, что стрит-арт все еще является незаконным, благодаря профессионалам он занял свое место в мире современного искусства. Молодые люди, используя силу воображения и стену в качестве холста, ставят под сомнение происходящее, борются и восстают против неприемлемых норм общества. Они могут влиять на аудиторию, будь то искусство ради общего блага или же выражение личного мнения. Уличная живопись как инструмент обладает преобразующей силой: она меняет объект и влияет на общество. Красивый стрит-арт помогает сообществам установить свою идентичность и отобразить собственную сущность перед тысячами зрителей. Такая яркая, но часто игнорируемая атмосфера предстает перед миром так, что ее становится невозможно игнорировать.

2020 провоцирует


Самый проверенный и бесспорный прием креативщиков — это взаимодействие с миром через яркие образы. Поэтому совершенно неудивительно, что творческие люди по всему миру своими художественными работами отреагировали на бомбу событий 2020 года, которая своими осколками задела весь мир.

Уличные художники стали постепенно захватывать стены общественных зданий во время пандемии и всеобщей изоляции. Они использовали художественные формы для выражения красоты, поддержки и несогласия с тем, что происходит в обществе. По всему миру люди стали замечать самые настоящие картины, которые были направлены на поддержку медиков и людей, которых так или иначе затронули эти события.

В апреле на южной стороне Милуоки появилась красочная фреска местного художника Маурисио Рамиреса, на которой изображен молящийся медик. А еще в марте прошлого года на улицах Дублина создали психоделический ответ на пандемию. Картину написала группа художников SUBSET, которые занимаются остросоциальными проблемами. В Берлине в общественном пространстве Мауэрпарк в районе Пренцлауэр-Берг красуется яркая работа, где изображен Голлум из «Властелина колец», который держит в руках рулон туалетной бумаги. В России также в течение года появлялись масштабные работы с изображением врачей. Так художники не только поддерживают и благодарят медиков, которые жертвовали своим собственным здоровьем, а порой и отдавали жизнь, чтобы помочь другим, но и борются с запустением и унынием.

Следующим крупным событием, которое сподвигло стрит-художников взяться за баллончики с краской, стало убийство Джорджа Флойда. Произошедшее спровоцировало крупномасштабные протесты Black Lives Matter в США. Среди этой волны были замечены работы Шепарда Фейри — художника, наиболее известного своими изображениями Андре Великана Руссимоффа и плакатом Обамы «Надежда». А по мере приближения даты выборов в Штатах стрит-арт переключил свое внимание на основную проблему — голосование.

В России пронеслась волна стрит-арта, которая освещала процесс принятия поправок в Конституцию. Например, в Москве в июне появилась картина художника Philippenzo «Двадцать». Но уже через два дня ее закрасили.

Безусловно, стрит-художники и ранее обращались к творчеству, чтобы заявить о своей позиции, а не только в прошлом году. Например, на Кубе уже много десятилетий стрит-арт используют для выражения своего недовольства социальным и политическим строем. Изображения тараканов и людей в балаклавах говорят о страхе свободно выражать свои мысли, о материализме и нищете.

Почему стрит-арт нужен в эпоху кризиса


Мы живем в то время, когда важно внимательно следить за политикой, социальными дискурсами и диалогом общества и правительства. Улица — то самое пространство, где могут активно возникать эти дебаты, особенно среди маргинализированных сообществ. 

Здесь можно громко и в то же время изящно говорить на самые животрепещущие темы. Кроме того, стрит-арт у всех на виду. Некоторые люди осознанно абстрагируются от общественных проблем, которые свинцовым облаком нависают над ними; они поглощены личными вопросами до тех пор, пока общественные не станут частью их жизни или же пока они не испытают печальный опыт на себе. Но уличные картины довольно тяжело игнорировать, ведь они заметные и порой очень яркие как в плане смысла, так и в плане внешнего облика.

Нельзя отрицать, что искусство сыграло важную роль в человеческом опыте. У нас есть врожденная потребность делиться своими переживаниями через картины или, например, перформансы. И эта необходимость будет существовать всегда. Порой гораздо легче передать болезненные ощущения народа или даже всего человечества через творчество.

Читай также:

Загрузить еще