Вспомни свои школьные годы. Как охотно мы с детства лепим друг на друга ярлыки, от которых сложно избавиться. Красивая, ухоженная девочка с большой грудью? Значит, безмозглая и доступная. Отличник? Ботан. Задиристый любитель семечек? Гопник. Социальная стигматизация — явление столь же древнее, как сам социум. Сегодня мы попробуем как следует ее изучить и понять, почему общество так отчаянно нуждается в ярлыках и как каждый из нас от этого страдает.
Создать ярлык — папка «Подчинить государство»
Попробуем изучить психологию стигматизации со всех сторон и начнем с самого глобального уровня. Стигмы работают не только в межличностном общении — они являются одной из мощнейших движущих сил социума, живущего по законам и выверенному порядку. Стигмы позволяют отделить «своих» от «чужих», «хороших» от «плохих» и далее по списку. Давай разберем на примерах.
В далеком прошлом, как мы все помним из курса истории, было принято клеймить рабов и преступников, нанося на их тела отметины с помощью каленого железа, острых прутьев или специальных машинок. Иногда клеймление заменяли членовредительством — отрезанием ушей и вырыванием ноздрей. Эта практика была распространена во многих странах, в том числе и в России — вплоть до конца 19 века. С помощью клейма (стигмы) все люди могли понять, что перед ними — преступник. Это самый простой пример так называемой институциональной стигматизации — то есть законодательно закрепленной практики, которая позволяет делить людей на условные категории, закрепляя за ними определенное реноме. В СССР увечье на теле заменял статус «врага народа», позаимствованный из римского права. Сегодня формат «клеймления» правонарушителей сохранился в виде приписки «ранее судим».
И, с одной стороны, узаконенные стигмы позволяют поддерживать в обществе порядок. Например, бывший уголовник не сможет устроиться на работу в школу — это хорошо, наши дети в безопасности. Но если бы все было так просто, мир был бы утопически идеален.
Стигмы оказались слишком мощным инструментом, силой которого люди просто не могли не воспользоваться для достижения своих целей. На развешивании ярлыков строились диктаторские идеологии, и ярчайшие тому примеры — нацистская Германия, современная КНДР и прочие режимы. С помощью стигм, подкрепленных законами, а также парочки отточенных инструментов пропаганды, легко придумать «правильных» людей (партийцы/арийцы/рабочие/белые), настроить их против «неправильных» (американцы/евреи/враги народа/цветные) и высадить в подготовленную промывкой мозгов почву любые идеи. Геноцид? Мы уже точим вилы. Тотальная дискриминация? Скажите, кого травить. Новый диктатор? Подержи мое пиво, вскину правую руку.
А может, ты пид**?
Спускаемся на уровень ниже и попадаем на второй этаж — культурная стигматизация. Она проистекает из особенностей менталитета отдельно взятой страны и имеет очень тесную связь с институциональной, так как ярлыки, развешиваемые на государственном уровне, влияют на настроения общества. За примером далеко ходить не надо: в нашей стране говорят, что гомосексуализм — это плохо, а его пропаганда — это административно наказуемое деяние. При этом со всех каналов, из каждого утюга кричат о «традиционных ценностях», которым вечно угрожают «проклятые западники». Это ненавязчиво и ежедневно подливает масла в огонь костра дискриминации ЛГБТК-людей. Результат: насилие, унижение и абсурдные истории про радужные шторы в Санкт-Петербурге.
Некоторым идеям приходится прорубаться через Окно Овертона в обратную сторону — так было, например, в США во время борьбы с расизмом. 14 ноября 1960 года на юге Соединенных Штатов впервые в истории афроамериканская девочка Руби Бриджес пошла в школу «для белых» — возле дверей учебного заведения ее встречала толпа протестующих расистов. Это были обычные люди: домохозяйки, подростки, рабочие и порядочные христиане — любящие отцы, матери, законопослушные граждане. Но все они находились во власти стигмы о том, что люди с темной кожей — это люди второго сорта. Им это внушали на протяжении столетий, но благодаря тому, что государство наконец-то вспомнило о правах человека, ярлык удалось полностью уничтожить за полвека. Руби Бриджес в этом году исполнилось 65 лет.
Одни стигмы удобно «классифицируют» женщин, формируя у мужчин определенные предубеждения и позволяя им выбирать спутницу жизни и просто общаться с девушками, не углубляясь в такие сложные материи, как индивидуальность, личность и характер. Отсюда все эти таблоидные статейки в стиле «Х типов женщин»: стерва-карьеристка, тусовщица, тупая блондинка и так далее. Женщины, следуя заветам токсичной феминности, и сами активно поддерживают идею этой типизации, нередко проделывая то же самое с мужчинами, наделяя «лучший типаж» классическими патриархальными чертами: ъуъ, весь такой сильный и мощный самцовый самец.
Другие ярлыки призваны откровенно унижать женщин и дать им понять, что их интеллектуальные способности никогда не дотянут до «великих мужских», а потребности сводятся к «сумочке», «платьицу» и «мужику нормальному». Рассмотрим на примере. Родила ребенка и возмущается, стоя в очереди с младенцем на руках? Тупая яжемать. Запостила книгу и бокал в Инстаграм? Ну ясно, винишко-тян, что там у тебя за книга-то, Ремарк? Хватит выделываться, как ты поймешь вообще, о чем он писал, ты автомат-то хоть раз в жизни видела, дура? Ни одной фотографии с книгой, зато вся страница в селфи? Понятно, вообще не обременена мозгами. Отлично учится и весь день сидит над конспектами? Пф, ясно, наверное, у нее нет мужика.
В случае с женщинами стигматизация стала инструментом дискриминации, и этой проблеме не одна сотня лет. Однако подобный фокус с наклеиванием унижающего ярлыка можно провернуть с абсолютно любым человеком, вне зависимости от пола и возраста. Стигма «ботан» в школе может стать причиной для буллинга, стигма «педик» — поводом не выходить по вечерам на улицу, опасаясь за целостность своих зубов. Вот такие они — культурные стигмы.
Заклейми себя сам
Настало время опуститься на самое дно и покопаться в глубинах твоего сознания. Добро пожаловать на последний этаж, знакомься — личная стигматизация. Сюда просачивается и стекает все худшее с предыдущего уровня, а именно ярлыки, которые на тебя навешало общество. Все это смешивается с пережитым опытом, травмами и другим психологическим бэкграундом: комплексами, косяками воспитания и багажом влияния, которое на тебя оказало твое окружение. В результате из этой жижи рождается химера, которая высасывает из тебя счастье и мешает наслаждаться своей индивидуальностью. «Я жирная», «Я страшный», «Я неудачник», «Не жили богато — не*** начинать»… Все это — примеры стигм, которые возникают в наших головах, становясь серьезным препятствием на пути к полноценной жизни эмоционально здорового человека. Лучше всего избавляться от них, прибегнув к помощи специалиста, но неплохим оружием также может стать саморефлексия.
Чего боятся стигмы?
Закончив наше путешествие по миру стигм, попробуем разобраться в том, как с ними бороться. В случае с культурными ярлыками самым бесполезным способом будет попытка отказаться от своей индивидуальности: нет смысла отрывать от себя ярлык, пытаясь создать новый имидж, чтобы понравиться людям. Вспоминается старый комикс про двух пожилых людей с ослом — что бы ты ни пробовал, всегда найдется новая стигма, которая моментально прилипнет на место оторванной.