Религиозное мировоззрение — это морально-нравственная надстройка, которую мы сознательно или неосознанно принимаем как данность, приняв ее за основу в ходе воспитания и приобщения к культуре.
Что такое религиозное мировоззрение
Как ты знаешь, само по себе мировоззрение — это система взглядов человека на мир, формирование которой продолжается на протяжении всей жизни.
Религиозное мировоззрение, в противовес светскому, чаще всего предполагает бездоказательную веру, идущую от сердца и души человека или от его искренности. Религиозное мировоззрение также связано с переживанием человеком некого духовного опыта. В отличие от светского мировоззрения, религиозное все же предполагает наличие осознаваемой «нравственной надстройки», которая определяет поведение человека.
Причем такие нравственные надстройки есть у каждого человека, независимо от того, относится ли он к какому-либо религиозному течению или нет, обычно они прививаются человеку с раннего детства, а степень их выраженности зависит от отношения к религии в том или ином обществе, т.е. от культурной среды. Религиозные корни при этом могут быть ярко выраженными или нет.
С этого ракурса мы как раз и рассмотрим отношение к пороку в самых популярных религиозных течениях. Порок сам по себе при этом определяется в большинстве рассматриваемых в этой статье систем как укорененность в грехе, а иногда даже и в истинном зле.
Мы рассмотрим ниже, каким образом духовная сфера трактует эту несовершенную сторону человека и человечества.
Религиозное мировоззрение и его связь с мифологией
Мы можем найти первичные основы религиозного мировоззрения еще в мифологии. В мифе кроется богатейший запас психологических данных человека, выраженный отчасти в морали самой истории, отчасти в образах, которые нередко имеют черты архетипов, то есть первобытных прообразов, красноречиво говорящих о человеке в любой временной период.
Многие исследователи в области культуры согласны в том, что религия основывается на мифе: не зря же мы находим отражение религиозных притч и в жизни. Если мы посмотрим на это так, то с удивлением обнаружим следующую идею. И звучит она так: почти все, о чем говорит религия, как и миф, может быть более реально, чем то, что мы считаем реальностью. Не в буквальном смысле, но в метафизическом точно.
Порок в православном и католическом христианстве
В православной ветке христианства и в католицизме схожие представления о пороке. Можно сказать, что христианство как религия в принципе базируется на понятии порока. Так, по представлению этих двух классических религиозных направлений, существует семь смертных, то есть тяжелых грехов, и есть также обыденные грехи.
Семь смертных грехов — это гордыня, гнев, жадность, лень, похоть, обжорство и зависть.
Обыденный грех — это такой грех, который не касается серьезной материи или совершается не вполне сознательно, то есть не разрывает связь человека с «божественными силами».
Религиозное мировоззрение: отличия в подходе
Разность подхода с точки зрения среднестатистического православного и католического верующего заключается, возможно, в том, что последний с большей скрупулезностью относится к нарушению формального, внешнего ритуала.
Он может рассматривать это в качестве тяжелого греха, в то время как для православного оно, может, если и будет грехом, то обыденным.
Одно из самых заметных отличий католичества от христианства — это так называемые «социальные грехи». Епископ Джанфранко Джиротти в интервью официальной газете Ватикана L’Osservatore Romano, что в переводе «Римский наблюдатель», относит к ним следующие грехи:
- социальная несправедливость;
- чрезмерное обогащение одних людей и обнищание других;
- социальное неравенство;
- загрязнение окружающей среды;
- опыты в генной инженерии;
- распространение наркотиков;
- эксперименты над собственной личностью.
Несмотря на то, что примеров было на самом деле больше, итальянская газета La Reppublica в комментарии к интервью по ошибке назвала представленный выше перечень как «список семи новых смертных грехов», из-за чего многие медиа подхватили эту новость и объявили о добавлении католической церковью новых пороков к уже существующим.
Порок в исламе
Понятие порока в исламе прежде всего связано с арабским словом «куфр», которое относится к самому страшному греху — неверию. Это слово буквально и означает «неверие, сокрытие».
При этом сам порок в исламе с языковой точки зрения стоит совсем рядом с фактом его утаения. В христианстве есть нечто схожее, но на языковом уровне понятие греха и порока не отождествляется с самим его сокрытием.
И все же есть еще одно сходство между религиозным мировоззрением ислама и христианства: ислам различает малый куфр (куфр асгар, или небольшой грех) и большой куфр (куфр акбар, крупных грех). Последний при его совершении «стирает» все предшествующие добродетельные поступки человека.
Как к большому, так и к малому куфру при этом могут отнести само отрицание ислама, неверие, высокомерие, лицемерие и другие пороки.
Интересно еще и то, что с самого начала существования ислама вопрос о том, как относиться к кафирам, то есть к грешникам, к людям порочным, не находил единогласия. Самые разные ответвления ислама говорили как о безусловном, резком осуждении кафиров при жизни, так и о том, что Аллах сам решит на Суде, кафиры они или нет (то есть грешники или нет).
Религиозное мировоззрение: разница между грехом и пороком
Начнем с того, что формально грех практически во всех мировых религиях — это отступление от заповедей этой самой религии. Порок же — это то состояние, в которое человек впадает, когда совершает грех. Учитывая это, не следует думать, что само понятие греха исчерпывается несоблюдением формальных законов.
То есть не всегда несоблюдение заповеди считается греховным поступком с точки зрения религиозного мировоззрения. Как уже было сказано выше, сами грехи тоже могут быть более тяжелыми и менее тяжелыми, то есть могут вести к пороку в большей или меньшей степени.
О тяжести греха обычно судят по тому, совершен ли он сознательно и добровольно. Вопрос намерения — основной, потому что из заблуждения, то есть из мнимой сознательности, вытекает и мнимая добровольность. С точки зрения религии, будь то христианство или ислам, несвободный человек не способен действовать сознательно, он как будто в плену у пороков и заблуждений.
Азиатские религии как нравственный антипод
Азиатские философские течения, и в частности буддизм, также формально можно считать религиозными, хоть они и имеют не такие крайние проявления во взглядах. У жителей Востока есть свой самобытный путь, по которому они следуют в духовной работе над собой.
Так, согласно буддизму, ничего, кроме пустоты, нереально. Все стремится к ней, все происходит из нее.
Порок же в азиатских религиях есть только один — это отсутствие меры. Все, даже полезное, может принести вред, если не соблюдать границы. Именно азиатской культуре присуща идея «срединного пути» без проявления крайностей.
Если проводить параллель с уже рассмотренными религиями, в буддизме похожая ситуация: любые грехи, то есть деяния порочные — это почти всегда крайние состояния души человека, которые разрушительны для него по самой его сути.
В буддизме нет понятия души и порока
В буддизме нет понятия души и порока в европейской форме. Вообще многие восточные религии, как, например, тот же всем известный индуизм, не помещает тело и дух в такое резкое противопоставление, как это делают европейские религии.
Тело здесь не противник духа, но элемент, дополняющий его. Поэтому забота о собственном теле — это часть работы и над духом.
О том, почему в азиатских странах любят чистоту, и как это связано с религиозным мировоззрением, мы уже писали в этой статье.
С точки зрения индуизма
В индуизме есть понятие Адхарма, схожее с понятием порока в западных религиях. Адхарма — слово из санскрита, которое можно перевести как «неправедность» или «аморальность».
Используется этот термин в философских учениях восточных религий, в особенности в индуизме и буддизме. Для индуизма этот термин имеет особенное значение, так как в этой религии с ним связана так называемая «Аватара» — сошествие верховного божества. Дхарма с точки зрения индуизма — это некий путь человека, его миссия, которую он выполняет в этом воплощении. Адхарма — его нарушение.
Мы видим необычную картину: хотя мировые религии находятся в некотором обособлении друг от друга, и все же в этой разности они находят и свое единство.
Это ли не говорит о том, что существует нечто общечеловеческое, некая истина — то, что находится над всеми вместе взятыми философскими и религиозными концепциями? То, что объединяет в себе весь возможный опыт человечества. Но это только один из возможных вариантов.
Читай также: