Когда у нас не получается объяснить что-то, то в ход идут ассоциации. Это универсальное орудие, которое понимают во всех уголках мира. Однако образы выстраиваются на реальных фактах. Постараемся разобраться в том, почему иностранцы в контексте России упоминают балалайку, березки и прочие известные элементы.
Россия — это о медведях
Почему русский человек, который общается в интернете, так часто сталкивается с шуткой про домашнего медведя? На вопрос есть логичный ответ: в России водится огромное количество косолапых. Однако никто не ассоциирует это животное с жителями США. У них по Аляске свободно передвигаются белые медведи, а в западных районах страны часто встречаются гризли. Сообщений об их путешествиях по дорогам Америки не меньше, чем в России. На Аляске граждане сообщают в соцсетях о том, в какой части города сегодня видели зверя. Это не частные случаи, ведь люди и животные уже перестают акцентировать внимание друг на друге. Возможно, для этих мест анекдот про сгоревшего в машине гризли — рядовая ситуация.
Тем не менее медведь — это про Россию. Возможно, потому что мы сами себе выстроили этот образ. Достаточно взглянуть на действующих лиц русских сказок. Все дошло до того, что человек врывался в дом и тормошил кровати косолапой семьи. Даже на гербах наших городов и регионов есть место этому животному: Пермь, Ярославль, Хабаровский край.
Кстати, зарубежные гости приложили руку к становлению стереотипа. В середине 16 века барон Сигизмунд Герберштейн вел записи об отечественных зимах. Его пометки, скорее всего, преувеличены, однако они послужили почвой для шуток. Гость писал:
«Медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию».
А еще из России отправляли на запад дрессированных медведей. В Англии их даже продавали под брендом «Московитские». К слову, не только мы стали заложниками образа, рожденного в цирке. Посмотри на французов: они вообще ходят в полосатых костюмах и все время бьются о невидимые преграды.
Интересно, с чем ассоциируют самого зверя. В США и России в 2009 году провели забавный эксперимент касаемо символов нашей страны. Так, мишку в Америке наделили следующими качествами: агрессивность, сила, жестокость и варварство. Россияне наградили его силой, отсталостью и неуклюжестью.
Дерево плодородия, мудрости и любви
Береза неизменно ассоциируется с Россией. Хотя в той же Беларуси или Украине в процентном соотношении их не меньше. Воспетое поэтами дерево — даже не самое многочисленное на родине. Лиственница соврать не даст. Так почему же выходит, что именно белая красавица стала одним из символов нашей страны?
Свои корни береза пустила еще во времена становления Руси. Она считалась женским оберегом, в то время как мужским являлся дуб. Малые народы неизменно поклонялись ей и до сих пор наделяют дерево магическими свойствами. На Троицу ее вообще наряжали и водили вокруг хороводы. Что-то это напоминает. Дерево наделяли такими качествами, как мудрость, любовь и плодородие.
Однако не только культы древности и традиции сделали березу объектом обожания поэтов и превратили ее в главный растительный символ. Она широко применялась в быту и медицине. Отвары из почек и коры использовали при болезнях. В общем, любовь к дереву оправдана и ясна: центральный элемент повседневности, источник энергии и материалов.
Элемент верхней одежды как оскорбление
Сегодня ватник не только элемент гардероба, но и оскорбление. Однако почему его не применяют по отношению к другим народам СНГ? Потому что широкое распространение он получил именно в России, при этом в некоторых регионах такая куртка до сих пор актуальна. Так и вышло, что ватником дразнят жителя нашей страны, делая акцент на том, что содержание пуховика находится внутри головы. И это несмотря на то, что от морозов в фуфайках прятались все северные республики СССР. Армию Советов одевали в телогрейки поголовно. Позже «тренд» снизошел и до гражданского населения. Существовали ГОСТы, по которым производили женские и мужские куртки. Ватник скинул с себя все синонимы моды и стал символом прагматичности. В такой одежде и за полярный круг не страшно сунуться. Кстати, в конце 20 века ватник вызвал интерес на Западе как экзотический предмет «пост-советского» стиля.
Тем не менее непонятно, почему наши соседи отрекаются от теплого предмета гардероба, который зимой спасал всех жителей Советского Союза.
Балалайка вместо винтовки
Россияне, если верить ассоциациям иностранцев, еще и крайне музыкальный народ. В шутку считается, что отсутствие балалайки лишает человека права называться русским. Однако нельзя сказать, что это исконно наш инструмент. Да и первые упоминания о нем появились только в конце 17 века. Между тем устройство балалайки позаимствовано у домбры — струнного устройства народов Средней Азии. Вероятнее всего, скрафтили балалайку крепостные, чтобы скрасить свою жизнь. Вскоре она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по стране. Отсюда и предрассудок о том, что инструмент несерьезный.
Удивительно, что культ вокруг музыкального инструмента создавался искусственно. Музыкант Василий Андреев усовершенствовал балалайку в 1883 году, а после с его подачи было введено правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали инструмент, который они забирали с собой после службы. Получалось, что количество умеющих на нём играть росло из года в год в огромных масштабах. Так и вышло, что теперь у нас балалайка — один из национальных символов.
Китайский чай, русский самовар
Самовар также неизменный атрибут в образе нашей страны. Однако появился он там, где придумали выращивать и заваривать чай — в Китае. Позже страны Ближнего Востока переняли технологию. Однако в нашей стране горячую воду для чая стали использовать только в 17 веке. Нашим соотечественникам аппарат полюбился, и теперь у нас даже есть самоварная столица — Тула. Здесь все условия для ведения подобной деятельности, ведь какой чай без пряников и плюшек? К сожалению, прогресс остановил развитие культуры чаепития. Раньше это была церемония не хуже, чем в Поднебесной, а сегодня достаточно положить пакетик в кипяток — и готово (но лучше этого не делать). Глобализация убивает традиции.
Водочки нам принеси
Куда же разговор о символах русской культуры без водки? Не будем говорить об алкоголиках — лучше побеседуем о традиции застолья и о том, как знаменитый спиртной напиток стал классикой. Еще до того как появилось название, любители крепкого именовали ее «горячим вином» или «хлебным вином». Однако существуют споры о происхождении продукта. Дело в том, что в польском языке в 1405 и 1437 годах зафиксировано употребление форм «wodko, vodka». А вот в русском языке название «водка» зафиксировано в 1533 году в применении к лекарственной спиртовой настойке трав. Современное понимание сорокоградусного алкогольного напитка укоренилось в умах людей лишь в 19 веке.
.
Русской водка стала по стечению обстоятельств и любви наших соотечественников к этому напитку. У нас даже есть образ того, как правильно ее пить и какие продукты к ней подходят: сало, черный хлеб, зеленый лук. Есть еще вариант — селедка и вареный картофель с репчатым луком. Самое главное — пить жидкий лед, то есть водка должна быть максимально холодной. Исходя из этого мы, скорее, основатели целой культуры, бренда, который подхватил весь остальной мир.
Японская кукла как символ русской культуры
Казалось бы, нет ничего более русского, чем матрешка. Она появилась в 19 веке ввиду культурного развития в стране. Идея создания принадлежит художнику Сергею Малютину. Однако за основу он взял японскую игрушку даруму. Это фигурка, олицетворяющая Бодхидхарму — божество в японской синкретической мифологии, приносящее счастье. Изображалось с глазами без зрачков, раскрашивалось в яркие цвета, преимущественно в красные. А еще у него не было рук. Что-то напоминает. В действительности неизвестно, сам ли Малютин додумался до матрешки, однако вот любопытная деталь: у его знакомого Саввы Мамонтова была дарума, которую привезла жена с острова Хонсю.
Символы русской культуры придают нашей стране узнаваемый почерк и колорит, который узнается в любой точке мира. Комплимент это или стереотип — решай сам.