Уже не первое поколение растет на графических романах о Супермене, Халке и Зеленом Фонаре. Истоки жанра, который стал столь популярным, берут начало еще в древности. Как же в современной поп-культуре комиксов, ориентированной преимущественно на мужскую аудиторию, стали появляться женские образы?
Женщины надевают плащи
На заре своего становления персонажи «рисованного» жанра были направлены на конкретную аудиторию: статный белый мужчина. Герои вели себя определенным образом и принимали соответствующий облик для того, чтобы быть ближе к потребителю. В последние годы комиксы стали меняться, а набирать популярность начали супергероини.
Чтобы проследить первое появление женщин в этом искусстве, нам нужно вернуться в 1930-е годы — во времена успеха женских журналов, например «Calling All Girls», публиковавшего комиксы. Впервые логотип Marvel появился на обложке «Patsy Walker» в июне 1961 года. Издание было ориентировано исключительно на читательниц, поэтому утверждение, что женщины не были знакомы с комиксами, — всего лишь миф.
С 30-х по 60-е годы их стали продавать повсеместно: в аптеках, на кассах магазинов и даже на заправках. Проще говоря, комиксы было намного легче найти, чем сегодня. Но их расцвет закончился в 1954 году, когда психиатр Фредрик Вертам опубликовал книгу «The Ten-Cent Plague: The Great Comic-Book Scare and How It Changed America» («Десятицентовая чума: Великая паника комиксов и как она изменила Америку»). В ней он утверждал, что подобные триллер-жанры развращают молодежь. Это вынудило издателей исключать некоторые истории из публикаций.
Это исследование поставило клеймо на графические романы: их было труднее найти в общественных местах, а репутация продавцов упала ниже некуда. Они из-под полы устраивали распродажи оставшихся коллекций. Тем временем издатели решили делать упор на истории о супергероях — их психолог не считал настолько «вредными». Однако в этом мире преобладали мужчины-создатели и персонажи мужского пола. Даже если женщины все еще продолжали читать комиксы, то персонажи, с которыми они могли себя соотнести, были ограничены одномерными любовными интересами. Эти образы были не так хорошо прописаны, выглядели обычными, а порой искалеченными, а также постоянно подвергались насилию. Так, в 1960-х годах в комиксе Гейла Симоне появился термин «женщина в холодильнике»: в нем Зеленый Фонарь приходит домой и находит изуродованные останки своей подруги среди замороженных продуктов.
Читать по теме: «Не только Добрыня»: женщины-богатырши в русской культуре
Развивая образ
В 1970-х Marvel подарил миру Кэрол Денверс, Женщину-Халка, Женщину-паука и Ослепительную (Дэззлер). Они стали самобытными и самостоятельными, в отличие от таких персонажей, как Черная Вдова, Джубили, Китти Прайд, которые оставались «придатком» тех команд, где главенство занимали мужчины.
Появление Девушки-паука авторства Тома Дефалко оказалось знаковым событием для женщин в комиксах. Историю запустили в 1998 году — она стала самым продолжительным сериалом, во главе которого была героиня. Проект прекратили в 2006 году. Однако благодаря поддержке фанатов Мэй Паркер вернулась в ленте «Удивительная Девочка-паук». Marvel также оказал давление на Дефалко — и проект выходил с июля по февраль 2010 года.
Такую же поддержку получила Лора Кинни, известная под именем Икс-23. Сериал о ней в то время был единственным, который возглавляла женщина. Отмена проекта вызвала возмущение и спекуляции о предвзятом отношении студии Marvel к героиням.
Роль фанаток в возрождении женских образов восходит к 2011 году, когда DC провели Comic-Con в Сан-Диего. Там присутствовали Дэн ДиДио (соиздатель DC Entertainment), Джим Ли (другой соиздатель DC Entertainment) и Грант Моррисон (автор сериала «Бэтмен»). Во время мероприятия девушка, одетая в костюм Batgirl, встала и спросила у создателей, почему среди них нет женщин. Новость об инциденте начала распространяться, блоги и фан-сайты вспыхнули, в результате чего DC опубликовало заявление, в котором говорилось, что они слышат своих фанатов: писательниц, художниц и создательниц станет больше.
Отсутствие женщин за кадром все больше пробуждало желание видеть их на экране в образе главных героинь. Зрительницы хотели нечто большего, чем банальных, плоских персонажей. Мисс Марвел оказалась прекрасным примером, олицетворяющим перемены. 16-летняя девушка Камала Хан — самый обычный ребенок, который пишет фанфики, однако ей предстоит справляться с обретенными способностями. Персонаж был встречен положительными отзывами, а Мисс Марвел стала намного ближе к фанатам.
Самой знаменитой супергероиней стала Чудо-женщина. Девушка появилась в 1941 году в комиксах от компании DC, ее образ восходит к древнегреческим мифам. Особую популярность она обрела в рядах феминисток, ведь Чудо-женщина ни на минуту не уступала мужчинам в силе и ловкости.
После 2008 года персонажи комиксов начали доминировать на большом экране. Так, огромный успех фильмов помог доказать существование женской аудитории у графического жанра. Картины перенесли таких персонажей, как Капитан Америка, Тор и Черная Вдова, в общий лексикон поп-культуры, чего раньше не было в комиксах. Выяснилось, что женщины смотрят кино немного чаще мужчин, поэтому Marvel стали делать героев лент еще более доступными для женской аудитории.
Любопытно, что Marvel отстали от DC на десятилетия в этом вопросе. Их первая супергероиня — Невидимая леди, член Фантастической Четверки, — появилась только в 1961 году. А первыми супергероинями, получившими собственные комиксы, стали женские версии супергероев-мужчин: Кэрол Дэнверс (Капитан Марвел) в 1977-м и Женщина-Халк в 1980-м. Уникальные персонажки, заслужившие собственные серии, появились у Marvel только в 90-е годы.
Путешествие из Америки
Хоть родиной супергероев признана Америка, тренд распространился и в других странах. Эти персонажи не оказались столь популярными, как та же Чудо-женщина, но авторы постарались адаптировать образы под свою культуру и историческое наследие.
Так, в 2015 году на российский рынок женщин-супергероев выходит комикс «Метеора. Самая опасная вещь в космосе». Алена Кузнецова, или Метеора, — космическая контрабандистка, обладающая резким и взрывным характером, она то и дело ввязывается в самые опасные приключения. С друзьями по имени Зигги и Пуш Алена путешествует по всей вселенной, выполняя разные задания.
Годом позже российская читательница знакомится с серией комиксов о Нике Чайкиной, она же Красная Фурия. Девушка — бывшая воровка, обладающая ловкостью рук и отвагой. Она не только спасает жизни, но и беспокоится о том, чтобы сохранить все мироздание и не подвергнуть его опасности. В путешествия героиня отправляется со своей командой «Союзники».
Читать по теме: Как обстоят дела у комикс-индустрии в России
Маг Ордена книгочеев — Лилия Романова — еще один образ сильной женщины. Она самый настоящий воин, который не боится сложностей и преград.
Британо-нигерийский режиссер Носа Игбейнеон подарил нам африканскую женщину-героиню Адесува. Девушка — супориша, способная призывать Оя Ориша — одну из эманаций единого бога в африканской религии сантерия. Героиня обладает сверхскоростью и может источать электричество. Вселенная, в которой она существует, берет начало в африканском фольклоре и учениях.
Все эти женские образы трансформировались в поп-культуру из притесняемых героинь. Например, в русских сказках девушки — падчерицы, которых обижают их матери; жены, которых притесняют родственницы со стороны мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных. Проще говоря, персонажи оказались абсолютно неподготовленными к трудностям и превратностям судьбы. Современные Чудо-женщины, Женщины-кошки и Метеоры полностью разрушают эти стереотипы, создавая достойного противника мужскому полу.