Просвещение

«Не только Добрыня»: женщины-богатырши в русской культуре

Роман Федоров Роман Федоров
Умные, сильные, хитрые и смелые. Рассказываем о женщинах-богатыршах в русской культуре.

Женщин-богатырей в нашей культуре несправедливо обходят стороной. Мамы по какой-то причине не зачитывают детям сказки про них. Хотя в культуре прецеденты были, причем весьма самобытные. О самых интересных читай в новой статье о воительницах в русском фольклоре.

Откуда появились женщины-богатыри


В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению. Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:

Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.

Дело в том, что поединок жениха с невестой был распространен у тюркских народов в эпоху Средневековья. Смертельный финал не предусматривался, а само событие являлось частью свадьбы.

Василиса Микулишна и непутевый муж

Где упоминается: «Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович».

Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастает достоинствами своей жены перед князем Владимиром:

У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!

А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.

Князь такой дерзости терпеть не привык и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра как вызов и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».

После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей мужские одежды татар. После этого она на коне поскакала к Киеву:

И не поверит, что это женщина,- скачет по полю молодой богатырь.

В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:

Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!

Неуязвимая Настасья Микулишна

Где упоминалась: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича».

Другой интересный персонаж русских былин — Настасья Микулишна, сестра Василисы. Что интересно, в народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси. В фольклоре она присутствует в двух вариациях:

  1. Поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину.
  2. Исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем.

В первом варианте боя между Добрыней и Настасьей не состоялось: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная:

Ехал он не путем, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня ей палицей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Думает Добрыня думу крепкую:
— Или нет у Добрыни силы по-старому?
Или нет у него хватки по-прежнему?

Закомплексовавший было воин сразу побежал к дубу, который ударом палицы разнес в щепки. После этой проверки он вернулся и снова попробовал напасть на Настасью. Ударив ее по голове, он получил следующую реплику:

Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.

Марья Моревна и Кощей Порабощенный

Где упоминалась: «Золотой конь», «Иван-царевич и Марья Моревна», «Марья Моревна», «Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну».

Марья Моревна в русском эпосе представлена по-разному. Ей одинаково свойственны роли королев, поляниц и колдуний. В некоторых случаях она совмещает эти роли одновременно. Например, в былине «Иван-царевич и Марья Моревна». Там Иван-царевич — тоже известный в фольклоре персонаж — застал ее на поле битвы. Она в одиночку побила «великое войско», и этот факт впечатлил доброго молодца. Они друг другу сразу приглянулись и вскоре обвенчались. Марья Моревна забрала царевича в свое королевство и, когда отправилась на очередную войну, строго-настрого запретила своему жениху заглядывать в кладовку:

Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!

Иван-царевич совета ослушался. В чулане он обнаружил ни много ни мало Кощея Бессмертного, которого Марья Моревна заколдовала и посадила на 12 цепей. Хитростью и обманом Кощей провел несмышленого молодца: он упросил того дать ему три ведра воды, после которых набрался сил и разорвал свои оковы. Не будем пересказывать тебе былину. В итоге Марья Моревна выходит из ситуации победительницей: Кощей пущен по ветру, а его личный конь угнан в личное владение воительницы.

Дочь Ильи Муромца и семейная трагедия

Где упоминалась: «Илья Муромец и дочь его».

Другой достойный упоминания персонаж появился в былине «Илья Муромец и дочь его». Среди других она выделяется своей жестокостью и суровой моралью.

Дело было на заставе, где свое время в охране проводили 12 богатырей, среди которых были Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич  и другие. На границе как-то раз объявилась поляница, которая звала всех драться. В случае, если бы ей не нашлось достойного противника, она грозила отрезать голову князю Владимиру, сжечь церкви и разорить Киев. По очереди сблизившись, богатыри сразу поняли, что шутки с ней плохи:

Ай кидает она палицу булатнюю

Ай под облаку да под ходячую,

На добром коне она разъезжая,

Ай одною рукой палицу подхватывает,

Как пером-то лебединым поигрывает,

Ай так эту палицу булатную подкидывает.

Эта поляница напугала богатырей. В итоге драться с ней отважился только Илья Муромец. В тяжелой схватке сложно было выявить победителя, и русский богатырь понял: перед ним его родная дочь. Выяснилось, что в одном из военных походов воин три года жил у вдовы, которой он сделал ребенка. Он с ходу стал целовать своего ребенка, и драка завершилась.

Казалось бы, история должна закончиться счастливо. Однако нет — мы же писали, что былина жестокая?

Дело в том, что брак был незаконный и поляница восприняла это как оскорбление. Отца она назвала «старым казаком» и попыталась его убить. Неудачно. Илья Муромец свою дочь разорвал надвое, одну часть скормил волкам, а другую — воронам.

А он надвое да ее поразорвал,
Ай рубил он поляницу по мелким кускам.

Так и закончилась жизнь удалой богатырши. Справедливости ради стоит сказать, что в былине ее славу воспевали из века в век.

Загрузить еще