Как тут жить

Как обстоят дела у комикс-индустрии в России

Антон Подрезов Антон Подрезов
Кто сильнее: Капитан Америка или Майор Гром?

Ктооооооо? Кто собирает огромную кассу? ФИЛЬ-МЫ MAR-VEL! Современная индустрия комиксов давно уже отошла от заработков только на своих печатных или электронных изданиях, большую часть прибыли эти компании делают на мерче, продаже франшиз и, конечно, кино. Последний фильм Marvel «Мстители: Финал» собрал в прокате уже более 2,7 миллиардов долларов, заняв вторую строчку в рейтинге самых кассовых. Осталось совсем немного до лидера — «Аватара» Кэмерона — и, я уверен, после дополнительных показов, стартующих уже 28 июня, он обгонит и его.

В России тоже есть своя индустрия комиксов, но о ней знают немногие. Стоит ли обращать на неё внимание или лучше спокойно ждать новый фильм о Человеке-Пауке? Разбираемся.

Почему комиксы не только для детей

Для многих комиксы — это воспоминания из детства. Я вот до сих пор помню, как читал в гостях у крёстной серию Дисней о приключениях Индианы Джонса (некоторые картинки с облитыми кислотой людьми я до сих пор вспоминаю с дрожью). Многие сами комиксы не читали, но хорошо знакомы с их героями. Помнишь мелодию из мультсериала про Человека-Паука 1994 года? Извини, что эта песня сейчас засела в твоей голове.

Поклонники комиксов сформировали свою собственную субкультуру. Если, вспоминая о субкультурах, ты представляешь подростков с цветными чёлками в рваной одежде, то мне тебя жаль. Современных субкультур очень много: у их представителей не всегда есть отличительные внешние признаки и это необязательно малолетние школьники или инфантильные задроты. Как, например, среди поклонников аниме — не только девочки-косплеерши, но и взрослые, состоявшиеся в жизни мужчины и женщины. Это их хобби, это их развлечение. Этому не нужно удивляться, а уж тем более это осуждать.

Вот и среди любителей комиксов полно зрелых людей. У кого-то это любовь с детства, а кто-то пришёл к комиксам со временем. Если ты продолжаешь мыслить стереотипами и думаешь, что комиксы — это только детские цветные рассказы о людях, которых покусали радиоактивные насекомые, или о приключениях озорных белок, то зайди на любой тематический сайт и увидишь множество очень разноплановых историй. От нуарных детективов до комиксов 18+ на манер тихуанских библий (маленькие порнографические комиксы, выпускавшиеся в США в 1920-1960-х годах).

Популярность подобных изданий ещё можно связать с тем, что их удобно читать в метро, в обеденный перерыв, по дороге домой. Выпуски обычно небольшого объёма и с малым количеством текста, но не меньшей информативностью, чем обычные рассказы в прозе. Можно сказать, что это сериал размером с журнал.

В погоне за Железным Человеком: что из комиксов можно почитать в России?

Как и во многих других сферах, тут мы отстаём от западного уровня. Конечно же, когда зародился этот жанр и Америку накрыло волной супергероев, мы строили коммунизм и читали свои «комиксы» — агитационные плакаты. В какой-то степени Владимира Маяковского можно сравнить со знаменитым основателем компании Marvel Стэном Ли. Но и некоторые издания, такие как сатирический журнал «Крокодил», выпускали что-то похожее на это: короткие едкие зарисовки на различные темы, актуальные для советской России. Но полноценными произведениями их назвать было нельзя. А ещё имелись журналы «Мурзилка» и «Весёлые картинки», в которых рисовали короткие рассказы для детей. Но большой популярности и развития этот жанр в то время не получил.

Своеобразный бум в этом направлении случился в России 90-х. Зарубежные товары хлынули на наш рынок, и среди них были и комиксы. А наши авторы получили возможность издавать свои произведения. Если в истории американских комиксов «золотой век» пришёлся на период с 1938 по 1955 год, то у нас спустя 40 лет они только появились в свободном доступе.

Главной движущей силой в российской индустрии комиксов является издательство Bubble, начавшее свою работу относительно недавно, в 2011 году. В разное время создавались и другие, но не всем хватило терпения или средств на воплощение своих идей. Bubble смогли преодолеть временные трудности, и сейчас выпускают ежемесячные серии комиксов, имеющие свою долю популярности. Тираж этих серий достигает 10.000 экземпляров.

Самые популярные серии:

«Майор Гром» — приключения майора полиции Ивана Грома в альтернативном Петербурге. Естественно, он непримиримый борец с преступностью, как и любой другой майор полиции в реальном Санкт-Петербурге. Первые выпуски этой серии были приняты критиками скептически, а в дальнейших отмечают рост качества комикса.

«Бесобой» — здесь главный герой Данила Бесобой борется с демонами в Москве из жажды мести (не как движение «Стопхам», а более действенно). Продуманный мир и проработанное устройство ада — вот что хвалят критики у данной серии.

«Красная Фурия» — профессиональная воровка и акробатка в красном обтягивающем костюме. Разве тебе нужны ещё какие-то детали?

Индустрия развивается не только в плане публикации изданий. Комиксы ещё нужно где-то купить. Поэтому открываются специальные магазины для фанатов жанра и для тех, кто просто хочет приобрести атрибутику известных комиксных кинофраншиз. Наиболее заметные представители — это магазины «Чук и Гик» и «Хочу!». Если ты всегда мечтал так же, как герои «Теории Большого взрыва», вести беседы, полистывая комиксы в магазине, то тебе туда. Но есть шанс, что настоящие гики подумают, что ты просто выпендрёжник.

Есть ли жизнь у комиксов в России?

Безусловно, да. Они живут, иногда даже процветают. Для столь незначительного возраста нашей индустрии достижения у неё неплохие. В Высшей школе экономики уже начали набирать студентов на профиль «Комикс». Правда, будущая профессия звучит максимально странно — комиксист (какой будет феминитив: комиксистка? комиксистесса?).

Пошли первые экранизации наших комиксов, но пока только в короткометражном варианте. В 2017 году это случилось с «Майором Громом», и выглядит это неплохо — не совсем уровень американских кинокомиксов, но намного выше тех же «Защитников». На канале Bubble его посмотрели уже более 5 миллионов человек, у видео хорошее соотношение лайков и дизлайков, а рецензенты высказались о фильме в основном положительно. Да, немного критиковали постность сюжета, но постановку хвалили. Это действительно выглядит интересно: сам Гром в кепке, будто бы снятой со Льва Яшина, грабители в масках из советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!», красные костюмы Адидас в полоску. Чуковскому и не снилось! Планируется и полнометражный фильм, где Майор будет сражаться с Чумным Доктором. Пока что есть только пятиминутный тизер и дата выхода: октябрь 2019.

Российским комиксам важно сосредоточиться на своей реальности, на российском сеттинге. Сколько в интернете можно увидеть прекрасных артов с мужиками в ушанках на бронированных медведях, с богатырями и лазерными булавами, с роботами в серпах и молотах. Может, это и попахивает «клюквой», но в комиксах свои законы и условности. Видел трейлер славянского киберпанка «Киберслав»? Выглядит дико… Дико стильно! «Киберслав — это вам не шубу в трусы заправлять». Эти слова могли бы стать отличным девизом для нашей комикс-индустрии.

Развиваться есть куда. Может, лет через 5 наши фильмы о наших супергероях начнут собирать большую кассу в прокате. Но к тому времени Marvel уже откроют первый магазин комиксов на орбите Земли, скорее всего.

Загрузить еще