Когнитивные искажения могут очень сильно повлиять на наше восприятие реальности и происходящего. Все мы воспринимаем этот мир по-разному: каждый — через призму собственного опыта, воспитания и образования.
На наше отношение ко всему, что нас окружает, влияет множество факторов, в том числе, и искажающих. Сегодня мы снова окажемся в недрах сознания и узнаем, что такое когнитивные искажения и как с ними бороться.
Простыми словами: когнитивные искажения — это
Когнитивные искажения, если говорить простыми словами — это совокупность отклонений в поведении, восприятии и мышлении, которые возникли из-за социального и эмоционального влияния на человека, навязанных ему стереотипов, недостатка информации или же неспособности/нежелания рационально обработать эту информацию.
Эти искажения проявляются по-разному и могут доставлять человеку ментальный дискомфорт, препятствовать здоровому общению с людьми, провоцировать конфликты, осложнять командную работу. Случается и так, что целые страны подвержены искаженному мышлению. Сложновато, да? Терпение, сейчас мы во всем разберемся.
12 когнитивных искажений, которые мешают нам жить
Список когнитивных искажений исчисляется десятками, однако мы изучим 12 наиболее ярких, которые дадут понять, к чему может привести искривление восприятия.
Когнитивные искажения: про меня и про них
Обширный спектр когнитивных искажений затрагивает человеческую способность правильно отстаивать свое мнение, делать выводы и признавать собственные ошибки. Последнее всегда и всем удавалось с трудом, но зачастую мы упорно отказываемся даже самим себе признаться в том, что были неправы. Такова уж человеческая природа.
1. Искажение в восприятии сделанного выбора
Излишняя привязанность к своим выборам и упорство в их оправдании. «Да, муж заставил меня уволиться с работы, зато он такой хороший, вот, стиральную машину купил, как же я его брошу?» Подобным образом можно оправдать что угодно — из-за страха перед переменами и изменением сложившегося положения дел.
Наш мозг устроен так, что будет оправдывать любое наше решение, которое упорядочивает реальность. Остаться без отношений, даже если в них есть физическое или моральное насилие, может быть сложно для человека, который привык «цепляться» за партнера. Поэтому психика защищает нас от скоропостижных решений, несмотря на то, что объективно они могут быть верными.
2. Ошибка техасского стрелка
Название этого искажения закрепилось после истории про техасца, который сначала стрелял по амбару, а уже потом в месте, где появилось самое большое количество пробоин, рисовал мишень, заявляя о своей непревзойденной меткости. При этом искажении выводы делаются только на основе тех данных, которые соответствуют изначальной гипотезе; противоречащие же — игнорируются.
Например, ситуация: родители убеждены, что компьютер вредит их сыну-подростку и делает его более агрессивным. При этом с помощью компьютера мальчик не только играет, но и развивается, рисует в Photoshop, читает книги — эти факты игнорируются. В очередной раз после просьбы поставить на паузу онлайн-игру (кто знает, тот поймет), сын довольно резко отвечает матери, после чего родители устраивают ему сцену и отключают WI-Fi на неделю.
Наш мозг любит подогнать данные под заведомо правильный ответ, это подтверждают и социологические исследования. Каждый раз, когда мы узнаем новый тезис, наш мозг присваивает его, и мы автоматически считаем, что всегда так и думали — иначе быть и не может.
3. Фундаментальная ошибка атрибуции
Это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а свои заслуги и ошибки — внешними обстоятельствами, на которые нельзя было повлиять.
Пример: твой коллега вложился в долевое строительство, и его обманула компания-застройщик. Кто он? Невнимательный простофиля, который не удосужился прочесть договор. Та же ситуация случилась с тобой? Злобные застройщики обвели тебя вокруг пальца, твоей вины тут нет, это все они.
Нам кажется, что ошибки других людей всегда более очевидны, чем наши собственные. Зная об этом когнитивном искажении, стоит относиться к промахам коллег и родственников чуть более снисходительно.
4. Селективное восприятие
Принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями. Этим искажением активно пользуются организаторы финансовых пирамид, показывая новоприбывшим участникам «полученные от компании» иномарки и фотографии «партнеров» с горами наличных.
У этого искажения есть родственный феномен — селективное внимание: например, беременная женщина резко начнет замечать на улице большее количество беременных, чем она видела раньше.
Когнитивные искажения: про народ
В масштабах государства когнитивные искажения играют более значимую роль, нежели в бытовых отношениях. С ними сложнее бороться, и многие из них становятся инструментом для манипулирования массовым сознанием через СМИ и другие каналы государственной пропаганды.
5. Отклонение от статуса кво
Люди опасаются изменения текущего, устоявшегося положения вещей. Это как раз-таки история про «раскачивание лодки» и «худой мир», который «лучше доброй войны».
Даже если изменения очевидно назрели и пора бы уже что-то предпринять, люди побоятся решительных действий, потому что сложившееся положение дел устраивает их больше, чем неизвестность, которую повлекут за собой перемены. Конечно, не малую роль здесь играет и ментальность, и исторический бэкграунд страны.
Так, в некоторых странах стоит только поднять цены на бензин или не выдать зарплату — толпы выходят на площадь и массово бойкотируют производство. А в других — терпят до последнего, оставаясь без средств существования на 3-6 месяцев. Только после этого работники готовы заявить о своих правах и говорить открыто о происходящей несправедливости.
6. Эффект фрейминга
Это искажение заключается в том, что форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Активно используется СМИ для формирования общественного мнения и политического имиджа государственных деятелей: так из новости без очевидного вранья можно сделать интересный инфоповод.
Допустим, произошло следующее: некий оппозиционный депутат заявил, что парады на 9 мая устраивают исключительно напоказ и что куда полезнее было бы направить деньги, потраченные на их реализацию, на помощь тем ветеранам, которые еще живы. Что выходит в новостях: «Депутат назвал праздник Великой Победы показушничеством».
Вырванные из контекста слова или фразы могут отлично служить желтым изданиям при формировании новостной повестки. Смысловые акценты смещены, депутат имел в виду совершенно другое, но кого это волнует? Правда, здесь журналистам стоит быть более аккуратными, поскольку за подмену смысла и преднамеренное «очернение» имиджа, если последнее будет доказано, могут и засудить.
7. Эффект опознаваемой жертвы
Это тенденция оказывать более щедрую помощь отдельному пострадавшему лицу, чьи страдания были преданы широкой огласке, нежели всем остальным людям, испытывающим такие же трудности.
Примеров тому масса: тот же Иван Голунов, которому подбросили наркотики в полиции — по подобным сфабрикованным обвинениям в России осуждены тысячи людей, однако это остается «за кадром». Все остальные случаи, пока они не попали в инфополе, нас как будто бы не касаются. Чем громче освещено дело, тем больше шансов, что человек выйдет сухим из подобной истории.
8. Недооценка бездействия
Вследствие этого искажения человек в кризисной ситуации предпочтет бездействовать, считая, что из-за действия случится больше вреда, хотя на деле урон от бездействия будет не меньшим. Эта ошибка восприятия тесно связана с проблемой отклонения от статуса кво.
Если мы не предпринимаем попыток исправить положение, привнести новое в этот мир, чаще всего мы проигрываем еще больше.
9. Эффект фокусировки
Когда уделяется слишком много внимания какому-то одному аспекту явления, это отводит внимание от его справедливой, непредвзятой оценки.
Например, когда речь идет об угрозе ядерной войны, и все начинают судорожно искать возможных виновников, тыча пальцами то в США, то в Россию, и, как правило, упускается из внимания тот факт, что это не так уж и важно, потому что пострадают абсолютно все. Как ты понимаешь, в этом случае речь идет об угрозе для всего человечества, а не только для двух отдельно взятых стран.
10. Эффект знакомства с объектом
Выражение неестественной симпатии к объекту или явлению лишь на основании своей условной сопричастности к нему (жизнь в одной стране, участие в одном событии). Именно этим когнитивным искажением объясняется как феномен патриотизма, так и назойливость земляков на зарубежных курортах.
Если двух человек роднит что-то общее, будь это знание общего языка или игра на одном музыкальном инструменте, например, — больше шансов, что мы испытаем к нему сипатию.
11. Хоторнский эффект
В современной России его можно было бы назвать «эффект приезда Путина» или любого другого значимого лица, прибывшего с официальным визитом. Это искажение заключается в том, что контролируемые в ходе проверки или исследования группы временно повышают производительность своего труда, создавая видимость благополучной атмосферы и полной отдачи.
Пусть и не только в нашей стране все делается «под проверку», но это все равно очень печально. Тем не менее, это общий закон функционирования социальных систем, который в общем-то не зависит от места жительства. Речь идет о вещах, которые близки человеческой природе. Так, при наличии на месте руководящего состава работники обычно выдают лучшие результаты, чем в период их отсутствия.
В этом и заключается основная сложность делегирования процессов, поскольку есть вероятность, что без сильного лидера/отца-основателя, компания быстро развалится.
12. Эффект «дверь в лицо»
Этой уловкой давно пользуются политики, маркетологи и даже дети, которые клянчат карманные деньги. Люди готовы пойти на уступки и согласиться на малопривлекательное предложение, если оно им предоставляется сразу после их отказа от другой более обременительной просьбы.
Вспоминается шутка про жвачку: если тебе нужна жвачка, попроси две — человек согласится на одну, лишь бы ты отстал. Таким образом, если ты политик и тебе нужно протолкнуть сомнительный закон, который не понравится людям, ухудши законопроект в 3 раза, проанонсируй в таком виде, дождись возмущений — и потом сделай вид, что пошел на уступки.
Люди с облегчением поддержат тот вариант, который будет казаться им теперь не таким уж и кабальным. Когнитивные искажения таким образом помогают манипулировать массами.
Еще несколько слов
Природа когнитивных искажений до конца не изучена, но психологи сходятся в одном: в них мало хорошего, если ты их не осознаешь. Людям всегда было выгодно друг другом манипулировать, внушать свои идеи — как видишь, большая часть искажений нацелена именно на это: добиваться поставленных целей, убеждать всех в своей правоте и получать от этого выгоду.
С другой стороны, знание основ психологии помогает управлять крупными предприятиями, группами людей и даже целыми странами. Для того, чтобы не остаться с «промытыми» мозгами, а также понимать, что происходит, лучше быть в курсе и знать о природе когнитивных искажений, а также о возможных на этой почве манипуляциях.
Таким образом ты окажешься подкованным в психологическом айкидо, и это никогда не будет лишним. Стоит держать свой разум в чистоте и не позволять никому искривлять твою реальность.
Читай также: