Креативностью мышления называют способность мозга смотреть на привычные вещи с новой стороны. С помощью этого качества можно придумывать необычные решения для сложных задач, разрешать конфликтные ситуации, и вообще, создавать различные творческие проекты, до которых никто еще не додумался.
Перечислять достоинства можно долго, да и нет сомнений в пользе этого навыка, вопрос в другом: можно ли его в себе развить и если да, то как.
Такая молодая креативность
Такое понятие как «креативность» появилось не так давно, чуть более 100 лет назад. И здесь как раз тот случай, когда был предмет, но подходящего названия у него не было. Не будем ставить под сомнение то, что творческих людей в истории человечества было много, и жили они задолго до обозначенного времени. Более того, доказательством наличия богатого креативного мышления у наших предков служит тот комфортный мир, в котором мы живем. Тут речь не об этом.
Если обратиться к сервису Google Ngram viewer, то можно увидеть, что само слово «креативность» или выражение «творческий подход» начали постепенно вводиться в лексикон примерно с середины ХХ века. До этого времени результаты творческого мышления людей обозначали словом «открытие», и даже написание картин или создание других творческих работ рассматривали не в качестве творчества, а как элемент подражания природе.
В Средневековье творческие идеи вообще выдавались за божественное вдохновение, и если человек придумывал что-то необычное, то он не имел права приписать эти достижения себе. К счастью, с течением времени понятие индивидуальности получало все большую популярность, и работы людей начинали рассматривать как личную заслугу.
В 1920-х годах, когда в мир пришла психология, заметно сменилось представление о человеке. С этих пор каждого индивидуума воспринимают как самостоятельную личность с уникальными способностями. А в 1926 году в свет вышла книга «Искусство мысли», написанная Грэмом Валласом, который уделил основное внимание тому, как люди могут подходить к решению разных проблем творчески. Вот тогда-то люди и зацепились за эту мысль и начали ее постепенно развивать.
Врожденный дар или приобретенная способность
Когда-то и кто-то пустил в массы миф о двух полушариях головного мозга, которые работают чуть ли не по отдельности. И что в зависимости от того, какое полушарие у человека развито больше, быть ему математиком (он же логик) или художником (он же эмоционал). Однако такое утверждение настолько грубо упростило корректное представление о рабочей модели головного мозга, что стало заблуждением. Именно такой подход привносил элемент фатальности, ведь считалось, что если творческие способности не даны с рождения, значит, с этим нужно просто смириться.
Мозг — это очень сложный механизм, который работает слаженно, активизируя по необходимости разные области, но это не деление на «правую» или «левую» стороны. Существуют научные работы, которые в пух и прах развенчали этот миф, поэтому давай договоримся, с этого момента забываем о нем.
То, что креативность может развить каждый, доказал в одной из своих работ Андреас Финк. Он собрал группу людей, которых попросил регулярно на протяжении двух недель решать креативные задачи. Это были задания по типу «придумай слоган…», «дай название…». С каждым днем люди справлялись все лучше и лучше, причем изменения были не только субъективные, построенные на ощущениях испытуемых и наблюдателя, но и объективные: отмечались реальные изменения в работе головного мозга. Благодаря этому наблюдению можно сделать позитивный вывод о том, что для развития креативности достаточно твоего желания и регулярных тренировок.
Главная помеха на пути к креативу
В 60-х годах прошлого столетия советский нейрофизиолог Наталья Бехтерева сделала интересное открытие и выдвинула предположение об особенностях работы головного мозга у творческих людей. Женщина обнаружила некий «детектор ошибок», который срабатывает в голове по умолчанию, когда что-то в нашей реальности начинает не соответствовать привычному сценарию. Например, выйдя из квартиры и забыв ключи, внутри ты можешь ощутить возникновение какого-то странного чувства. Именно это «странное чувство» и провоцирует этот «детектор ошибок», сигнализируя о том, что человек делает что-то неправильно.
Понятно, что природой это качество заложено из лучших побуждений, чтобы минимизировать количество недоразумений в наших жизнях. По предположению Бехтеревой, именно гипертрофированная работа этого детектора блокирует креативность людей. У творческих людей эта «опция» не работает так активно, что позволяет им креативить легко.
Под действием алкоголя этот механизм отключается, что и объясняет то самое чувство окрыления и всемогущества, настигающее человека под «градусом». Но прибегать к такой «терапии» вредно для здоровья, куда лучше использовать полезные упражнения, о которых мы расскажем дальше.
Все родом из детства
Кстати, о врожденных качествах. Если понаблюдать за детьми, то можно сделать вывод, что все дети проявляют креативность по умолчанию. Они на ровном месте придумывают игры, которых не существует, они применяют вещи не по прямому назначению, они разрабатывают диалоги для персонажей в ролевых играх и на ходу придумывают сценарии игрового процесса с нуля. Чем старше становится ребенок, тем меньше он проявляет креативности. Почему же так происходит?
В младшем возрасте никто не пытается ограничивать ребенка. Он растет, не зная «правил» и «установок», которые существуют в мире взрослых. Когда малыш рисует, ему никто не объясняет законов колористики, какие цвета «правильно» или «неправильно» сочетать, как «правильно» строить перспективу, как «правильно» изобразить человека.
Именно это отсутствие правил не блокирует творческий потенциал, поэтому каждый детский рисунок уникален. С возрастом под влиянием воспитания и образовательного процесса эта искра затухает, ребенка заставляют делать не так, как он чувствует, а как «правильно» и уже привычно. Базируясь на этих наблюдениях, можно выдвинуть предположение, что креативность заложена в каждом человеке с рождения, просто не каждому удается сохранить это ценное качество. К счастью, все это обратимо.
Практические советы для развития креативности
Есть множество способов, которые помогут тебе развить креативность и с легкостью генерировать новые идеи. Вновь приобрести спонтанность тебе помогут следующая подборка полезных советов:
1. Не отметай мимолетные мысли
Ты даже не представляешь, как много гениальных идей отметаешь с пометкой «бред какой-то». Если хочешь развить креативность, то начни с уважением относиться к тому, что генерирует твой мозг. Не спеши отказываться от внезапно возникшей идеи, подумай над ней с разных точек зрения. Помни о том, что если бы Карл Бенц не воспринял бы свои идеи всерьез, кто знает, когда бы появился первый автомобиль.
2. Новая жизнь
Попробуй придумать, как можно было бы еще использовать привычные вещи. Представь, что ты впервые видишь какой-то предмет, какие у тебя были бы предположения на тему того, для каких целей его используют? Старайся отпустить свою фантазию, пусть мозг просто генерирует идеи, а ты не вздумай критиковать себя за «глупые» ответы.
3. Разнообразие в контенте
Любая поступающая в мозг информация при случае может быть перепрофилирована и использована для решения самых разных задач. Но такого не произойдет, если человек изо дня в день зациклен на какой-то одной теме и смотрит/слушает одно и то же. Чтобы развить креативность, старайся разнообразить потребляемый контент: изучай разные темы, смотри фильмы, видео и слушай подкасты разных жанров и тематик — это поможет раскачать мозг и напитать его большим ассортиментом информации.
4. Никаких стереотипов
Стереотипы — главный враг креативности и закадычный друг того самого «детектора ошибок». Начинай с малого, смотри на каждую ситуацию или вещь как на уникальный объект, не нужно искать сходства с чем-то, наоборот, ищи то, чем эта ситуация или вещь отличается от ранее увиденных. Сталкиваясь с задачами, где нужно что-то придумать, например, какое-то название, первые 5–6 вариантов отметай сразу, зачастую это самое банальное, а вот дальше подключается воображение.
5. Ни дня без изобретения
Старайся проводить будни так, чтобы каждый день придумывать что-то новое. Это необязательно должно быть что-то глобальное и существенное. А начинать и вовсе можно с таких мелочей, как, например, придумать новое написание буквы: сделать это просто, но мозг уже будет привыкать к тому, что привычные вещи могут быть другими.
6. Решай необычные задачи
На начальном этапе сгодятся даже самые примитивные детские задачки, потому что суть не в том, чтобы максимально усложнить решение, а в том, чтобы решить задачу нетривиальным путем. Хорошо развивают креативность анаграммы или задачи с открытым вариантом ответа. Открытые задачи — это довольно эффективный способ раскачки мозга, а их особенность в том, что они не подразумевают единственно верного варианта. Приведем пример, а ты поразмышляй:
«Человек мыл окна 30-этажного здания, но подул сильный ветер, и он не удержался, сорвался с выступа и упал. Так как ремень страховки был закреплен плохо, мойщик оказался в состоянии свободного падения, но при этом выжил и не получил абсолютно никаких травм. Как могло такое произойти, учитывая, что здание не имеет балконов и прочих выносных конструкций?»
Как не существует универсального лекарства от всех болезней, нет единственно верного эффективного упражнения, способного развить креативность. Приведенные выше упражнения и советы лучше применять комплексно и обязательно на регулярной основе, тогда результат не заставит себя ждать. Помни, в тебе уже есть креативность, ее нужно просто разбудить!