Культура
29 июля, 2022

“Ничего не хочу и ничего не получается”: как соотносятся инфантилизм и синдром выученной беспомощности

Инфантилизм у взрослых нередко связывают с синдромом выученной беспомощности. Рассказываем, так ли это в действительности.

«Ничего не хочу и ничего не получается» — фраза, которую чаще произносят дети и подростки, но иногда ее можно услышать и от взрослых. Нередко она бывает связана с рядом естественных психологических феноменов.

В современном мире высоко ценится заточенность на успех, а вот в инфантильность и выученную беспомощность входит ряд критериев, которые никак не помогут добиться в жизни чего-то большего. Так что же такое инфантилизм и связан ли он с выученной беспомощностью? Ответ ищи в новой статье Royal Cheese.

Что такое инфантилизм

Инфантилизм — это не болезнь и не отклонение в прямом смысле. Мы можем говорить о том, что инфантилизм — это определенный набор черт характера, которые присущи больше ребенку, но могут проявляться и у взрослого человека.

Принято говорить, что инфантилизм — это особенность развития, которая в большинстве случаев не связана с какими-либо нарушениями. Только в некоторых крайних проявлениях инфантилизм может привести к полной беспомощности и отсутствию контроля над собственной жизнью.

Интересно, что инфантилизм может сохраняться вплоть до старческого возраста или, наоборот, быть приобретенным ввиду ряда дегенеративных изменений. Такой старческий инфантилизм может сопровождаться, например, синдромом Диогена, деменцией и прочими попутными заболеваниями.

Это довольно частая история — впадение в детство в связи с болезнью и старостью. Подробный материал о том, что такое синдром Диогена и зачем люди начинают собирать ненужные вещи, читай здесь.

Теория Мартина Селигмана

Под выученной беспомощностью понимается ситуация, в которой человек не находит выход даже при наличии нескольких вариантов решения ситуации. При этом люди ощущают подавленность и бессилие.

Впервые о выученной беспомощности заговорил в 1967 году Мартин Селигман при изучении поведения ряда животных. Исследователь выяснил, что собаки, которые подвергаются ударам тока, вообще перестают избегать ударов. Причем у людей наблюдалась схожая реакция.

Таким образом, травмирующее событие может привести к тому, что человек перестает даже пытаться как-либо изменить ситуацию. Наряду с этим самоэффективность и внутренний локус контроля близятся к нулю. К слову, спустя некоторое время исследователь пересмотрел свою теорию и сделал еще один вывод.

Он пришел к тому, что люди с возрастом все же стремятся повлиять на ситуацию и получить новые результаты. Либо даже не пытаются этого делать — и это их выбор.

Иногда выученная беспомощность, инфантилизм, а также вытекающее отсюда непонимание своих желаний и чувств может быть связано с алекситимией. На самом деле этот синдром может быть свойственен вполне себе казалось бы взрослым и ответственным людям. О том, что такое алекситимия, рассказываем подробно в этой статье.

Признаки выученной беспомощности

Среди черт инфантильной личности можно выделить эгоцентризм, капризность, мечтательность, впечатлительность, а также пренебрежение коллективными интересами. Человек с выученной беспомощностью нередко имеет схожие черты.

К тому же, робкость и тревожность, пессимизм, негативные установки и гиперопека вместе могут повлиять на формирование человека, который остается беспомощным, когда по идее он мог бы за себя постоять.

Связь между инфантилизмом и выученной беспомощностью

Как отмечают специалисты, среди симптомов выученной беспомощности — низкая самооценка, разочарование, пассивность, отсутствие усилий. Мы можем сделать вывод, что инфантильность и выученная беспомощность имеют ряд общих черт.

В действительности синдром выученной беспомощности напрямую связан с пассивным и инфантильным поведением взрослых людей. Для того, чтобы преодолеть синдром, необходимо заново научиться замечать собственное влияние на окружающую действительность. В том числе, нужно замечать собственные достижения, отмечать шаги к цели и не обесценивать их.

Причем выученная беспомощность может проявляться не только на личностном, но и на социальном уровне. На личностном уровне человеку кажется, что он бесполезен и вряд ли у него что-то получится для себя. А на социальном он уверен, что никак не сможет помочь или повлиять на окружающих. И та, и другая позиция усложняет путь даже к малейшим достижениям и успехам.

Иногда фраза «ничего не хочу и ничего не получается» может принадлежать людям с диффузной идентичностью. Таким людям бывает сложно в принципе распознавать свои желания и ставить долгосрочные цели. Подробнее о том, что такое диффузная идентичность и почему у людей возникают трудности с самоопределением, читай здесь.

Отсрочка взросления: взрослость — условная ценность

Есть еще одна популярная позиция относительно инфантильности: некоторые психологи сегодня начитают говорить о том, что инфантильные черты на самом деле иметь неплохо. Они считают, что знакомая нам периодизация жизни по возрасту «ребенок — юноша — взрослый» теряет актуальность.

Все дело в изменившемся темпе жизни, подходе к образованию, профессии, браку. Жизнь людей перестала быть предсказуемой, как это еще было 100 лет назад. Сегодня у человека есть больше возможностей, и чтобы ими воспользоваться, нужно оставаться достаточно гибким.

Так, многие ученые считают, что отсрочка взросления — это только ответ на новую реальность. Меняются требования к компетенциям, меняются отношения и появляются новые способы жить — альтернативные модели взрослости, открывающие другие возможности.

«Ничего не хочу и ничего не получается»

А еще инфантилизм может выступать в качестве защитного механизма для преодоления трудностей, как и выученная беспомощность. По этой причине в психологическом сообществе сегодня говорят о том, что инфантильность — это только альтернативный жизненный путь, который не стоит осуждать.

Если же человека беспокоят его черты и он решит, что нуждается в какой-то корректировке, то сможет направить усилия в эту сторону. Благо, что способов для таких изменений уже существует предостаточно.

Читай также:

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: