Психология

Трудности самоидентификации: что такое диффузная идентичность

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Считается, что диффузная идентичность и, как следствие, отсутствие ответственности за свою жизнь — удел подростков. Но некоторые остаются на этой стадии годами.

В этой статье мы говорим о том, что такое диффузная идентичность или, другими словами, о том, почему людям сложно понять, кто они такие на самом деле.

Что такое диффузная идентичность


Простыми словами, диффузная идентичность — это отсутствие стабильности во взгляде на себя. Человек может сомневаться, например, в своей сексуальной ориентации, профессиональном выборе. Эрик Эриксон отмечал, что такой человек может путаться в том, чего он на самом деле хочет, какие у него цели, нужны ли ему отношения.

Нередко диффузная идентичность проявляется как следствие пограничного расстройства личности. Подробнее об этом расстройстве и о том, как люди с таким заболеванием выстраивают отношения, читай здесь.

Джеймс Марсия и 4 статуса идентичности


Впервые о статусе идентичности заговорили в 1960-х годах прошлого столетия. Тогда психолог Джеймс Марсия предложил концепцию четырех статусов идентичности. Он развил идею Эрика Эриксона и ввел 4 статуса личной идентичности:

  1. Предрешенная идентичность — решение кем быть принято без поиска, как и ответственность, однако кризис не пройден;
  2. Диффузная идентичность — отсутствует задача, направленная на поиск решения, нет ответственности, кризис не пройден;
  3. Мораторий — человек находится на этапе поиска, выбор не сделан, нет ответственности;
  4. Достигнутая идентичность — решение принято после поиска, как и ответственность, кризис пройден.

На стадии диффузной идентичности человек может колебаться относительно того, каким путем ему дальше идти. Он может не иметь четких идеологических и профессиональных представлений о себе и не пытаться найти свое направление.

Чаще всего диффузная идентичность свойственна подросткам, когда идентичность находится на стадии своего формирования. Однако диффузная идентичность может сохраняться и на долгие годы уже во взрослом возрасте.

Причины возникновения диффузной идентичности


Основная причина остановки на стадии диффузной идентичности — это отсутствие у человека приверженности к своей идентичности и отсутствие усилий по формированию своей идентичности. Человек не берет на себя обязательства за принятые им решения. Кризис принятия решений не пройден.

Эрик Эриксон написал в свое время труд о развитии идентичности в подростковом возрасте, выделив стадии психосоциального развития подростка. Пятая стадия по Эриксону — это как раз тот момент, когда подросток начинает формировать личную идентичность. Центральный кризис здесь связан со смешением ролей и поиском идентичности.

Джеймс Марсия предположил, что самыми важными при поиске идентичности элементами становятся приверженность к конкретным ценностям и убеждениям и профессиональный выбор, а также понимание, прошел ли уже человек через период принятия решений, именуемый здесь кризисом. Так появилась теория о статусах идентичности, которая в дальнейшем проверялась с участием студентов колледжей.

Диффузная идентичность: люди без обязательств


Как мы выяснили, люди с диффузной идентичностью застревают в периоде, когда кризис, скорее всего, еще не пройден. Они не хотят брать на себя обязательства и принимать решения. Поиск собственного пути так же ими откладывается на потом, которое все никак не наступает.

Если же кризис пройден — к решению прийти человеку не удалось. С одной стороны, люди с диффузной идентичностью довольно пассивны и живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. А с другой стороны, они могут жить по принципу «избежания боли» и вечного поиска удовольствия.

Как правило, такие люди лишены чувства собственного достоинства, ориентированы на внешний мир, у них  довольно низкий уровень автономии и почти ноль ответственности за себя и свою будущую жизнь.

Исследования показали, что иногда такие люди могут чувствовать себя изолированными и одинокими, из-за чего начинают отдаляться от мира. К таким выводам пришел психолог Джеймс Донован, который сделал вывод, что люди с диффузной идентичностью с подозрением относятся к другим и считают, что близкие их не понимают. Фантазия в этом случае может стать основным защитным механизмом для их выживания.

Подробнее о защитных механизмах и колоссальном их влиянии на нашу жизнь читай в этой статье. Здесь мы приводим примеры, как именно работают защитные механизмы психики, и рассказываем, как они формируются и по каким причинам.

Подростки-бездельники и ленивые взрослые


В процессе формирования идентичности (как раз на стадии диффузной идентичности) подростки могут напоминать бездельников, которые вечно ничего не успевают. Приведем пример основанный на истории Ивана — новоиспеченного выпускника школы.

Выпускник школы Иван

В то время как сверстники Ивана приняли решение поступать в колледж или устроились на работу, Иван пока не рассматривает никакие варианты для построения собственного будущего. Он не планирует идти на работу на полный день и не поступает в колледж. Вечерами Иван подрабатывает в кафе быстрого питания — туда он устроился в последний год обучения в школе, чтобы немного подзаработать на карманные расходы.

Иван все еще живет с родителями и жить самостоятельно не планирует. У Ивана диффузная идентичность, он не определился с выбором будущего и «застрял» в настоящем моменте, оттягивая дальнейшее принятие решений в своей жизни.

Чаще всего у подростков, чья идентичность еще не сформирована, нет четких взглядов относительно политических, религиозных и других мировоззренческих взглядов. Такой подросток не может выбрать между демократами и республиканцами, хотя уже скоро он сможет голосовать за партии, достигнув соответствующего возраста.

Такие ребята могут оставаться еще долгие годами взрослеющими Питерами Пэнами, не принимая ответственность за свои решения и убегая в фантазии, наполняя свою жизнь только тем, что приносит временное удовольствие и помогает избежать встречи с кризисом.

Можно ли из этого вырасти


Процесс перехода от одной стадии формирования личной идентичности к другой может занимать годы. Период диффузной идентичности абсолютно нормален для детей и подростков — в этом возрасте действительно сложно понять, к каким целям идти и чего добиваться в своей жизни.

По мере достижения среднего и старшего подросткового возраста ребенок начинает изучать свои интересы, формировать мировоззрение и понимать личные перспективы. Это помогает сформировать личную идентичность, подросток лучше начинает понимать себя и работать в соответствии с личными целями, решать задачи для их достижения.

Тем не менее, человек может увязнуть в таком периоде, свойственном подросткам, — и в 25, в 35, и в 45 лет идентичность может быть так и не сформирована. Таких людей довольно много. Исследования показали, что если идентичность не сформирована до 25 лет, то к 45 годам стадия диффузной идентичности может быть так и не завершена. Замершую на долгие годы стадию диффузной идентичности мы вполне можем назвать «синдромом Питера Пэна».

Люди с диффузной идентичностью как будто бы «замирают» на определенном жизненном этапе, боясь принять какие-либо четкие решения как в работе, так и в отношениях. Такие люди чаще всего воспринимают мир в качестве случайного и непредсказуемого, поэтому они принимают решение не делать выбора, стараясь таким образом получить островок стабильности в хаосе. Стратегия оказывается не самой рабочей.

Здесь нам хотелось бы напомнить только одну философскую мудрость: тот, кто не делает выбор, тоже сделал выбор. И результаты жизненных усилий 5-10-20 лет спустя могут показаться человеку, который решит наконец выбраться из своей скорлупы, весьма удручающими.

Читай также:

Загрузить еще