Психология

Что такое эффект бумеранга и как он работает

Алёна Астахова Алёна Астахова
Не все, что мы получаем в жизни, приходит к нам по заслуге или справедливости. Эффект бумеранга — это чаще всего то, что ты никак не ожидал получить.

Иногда человек получает совершенно не то, чего он хотел бы. Другими словами такую ситуацию можно назвать эффектом бумеранга. «Не думай о фиолетовой черепахе» — и вот она уже у тебя в голове.

Происхождение понятия


Сам бумеранг изначально изобрели в качестве оружия при охоте на дичь. Охотники придумали использовать изогнутую палку, которая делала круг и возвращалась обратно.

Есть только одно маленькое но: одно неверное движение, и бумеранг при возвращении способен убить преследователя. Этот феномен стали называть «эффектом бумеранга».

Закон бумеранга со временем оброс новыми смыслами. Позже таким эффектом стали называть не только ответный удар, но и неожиданное стечение обстоятельств. Главный принцип «вернется все, что ты сделал» трансформировался в следующий вариант: «вернется даже то, чего ты не ждал».

Принцип работы «бумеранга»

Многие люди все еще связывают закон бумеранга с законом «кармы» или правилами нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». В народе эта истина звучала так: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», «Что посеешь, то и пожнешь».

Можно сказать, что смысл этих фраз входит в понятие «эффект бумеранга». Здесь подразумевается, что неприятность может случиться с тем, кто готовит ее другому.

Те, кто верят в карму, считают, что когда мы совершаем любое действие, судьба старается показать нам через ответную реакцию, хороший это был поступок или плохой, и отплатить той же монетой.

Иногда еще «бумеранг» учит нас думать о своих действиях и совершать только те из них, которые будет не стыдно вспомнить. Это как тату, сделанное по молодости, можешь в старости сожалеть о поступке или гордиться — выбор за тобой.

Эффект бумеранга в психологии

В психологии под «законом бумеранга» понимают те ситуации, в которых результат воздействия передаваемой информации становится полностью противоположным ожидаемому эффекту. То есть испытуемый начинает мыслить совершенно не так, как задумано в инструкции.

Речь идет о психологическом эксперименте Даниэла Вегнера, изучавшего реакции испытуемых на запрет. Участникам эксперимента предлагали не думать о белом медведе. При этом все старания участников на удержание контроля в стрессовой ситуации были напрасными — наблюдался обратный эффект. Белый медведь продолжал их «преследовать», а мысль становилась все более навязчивой, поскольку была запрещена ведущими эксперимента.

Этот феномен давно замечен в детской психологии: если запретить ребенку что-либо, то это только повышает его заинтересованность. Психологи советуют не запрещать, что, в свою очередь, усилит его сопротивление, а переключать внимание ребенка на более интересные вещи и занятия.

Взрослые люди на самом деле не сильно отличаются в этом смысле от детей. Сила запрета работает и на них, чем умело пользуются маркетологи и специалисты отдела продаж. Попытка «проконтролировать» человека вызовет с большей вероятностью негативные эмоции, даже если он был склонен к покупке. Сейлзы хорошо знакомы с психологией, что позволяет удачно и незаметно манипулировать человеком без покушения на его личную свободу.

Эффект бумеранга в масс-медиа

Еще до появления понятия «эффект бумеранга» в массовых коммуникациях, в 1947 году американец Дэниэл Кац писал о том, что избыточность информации неумолимо ведет к проявлению защитных механизмов социума, создает «барьеры» в коммуникации. Чаще всего это происходит с теми людьми, которые не имеют собственных устойчивых взглядов.

Позднее, уже в 1972 году, изучать «эффект бумеранга» стал Юрий Шерковин, российский психолог и исследователь. Он заметил, что СМИ не всегда получает тот результат, который ждет от воздействия на аудиторию. Иногда реакция людей становится неожиданно позитивной или негативной.

Шерковин стал изучать причины таких реакций через анализ относительно нейтральных новостей, которые могли вызвать как положительный, так и отрицательный отклик. Например, профессор изучал реакцию на новость о профилактике гриппа: аудитория может отреагировать как положительно — структура здравоохранения работает на благо общества, так и отрицательно — какая-то часть людей снизит свою активность из страха заболеть.

Негативную реакцию на нейтральное событие как в примере Шерковин назвал «эффектом бумеранга».

Часто эффект бумеранга возникает в тех случаях, когда нет доверия к информационному источнику или он вызывает отторжение и неприязнь. Особенно, если на телеканале из раза в раз повторяются одни и те же новости.

Эффектом бумеранга еще часто называют отторжение аудиторией информации из-за излишне внушающего воздействия. Навязывание точки зрения, пропаганда уничтожают доверие со стороны читателей, зрителей или слушателей. Чаще всего в таких ситуациях недостаточно аргументов и слишком много эмоций. Таким образом желаемого результата медиа не достигает.

Компания получает обратный эффект и теряет аудиторию, которая была в прошлом лояльной.

Противоположным описываемому явлению становится «эффект ореола» — это такое событие, которое привлекает к публичной персоне максимальное количество внимания, что обеспечивает рост популярности звезды.

Эффект бумеранга в экологии


В экологии этот эффект проявляется также: результаты обратны ожидаемым. Так, борьба с сорняками может привести к внезапному росту числа вредителей. Загрязненная вода в одной части мира становится проблемой на другом конце Земли. Даже нетронутые ледники получили свою порцию загрязнений в виде осадков. 

Если рассматривать ситуацию более глобально, получение природных ресурсов является вмешательством в природную экосистему. Изменения могут быть непредсказуемыми.

Например, вырубка лесов приведет рано или поздно к смещению климатических зон. Рост числа озоновых дыр может привести к повышению температуры на поверхности Земли, массовому облучению и ожогам.

То, что кажется незначительным, может стать глобальным. В природе все взаимосвязано.

Бумеранг как фатальное оружие

Наши действия могут возвращаться с большей силой, независимо от того, хорошие они или плохие. Обычно люди стараются не замечать связь между поступками, если это не идет им на руку.

Многие вспоминают про эффект бумеранга только в тот момент, когда чувствуют себя ранеными. «Тебе за это прилетит, жди», — хочется иногда крикнуть вслед обидчику.

Иногда свои поступки мы оцениваем как незначительные, но если вдруг другой поступает так с нами, то это причина для смертельной обиды и злости.

Почему же мы не видим очевидных связей?

Во-первых, не все живут по принципу «поступай так, как хочешь, чтобы с тобой поступали». У «золотого правила» также были и критики. Иммануил Кант в «Основах метафизики нравственности» писал: «некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний». И с этой позицией сложно не согласиться.

Во-вторых, многие даже не задумываются над фатальностью бумеранга, не верят в судьбу и карму. Подходят ко всему, что происходит в их жизни, рационально. И это право каждого человека, но речь идет о другом.

Иногда все же нам стоит брать ответственность за свои поступки, хотя бы по отношению к природе. Если каждый будет уносить свой мусор с собой — все пляжи будут максимально чистыми, площади и скверы не нужно будет убирать другим людям.  

Все гипотезы могут выглядеть достаточно убедительными, но каждый выбирает свой вариант.

Многим все-таки хочется верить, что за плохие поступки людей ждет возмездие, как и за хорошие поступки ждет награда. Но это не всегда именно так работает. Часто все, что у нас есть — это возможность контролировать себя и свои действия. Других проконтролировать гораздо сложнее.

Можно сказать, что бумеранг фатален независимо от его разновидности. Этот принцип учит не заигрываться с судьбой и знать, что рано или поздно тебя может застать ответная реакция. И, что нередко бывает, очень даже неожиданная.

Читай также:

Загрузить еще