Психология

Что такое эффект Пигмалиона в психологии

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Рассказываем, что такое эффект Пигмалиона, а также о том, как он может способствовать росту уровня эффективности людей.

В новой статье Royal Cheese говорим о том, что такое эффект Пигмалиона и как работают «самоисполняющиеся пророчества».

Что такое эффект Пигмалиона в психологии

Эффект Пигмалиона, также известный как эффект Розенталя, — это психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к тому, что производительность группы людей или отдельного человека возрастает. Например, если преподаватель ждет от конкретного ученика лучших результатов, чем у других, то его результаты действительно становятся лучше.

Иначе этот эффект можно назвать «самоисполняющимся пророчеством», поскольку позитивные проекции, направленные на конкретного человека, действительно сбываются. А это значит, что позитивные ожидания от лидера группы по отношению к подопечным приводят к повышению общей производительности команды.

Дело в том, что люди в большинстве случаев стремятся соответствовать «позитивным ярлыкам», которые на них накладывают. А это значит, что эффект Пигмалиона можно использовать для эффективного управления коллективом.

Почему эффект Пигмалиона получил именно такое название

Впервые об эффекте Пигмалиона заговорил Роберт Розенталь почти 60 лет назад — в 1968 году. Описание эксперимента исследователь опубликовал вместе с Леонором Джейкобсоном в книге под названием «Пигмалион в классе».

Отсылка к греческому мифу о Пигмалионе связана с историей любви скульптора к своей статуе, которую он филигранно выполнил из слоновой кости. Пигмалион настолько полюбил свое творение, что попросил Афродиту дать ему в жены девушку, столь же красивую, как и его творение. Богиня откликнулась на его призыв — когда Пигмалион вернулся домой, он увидел, что его статуя ожила.

Именно поэтому эффект Пигмалиона получил именно такое название. И хотя в жизни статуи вряд ли смогут ожить, наши позитивные проекции относительно подопечных в большинстве случаев оправдываются.

Эксперимент Розенталя

Роберт Розенталь выдвинул гипотезу о том, что ожидания могут порождать соответствующие действия людей. Для того, чтобы подтвердить ее, он провел эксперимент в одной из калифорнийских начальных школ. Для начала исследователь проверил уровень IQ для каждого ученика, а затем сообщил учителям имена детей с самым высоким интеллектуальным потенциалом.

Однако выборка детей была совершенно случайной — особыми интеллектуальными преимуществами по сравнению с другими детьми они не обладали. Интересно, что по итогу года при подведении результатов дети, которые были выделены как самые способные, действительно показали лучшие результаты.

Как выяснилось, учителя ждали от выделенных Розенталем детей особых проявлений, и те старались оправдать возложенные на них ожидания. «Интеллектуалам» учителя выделяли больше внимания, чем другим ученикам, в связи с чем у них появилось преимущество по сравнению с другими детьми.

Как работает эффект Пигмалиона

Для того, чтобы понять, как именно работает эффект Пигмалиона, необходимо описать его стадии более подробно. Эффект Пигмалиона включает в себя следующие стадии:

  1. Представления других о нас формируют их поведение по отношению к нам.
  2. Это поведение по отношению к нам влияет на наши представления о себе.
  3. Позитивные убеждения в собственных способностях влияют на наши действия по отношению к другим.
  4. Наши действия по отношению к другим влияют на их представления о нас и возвращают нас на первый этап.

Этот эффект ключевым образом связан с ожиданиями других людей, что в итоге влияет на наше поведение. При этом позитивные и негативные ожидания ведут к противоположным результатам. Так, если на ученика накладывается негативная проекция, его производительность снижается.

Всегда ли работает этот эффект

Дело в том, что эффект Пигмалиона состоит из многих звеньев, которые должны сложиться определенным образом. Например, если у человека проявлен высокий уровень индивидуализма, ему может быть все равно, позитивно или негативно его оценивают.

А это значит, его результаты могут меньше зависеть от реакции учителя/руководителя/другого человека, который хочет воздействовать на него подобным образом. Люди, для которых похвала имеет большое значение, действительно способны показывать лучшие результаты. Для них подобные ожидания будут работать как стимул к самосовершенствованию.

Читай также:

Загрузить еще