Психология

«Даю телефон, чтобы отстал»: как игрушки влияют на детей

Роман Федоров Роман Федоров
Разбираемся, что делают с детьми смартфоны, узнаем, каких игрушек стоит опасаться, а какие, наоборот, покупать, и выясним их влияние на будущую личность.

Свой путь личность начинает с детства: в момент, когда появляется осознанность, и… первые игрушки. Они оказывают прямое влияние на психику ребенка, как показывают исследования. Иными словами, от того каким образом, во что и как часто играет ребенок зависит то, кем он может стать. В связи с этим, Royal Cheese решил разобраться, как именно игрушки влияют на детей, сколько их нужно, каких игрушек лучше избегать, а на каких наоборот сконцентрироваться.

Как игрушки влияют на детей?


Игрушка — важнейшая часть любой культуры. По мнению ученых, какая игрушка — такое и общество. Она как «зеркало» окружающего мира. В ней отражены понятия о хорошем и плохом, о добре и зле, об истинном и ложном. К примеру, в американском обществе, где сейчас активно находит свое развитие идея толерантности и терпимости, появляются игрушки, которые борются с бинарным восприятием пола. Иными словами, детей с детства будут учить, что гендер — это нечто, что не зависит от биологии. В результате на прилавках детских магазинов уже давно появились куклы-транссексуалы, транссексуалки, геи и лесбиянки.

Что хорошо, а что плохо — определяет общество. И игрушки появляются соответствующие этим представлениям. Через игру ребенком усваиваются социальные установки, к примеру, дочки-матери — игра имитирующая семейную жизнь. Через игрушки дети получают информацию о мире (транспорт, оружие, животные), и они же способны подстегнуть интерес ребенка к чему-либо. Взаимодействуя с игрушкой, ребенок всесторонне развивается: нравственно, умственно, физически и эстетически. Поэтому игрушка, живое общение с родителем и книжка — древнейшие педагогические методики для воспитания гармоничной личности.

Много игрушек — много проблем


Но и в этом, как и во многих других жизненных вопросах, нужен баланс. Ученые из университета Толедо выяснили, что большое количество игрушек в доме негативно сказывается на психике ребенка. Они провели простой эксперимент: детей поочередно сажали в комнату где 16 игрушек, и туда, где их было всего четыре.

Выяснилось, что когда дети взаимодействовали с четырьмя игрушками, им было веселей, а сами они были более изобретательны. Когда же их сажали в комнату с большим количеством игрушек, им быстро становилось скучно и у них портилось настроение. Наступало пресыщение.

«Обилие игрушек создает рассеянность мышления. Меньшее количество игрушек позволяет детям сосредоточиться, начать исследовать игрушку и подходить к процессу творчески».

Тем самым, психологи рекомендуют воспитывать детей в нужде, так они начнут ценить подарки и будут быстрее развиваться. При этом специалисты не рекомендуют сразу выбрасывать все игрушки, для эксперимента они советуют оставить ребенка наедине с листком бумаги и посмотреть чем он будет заниматься. Психолог Лариса Суркова рекомендует менять игрушки раз в месяц, оставляя в свободном доступе не более 10. Остальное сложи в коробку и убери куда-нибудь на антресоль. Когда срок подойдет, вытащи и замени игрушки. Так у ребенка сохранится эффект новизны и радость от игрушек.

Телефон: благо или порок?


«Возьми телефон и отстань от меня» — такая модель поведения у многих родителей, которые покупают гаджеты своим детям, чтобы те дали им минуту передышки. Они конечно же скажут, что сделано это было для того, чтобы «ребенок всегда был на связи», но суперспособность смартфона перетягивать на себя все внимание ребенка просто не может не радовать родителя, уставшего от назойливого внимания своего чада. И ведь действительно, времени становится больше, ребенок занят, а ты предоставлен собственным, гораздо более интересным занятиям. Но чем это чревато в долгосрочной перспективе?

Если верить научной информации Американской академии педиатрии, то проблем может быть много: от простого ожирения до задержек в развитии, проблем со сном, депрессий и зависимости от гаджетов. Согласно опубликованным данным, не рекомендуется в принципе использовать гаджеты раньше года и трех месяцев, а если это происходит — обязательно под надзором и во время просмотра фрагментов образовательных передач. Делаем акцент на качестве такого контента и при этом понимаем — живые люди учат эффективнее.

Не рекомендуется отдавать смартфоны в полное распоряжение детям. Лучше контролировать время, проводимое за ними. В противном случае ребенок может хуже себя сдерживать и хуже понимать эмоции и мысли других людей. От двух до пяти лет — не более часа в день и всегда с родителем во время просмотра образовательных передач («Улица Сезам»). При этом папа или мама должны помогать своему ребенку понять, что происходит на экране, и соотносить действия персонажей с реальным миром. После пяти лет нет каких-то строгих ограничений, все индивидуально, но, по мнению психологов, очень важно следить, чтобы в смартфоне не было жестоких игр, видео и передач, где картинки быстро сменяют друг друга. Помни, никакой телефон не заменит живого общения. Люби своего ребенка, будь примером и уделяй побольше времени. Не стоит демонизировать гаджеты и устройства, однако учти, что их надо уметь применять во благо, а не во вред.

Как подобрать игрушку своему ребенку?


Для начала разберемся с тем, каких игрушек стоит избегать. Кандидат психологических наук, сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Иван Кириллов советует избегать следующих игрушек:

  • «Провокаторы». К ним относятся игрушки, издающие громкие и неприятные звуки.
  • Герои и антигерои. Таковой игрушка считается, когда сделана по мотивам злодея или персонажа, который проявляет агрессию. Скорее всего, ребенок  будет подражать ему не только в игре, но и в реальности. Случай из жизни автора: племяннику покупают кулаки Халка, и что он делает? Начинает «ломать-крушить» и носиться по комнате с дикими воплями, раздавая тумаки плюшевыми боксерскими перчатками. Не совсем нормальное поведение.
  • Агрессия. По мнению Ивана Кириллова, и Соловья-разбойника можно сделать нормально — без сжатых кулаков или с ними, но при этом во втором случае будет транслироваться агрессия. Или Алешу Поповича с тремя головами, которые отображают разные эмоции. Даже такой банальный игровой момент, как смена головы, может переключить восприятие ребенка, и он станет отрывать головы уже другим игрушкам.

Специалист отмечает, что на сегодняшний день существует не так уж много игрушек, которые напрямую вызывают нежелательное поведение, агрессию или другие негативные эмоции. По мнению Ивана Кириллова, следует покупать игрушки:

  • Соответствующие возрасту ребенка. Это позволит расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр и разнообразить физическую активность.
  • Разные по типу. Мячики, кубики, фигурки, машинки и прочее. Однако если ребенок коллекционирует что-то, то следует подстроиться.
  • Из безопасных материалов. Игрушки проходят обязательную сертификацию, но зачастую те, которые продаются в специализированных магазинах. Если возникают сомнения — от покупки лучше отказаться.
  • Адекватные по цвету, форме, запаху и тактильным ощущениям. Это важно с психологической точки зрения. Восприятие цвета формируется в первые годы жизни, поэтому не стоит брать слишком яркие и неестественные по цвету игрушки. Подходят спокойные «природные» оттенки. Запахи — сюда же: не должно быть резких и неприятных. Касаемо формы, нужно объективно понимать, сможет ли ребенок пораниться об игрушку.
  • Не вызывающие страха и не способствующие фобиям. Тут очень важно внимание взрослого. Если родителю трудно определиться с игрушкой, то лучше идти к психологу. К примеру, есть так называемый «эффект Барби», когда ребенок — обладатель коллекции одноименных кукол — склонен расстраиваться из-за своей непохожести на нее. Это редкое явление, но имеет место быть: иногда дети сравнивают себя не со сверстниками или поп-звездами, а с игрушками.

Если хочешь подробнее ознакомиться с темой воспитания — почитай нашу статью про эффективные подходы к воспитанию детей.

Загрузить еще