Как музыка влияет на когнитивные способности человека
Существует распространенный стереотип, что интеллект и музыкальные предпочтения неразрывно связаны. Сложные классические композиции — прерогатива интеллектуалов, а попса или рэп — исключительно необразованных масс. Так ли это на самом деле и что думают ученые, — рассказывает Royal Cheese.
Эффект Моцарта и бизнес
Вера в то, что игра на музыкальных инструментах и прослушивание песен и композиций делают человека умнее — не современный миф, а теория, которую опровергали десятилетиями. В 1993 году после проведенного исследования началось распространение концепции «феномена Моцарта». Согласно задумке, люди, предпочитающие произведения композитора, отличались высоким уровнем интеллекта. Ученые собрали группу студентов колледжа и на 10 минут включили сонаты Моцарта. Результаты теста, проведенного после прослушивания, были выше на 8-9 пунктов.
Сам термин «эффект Моцарта» превратился в торговую марку, которая распространяет музыкальные сборники классической музыки. Надпись на обложке гласит, что композиции решают сразу несколько проблем: помогают концентрации на учебе и занятиях, а у самых маленьких детей даже развивают речь и эмоциональный интеллект.
Позже был проведен еще один опыт, однако повторить результаты не удалось, что вызвало широкое обсуждение о неверности предположения, но к тому моменту идея уже была тепло принята обществом. Даже губернатор штата Джорджия Зелл Милл в конце 1990-х предложил выделить порядка 100 тысяч долларов на обеспечение записями Моцарта тех семей, в которых недавно родился малыш. Цель инициативы — формирования интеллекта с малых лет. Все это повлияло на создание известного стереотипа о взаимосвязи музыки и умственных способностей, а также повлекло за собой развитие целой индустрии. Была открыта компания по производству записей, политика которой была направлена на повышение IQ у подростков и взрослых.
Мозг музыканта
Популярность эффекта Моцарта подоткнуло родителей пойти дальше и дать детям музыкальное образование. Ведь занятия музыкой влияют на развитие творческого мышления и способствуют успешному выполнению различных тестов в школе.
Прежде всего занятия музыкой — это серьезный процесс, который требует наличия конкретных навыков. К примеру, важно чтение нот — навык расшифровки текста, влияющий на развитие словарного запаса и уровень памяти. Другой момент — правильная мотивация и усидчивость. Ведь немало тех, кто бросает занятия через короткий период, а сохранить заинтересованность — то, что требует усилий и устойчивости перед неудачами и сложными композициями.
Эффект от умения играть на музыкальных инструментах, приобретенный и развитый в детстве, сохраняется на длительный период. Эксперимент Бренды Ханна-Пладди и Алисии Маккей, исследующих людей от 60 до 83 лет, показал, что люди, которые в юности провели более 10 лет за занятиями музыкой, обладают лучшей памятью чем те, у кого не было подобного опыта.
Не интеллект, а настроение и особенности психики
Другие эксперты придерживаются иного мнения, например, психолог Виктория Уильямсон в своей работе говорит, что классическая музыка не является волшебной интеллектуальной таблеткой. Прежде всего специалист опирается на то, что эффект длится не более 10-15 минут.
Замысловатые переплетения мелодий стимулируют мышление, вдохновляют слушателя на творчество и учебу. Специалисты объясняют явление намного проще: любимая музыка повышает настроение и сильно бодрит. Именно этот прилив энергии побуждает качественно решать тесты и вспоминать ту информацию, которая когда-то была получена. Это подтвердил канадский психолог Гленн Шелленберг. Он взял одну из сонат Моцарта и переработал ее, записав в быстром и более медленном темпе. Скорость оказалась действительно важна. Группа, которая слушала запись в мажоре, набрала 16 баллов, а те, кто слушал ее в миноре — только 8. Так он пришел к выводу, что меланхоличная музыка и грустное состояние человека влияют на скорость мышления и снижают результаты.
Современные исследования предпочитают опираться на психологические особенности любителей того или иного жанра, а не на взаимосвязь между интеллектом и музыкой. Также, они делают упор на состоянии человека и выборе музыкальных предпочтений, который варьируется в зависимости от жизненных ситуаций и даже погоды. К примеру, осенний или зимний период располагает к более расслабленным композициям, которые подталкивают к саморефлексии. С наступлением теплого сезона возрастает интерес к танцевальным жанрам и ритмической музыке. Это объясняет то, почему народы экваториальных стран круглогодично предпочитают веселые песни.
Музыкальные предпочтения напрямую связаны с психологическими чертами, которые формируются еще в раннем возрасте. Слушатели панка склонны к интуитивному мышлению, а любители классики рока — к логическому. При этом фанаты хип-хопа и классики демонстрируют высокую самооценку, а рэперы являются экстравертами.
Влияние музыки на интеллект — тот вопрос, на который все еще не найден точный ответ. Однако если ты получаешь удовольствие и хорошее настроение от рок-н-ролла, а классика, наоборот, вгоняет в тоску или не нравится вовсе, не нужно себя насиловать только потому, что исследования рекомендуют слушать Моцарта.