Как тут жить

3 поколения страданий и запреты на смерть: как жестокие законы контролируют общество

Роман Федоров Роман Федоров
Законы — это хорошо или плохо? Как отличить полезный закон от того, который ограничивает твои права? На пяти разных примерах от Royal Cheese разбираемся.

Законам можно найти разное применение. Где-то они создаются, чтобы установить порядок, где-то они появляются, чтобы его поддержать (держать население в страхе). А где-то они вводятся из чисто практических побуждений. Мы подобрали пять законов, которые своей жестокостью поначалу удивляют. В отрыве от субъективных оценок на таких законах пытаемся понять их назначение.

Справедливость по-вавилонски и Законы Хаммурапи

В 1776 году до н. э. для вавилонян был разработан специальный кодекс правил, которые каждый был обязан соблюдать. Этот документ представлял собой сборник представлений о справедливости и предписывал систему штрафов и наказаний за каждый проступок. Так, по этому кодексу учитывались родословная людей, принадлежность к дворянству, простолюдинам или рабам. Каждый случай описывался отдельно, а сама система была такой:

  1. Если знатный человек выколет глаз другому знатному человеку, то ему пусть тоже выколют глаз.
  2. Если он выколет глаз простому человеку, пусть выплатит 60 сикелей серебра.
  3. Если он выколет глаз рабу знатного человека, то пусть уплатит половину стоимости раба.
  4. Если знатный человек ударит беременную женщину из того же сословия и она из-за этого выкинет, то пусть уплатит 10 сикелей серебра за ее плод.
  5. Если женщина умрет, пусть лишат жизни его дочь.
  6. Если он побьет беременную простолюдинку и она выкинет, то пусть уплатит 5 сикелей серебра.
  7. Если он ударит беременную рабыню знатного человека и она выкинет, то пусть уплатит 2 сикеля серебра.

Общество само определяет, что норма, а что нет. Подобные правила вписывались в понятия вавилонян о справедливости, и с появлением кодекса в царстве установился порядок. До этого люди жили по неопределенным нормам первобытного племени. То, что нам кажется непонятным и диким, было нормальной картиной для вавилонца того времени.

Традиции предков и Нацистская Германия

Термин «Sippenhaftung» переводится как «родственные обязательства». Впервые он появился еще в Средние века среди германских народов. Он подразумевал наказание для семей и кланов (что часто было одним и тем же), члены которых бежали с поля боя, совершали убийство, воровство и прочие правонарушения.

Традицию Сиппенхафтунга решили возродить и в нацистской Германии примерно с 1943 года. Тогда в рядах немецкой армии стали активно распространяться слухи, мол, за проступки будут страдать семьи солдат. В 1943 году это подтвердилось на деле. В концлагерь тогда была отправлена семья Венцеслава Лейсса — дезертира, который бежал с поля боя на Восточном фронте в декабре 1942-го. Жена, двухлетняя дочь, двое братьев, сестра и зять Венцеслава Лейсса были казнены в 1943 году в Заксенхаузене.

Юридически традицию закрепили с июля 1944 года. Тогда Гитлера пытался взорвать немецкий офицер, а Генрих Гиммлер выступил с речью по этому поводу:

«Надо ввести абсолютную ответственность за родственников. Это древний обычай наших предков. Если человек совершает измену, у него испорченная кровь. Она отравлена предательством. Наши предки семью такого человека объявляли вне закона и назначали ему кровную месть. Весь клан уничтожался до единого члена. Так будет и с семьей графа Штауффенберга».

Такая политика находила свое применение в дальнейшем. В основном она применялась в отношении политических врагов и провалившихся командующих. Мотивация, предостережение дезертирства и поддержка порядка — основные цели такой практики. Кстати, Эрвин «Пустынный лис» Роммель — знаменитый немецкий фельдмаршал, которого на родине почитали за героя, — возможно, покончил жизнь самоубийством, чтобы спасти свою семью от концлагеря. Его обвинили в измене.

«Казнь десяти» и истребления семей в Древнем Китае


Китайцы оказались изощреннее тех же германцев. Первые сообщения о наказаниях родственников провинившихся появляются еще до нашей эры в династиях Шань и Чжоу. Под это даже был создан свой термин — «казнь десяти». Настоящего расцвета эта практика достигла с приходом династий Мин и Цин. Смерти тогда подвергались целые семьи, а женщинам предоставлялся выбор: стать рабами или пойти на плаху. Кстати, к вопросу экзекуции китайцы подходили творчески: применялись различные четвертования, казни от 3000 порезов (которые продолжались от 15 минут до 3 суток) и более классические пытки. Термин «Lingchi» как раз-таки обозначал практику медленного нарезания плоти. В основном это наказание применялось за измены. В отдельных случаях казни подвергались не только члены семьи, но и целые политические группировки. Такое произошло с Фан Сяору в 1402 году, чьи ученики, друзья и родственники были уничтожены императором Юнлэ. Но это больше исключение из правил.

Подобные практики берут свои корни из конфуцианства, где провинность одного ставит отметку позора на весь род преступника. Подразумевались даже степени наказания за каждый проступок. Так, под наказание зачастую не попадали дети, ибо считалось, что «потомство не несет в себе греха». Они в большинстве своем становились рабами.

В целом под «казнь деcяти» попадали следующие члены семьи преступника:

  1. Родители.
  2. Бабушки и дедушки.
  3. Дети и их супруги, если они имели их.
  4. Внуки и их супруги.
  5. Братья, сестры и их супруги.
  6. Дяди, тети и их супруги.
  7. Двоюродные братья и их супруги.
  8. Жена преступника.
  9. Родители супруги преступника.
  10. Сам преступник.

Такие практики часто становились достоянием общественности. Основная цель — устрашить народ и сохранить порядок. В 1905 году «казнь десяти» была официально отменена.

Три поколения страданий в Северной Корее


Своя жесть сейчас имеется в Северной Корее. Там со времен Ким Ир Сена действует закон «трех поколений». Согласно ему, человека, который обвинен в политическом преступлении (самом страшном с точки зрения власти), ссылают на каторгу либо казнят. Вместе с ним будет страдать и его семья.

В северокорейском обществе действует система «сонбун», которая подразумевает деление граждан на три слоя: «основной», «колеблющийся» и «враждебный». Семья обвиненного моментально теряет в статусе и становится «враждебной». Ее члены не могут пойти в армию, поступать в колледжи и вузы. Также им закрыта дорога в Пхеньян и Кэсон — экономические центры Северной Кореи. У «враждебных» ничтожные шансы получить любую работу — с ними попросту никто не хочет связываться. В итоге члены таких семей вынуждены влачить жалкое существование на протяжении трех поколений. Практика была введена в 1948 году и действует по сей день. Основная цель — поддержать порядок и устрашить население.

Медведи-людоеды и запрет на смерть в Лонгйире


Лонгйир — самое северное поселение современной Норвегии. Там проживает более 2000 человек, а в окрестностях водятся белые медведи. С марта по октябрь солнце не заходит за горизонт, а зимой город погружен в темноту. Чтобы не забыть, как выглядит солнце, дети рисуют его и клеят на окна. Однажды тут даже нашли гигантского плезиозавра длиной в 10-13 метров и весом в 45 тонн. А еще место славится тем, что на территории Лонгйира действует закон, запрещающий человеку умирать.

В начале 20 века жителей поселения начала косить бушевавшая в Европе испанка. Под это дело пришлось выкопать кладбище, и умерших стали хоронить там. Вскоре место захоронения нашли белые медведи, которые не упускали случая полакомиться человечиной. В результате дикие животные стали стягиваться ближе к поселению и нападать на местных жителей. Хоронить трупы в Лонгйире прекратили только в середине 20 века.

Суровый климат, удаленность от цивилизации и отказывающие разлагаться тела — основные причины ввода этого негуманного на первый взгляд закона. Если ты серьезно заболеешь на территории архипелага, тебя, скорее всего, самолетом доставят на большую землю. Это если будет возможность — не забывай про климат и вечную мерзлоту. В противном случае будешь терпеть несчастья и болезни. Кстати, выходить за пределы поселка очень опасно. Учителя со школьниками, егеря и шахтеры всегда покидают поселение с оружием. Белый медведь — животное опасное. Не забудь напомнить ему про запрет на смерть, когда встретишь его. Вообще, если действительно угораздит погибнуть тут, то твой холодный труп так или иначе отправится для захоронения куда-нибудь за пределы Лонгйира.

Загрузить еще