Дизайнерская солянка: как россияне обустраивают интерьер
Человек стремится к красоте и комфорту. Начиная от собственного внешнего вида и заканчивая убранством дома. В чистые, ухоженные помещения хочется возвращаться. В таких пространствах приятно как отдыхать, так и работать. Мы по-разному занимаемся обустройством зон, в которых проводим много времени, однако не всегда придерживаемся фундаментальных правил хорошего тона. У некоторых людей отсутствует критическое мышление и собственное мнение, благодаря чему они успешно (нет) заимствуют чужие идеи. Поговорим о том, как в наших квартирах появлялись странные предметы интерьера.
У нас все по фэншую
Некоторые любители Востока стремятся обозначить свою вовлеченность в тему. После развала СССР граждане России стали, захлебываясь, черпать культуру стран: музыка, товары, а также предметы интерьера. В нулевые годы развивалась даосская традиция символического освоения пространства — фэншуй. Многие «знатоки» троллят фанатов Востока тем, что изначально термином обозначали культуру организации могил. Однако это лишь часть правды, так как практика подразумевает освоение любого места: от кладбищ до домов.
Русский фэншуй поражает. Любители восточных традиций наделяют магическими свойствами купленные на рынке фигурки Будды, денежные деревья и прочий сувенирный хлам. Отдельного внимания заслуживают бумажные фонарики и коврики, разбросанные по всей квартире. Некоторые превращают свои 33 квадратных метра в ботанические сады, заставляя все пространство растениями. Это идет вразрез с основными понятиями этой концепции: правильное разграничение территории. Если ты притащишь в спальню огромного дракона, энергии ци в твоей хрущевке не прибавится. К слову, в славянской традиции существовала подобная практика, однако она не систематизирована. Наши праотцы интуитивно разграничивали избу по понятиям энергетического комфорта не хуже даосистов.
Дом-чайхана
Ты не раз сталкивался с традицией вывешивать ковер на стену. Это своеобразная отсылка к культуре Ближнего Востока, которая появилась в России задолго до коммунистов. Однако именно в СССР паласы начали плодиться почкованием и разбегаться по стенам советских граждан.
Родилась практика еще во времена Империи. В богатых домах на стены вывешивались ковры, а поверх них — сабли, стрелковое оружие. Это отголоски турецких обычаев. Особенно часто явление встречалось у офицеров, которые проходили службу на Кавказе. И в этом не было ничего зазорного. Дорогой ковер — символ богатства, который вешали вместо картин. Кстати, восточные народы зашифровывали геометрическими узорами целые сюжеты, которые непосвященный человек не поймет.
Однако вернемся в СССР. Здесь влияние оказало безграничное соседство сотен народов. В массовое использование практика попала благодаря странам Закавказья и Средней Азии. Здесь прялось огромное количество ковров, отсюда и пошла традиция вешать их на стены в хрущевках. Однако в этой истории есть один нюанс. Настоящее произведение искусства, сотканное в солнечных республиках, стоило больших денег. Поэтому наши бабушки вывешивали бюджетные варианты с изображением лесов, оленей и лугов. Забавно, что таким образом экономили на обоях. Повесил «Утро в сосновом лесу», поставил антресоль и прикрыл таким образом голые стены. Кстати, палас на стене повышал шумоизоляцию и сохранял тепло в квартире — отсюда и заблуждение, что ковры изначально вешали именно для этого. Видимо те, у кого нет ковра, начали хейт в сторону прекрасной традиции из-за зависти. Иначе не объяснить троллинг столь полезного обычая.
Переезжаем в сафари
Еще одно популярное заимствование — африканские и папуасские маски на стенах. Можно только догадываться, как они попали в российские дома. Однако, скорее всего, из Европы — здесь они оказались в XX веке. Тогда застоявшиеся традиции искусства пришли спасать Пикассо, Матисс, Гоген — творцы тщательно ознакомились с произведениями африканских народов, а их интерес, видимо, распространился на всю остальную Европу.
В отечественных квартирах маски стали появляться после распада Советов. Точно так же, как и традиции фэншуя, в интерьер просочились элементы африканской культуры. Коллекционеры делают из своих домов целые музеи. Однако уют в доме пропадает, когда на тебя со стены смотрят 15 страшных оскаленных лиц в боевом раскрасе. Зато другу с таким увлечением легко найти подарок. Основная цель такого презента — принести радость в дом. Кстати, особо суеверные считают, что неправильная маска способна сделать так, что ее владелец станет несчастным. Вот выжимка с этно-сайта, где рассказывается о пользе применения сувенира:
«Но тем, кто периодически заглядывает в гороскоп или точно знает, как должны быть развешаны в доме зеркала в согласии с течением фэншуй, явно пригодится знание, как правильно разместить этнические маски в декоре интерьера».
Обрати внимание, какая смесь: гороскоп, фэншуй, папуасы. В этом вся прелесть нашего менталитета: намешать всего и побольше. Плевать на историю вопроса и без разницы, что смысл непонятен, — главное, чтобы сложно и красиво. А остальное и додумать можно.
Барокко, рококо и ко-ко-ко
Некоторые жители России живут по принципу «чем богаче, тем лучше». Еще в советское время, когда квартиры и мебель в них были одинаковыми, люди стремились выделиться с помощью аляповатых люстр и коллекции посуды, с которой запрещалось есть под страхом смерти. В 90-е на смену погоне за дефицитными товарами пришла эпоха барского размаха: в домах обеспеченных людей появились шторы-пылесборники из красного бархата, кожаные диваны, стеклянные шахматы и лепнина. «Хорошим тоном» считались также картины в позолоченных багетах и всевозможные ангелки. И побольше.
Секрет успеха, по мнению таких людей, прост: надо смешать в оформлении дома все знакомые стили. Некоторые ставят камины, а сверху вещают телевизоры размером с турецкий ковер (он, кстати, тоже может висеть неподалеку). Возможно, это филиалы питерских музеев — откуда нам, простолюдинам, знать. Вишенка на торте — стеллаж с коньяками, виски и прочими алкогольными напитками из разряда люкс.
Евроремонт в стиле нулевых
Пожалуй, самое распространенное явление в оформлении жилища. Чаще всего квартиры. Люди, которые получили возможность посмотреть на прелести зарубежной жизни, по возвращении домой жаждали сделать ремонт по европейскому стандарту. На смену румынской стенке пришли арки и перегородки, которые ставились просто ради наличия. Пространство кухни увеличивалось путем соединения ее с балконом, что было здравым решением ввиду маленькой площади квартиры. Также в обиход вошли дешевые душевые кабинки с массажными установками, подсветками и радио, которое настраивается полчаса и в итоге не работает. В целом евроремонт стал важной частью эволюции домов россиян. Понемногу наши соотечественники учились на своих ошибках.