Как тут жить

Эльф и Петров: день Святого Патрика в Москве

Алексей Катков Алексей Катков
Юбилейный парад любителей Ирландской культуры прошел на Арбате. Гномов, эльфов и фриков полиция не задерживала.

Вчера в Москве прошло юбилейное, 20-епо счету празднование Дня Святого Патрика, одного из самых загадочных, прочно осевших в больших российских городах торжеств, и чуть ли не единственного импортного. Уже 20 лет центральная улица Москвы отдается на откуп леприконам, феям, волынщикам, бродячим циркам, героям ирландского эпоса, взводам крепких парней, отождествляющих себя с ближайшим резервом I.R.A., собачникам из числа любителей ирландских волкодавов и простым горожанам. Уникальность праздника в формате столицы, дюже удаленного от Дублина государства, еще и в том, что при бывшем мэре Юрии Лужкове праздник был приближен к рамкам общегородского. В этих целях много лет перегораживалась на несколько часов одна из главных автомобильных артерий города — улица Новый Арбат, где все эти годы (за исключением нескольких последних годов) проходил парад — карнавал с платформами, концертом и ряжеными, посвященный Дню Святого Патрика.

Всем известно, что для того, чтобы что-нибудь перегородить в Москве, надо иметь некий масштабный социальный статус, одобренный сильными мира сего. То ли Юрий Михайлович Лужков, большой друг всех ирландцев, таким способом придавал столице либерально-европейский оттенок взамен полного табу на проведение гей-парада, то ли это дань экстравагантности на фоне номенклатурного образа бывшего градоначальника… Черт его знает!

При том, что ирландские диаспоры в мире по историческому размаху входят в пятерку самых значимых, но допустим, украинцев и армян в России в тысячи раз больше. Но ни Ивана Купала ни Терендез как-то не получили такого распространения в кругах неэтнической творческой молодежи и творческой же интеллигенции. При этом Юрию Михайловичу надо было сохранять лицо, несмотря на хмурые взгляды функционеров РПЦ, которые стоят на страже корпоративных интересов и не очень приветствуют масштабные акции, даже вскользь окрашенные цветами христиан иных деноминаций. Но то ли оттенок праздника явно не носил никакого церковно-политического характера, то ли это толика демонстративной толерантности РПЦ. Короче, тема прокатывала и даже получила постоянное место в длинном перечне торжеств города, где мы с вами и проживаем.

Прошлый, 2011-й год ознаменовался сменой городского головы и в замешательстве переходного времени вся тусовка под флагом трилистника оказалась за бортом санкции на проведение праздника. Правда, это не помешало завсегдатаям провести альтернативное шествие на Старом Арбате под недружелюбными, но сдержанными взглядами правоохранительных органов, число которых было сравнимо с числом шествующих. Тогда, еще милиция, по средствам матюгальника призывала собравшихся не кучковаться, отказаться от публичной демонстрации флагов Ирландии и атрибутики праздника, дабы не быть обвиненными в несанкционированном шествии. Пара горячих голов все же получили место в ПАЗиках, но к счастью, серым начальникам не пришло в голову тотально начать забивать автозаки феями и гномами. Хороши бы они были в глазах общественности?!

Молодые люди не давали повода смотрителям порядка достать дубинки или принять иные репрессивные методы. Колонна дважды дала круг по обоим Арбатам, не нарушая движения и покоя других граждан, после чего рассеялась по окрестным барам, скверам и квартирам. Год 2012-й частично восстановил историческую справедливость.

Мэрия, несмотря на напряженный график московских митингов, в последнее время имеющих все более скандальный шлейф, не стала противиться проведению дня Святого Патрика на Старом Арбате. Творческие объединения любителей кельтской культуры, при поддержке посольства Ирландии и фирм спонсоров получили необходимое разрешение на трехчасовое шествие и сцену. Органы правопорядка сработали профессионально: провалились сквозь землю и не мешали общему веселью, выступлению творческих коллективов и доминирующему, зелено-бело-оранжевому настроению. Так бы всегда. За много лет проведения День Святого Патрика ни разу не был омрачен какой-нибудь отвратительной выходкой или пьяными дебошами. Разве кто с ходуль свалится под общий хохот. Тут нет политики, нет вождей, нет ненависти. Люди просто счастливы в кругу единомышленников. Рады солнцу, цвету, песне, танцу. Хотя толком сказать, что празднуют — никто не может. Подсознательно, видимо — приход весны, как символ новой жизни, любви и общности нормальных людей.

Каковы же точки соприкосновения нашей русской ментальности и этого праздника, одного из самых удаленных от Российской Федерации европейского государства? Самое простое объяснение звучит так: мол, мы, русские, также, как и ирландцы любим попеть, попить и подраться. Вспомнить ратные подвиги предков, воспеть красоту наших женщин, подшутить над соседями. И этот тезис имеет свою логику. Но самое главное это то, что Ирландия для кого-то явно, для кого-то подсознательно олицетворяет собой свободу! Свободные от политических и социальных ошейников и предрассудков люди это тонко чувствуют.

Ирландия — единственное государство, отстоявшее право на независимость от всемогущей британской короны после нескольких веков борьбы. И незаживающая рана в виде Северной Ирландии до сих пор является символом несгибаемого духа этого народа. Ирландия никогда не была богата, а значит существует некий ореол равенства и согласия внутри ирландского общества, а это — образ идеальной социальной модели. Мы небогаты, но мы вместе. Ирландец ирландца не бросит, если что. Это ли не модель национальной идеи, которую мы столько лет понимаем, но не можем сформулировать?

Загрузить еще