Как тут жить

Эпилепсия и разврат: мрачные тайны детского Ютуба

Алина Исаева Алина Исаева
Кто заставляет Эльзу рожать от Человека-паука и выдает восьмилетних девочек замуж.

Для молодых матерей YouTube стал универсальным средством спасения от детских истерик. Популярный видеохостинг предлагает тонны яркого контента для детей, которые маниакально залипают в экраны смартфона, позволяя родителям отвлечься и хоть ненадолго насладиться тишиной. Часто подобные ролики позиционируются как познавательные, однако даже если мать включает своему ребенку обучающее видео про счет, то нет гарантии, что алгоритмы YouTube через какое-то время не выведут его на контент, о котором мы расскажем сегодня.

Тошнота от радуги


Если посмотреть на изобилие детского видеоконтента, то с виду все выглядит здорово: куклы, сладости, игрушки, счастливые малыши и музыкальные мультфильмы, которые учат детей считать. Но это лишь на первый взгляд. Стоит открыть любой из этих роликов — и можно ужаснуться от тошнотворного обилия ярких цветов, быстро сменяющих друг друга кадров, писклявых детских голосов и повторяющихся песенок про «Here I am here I am how do you do». Детям это, разумеется, нравится: приторный визуал и назойливая музыка их завораживают. Большинство родителей отмечают подобный эффект и от телевизионной рекламы. Интересно было бы сосчитать, сколько годовалой ребятни залипает с открытыми ртами на магнитовское «Скре-пы-ши, смотри и повторяй, как я скрепляю».

Но все бы ничего, если бы вся сомнительность детского YouTube заключалась в аудиовизуальной перегрузке, которую несет в себе каждый ролик. Если проанализировать детский контент, то становится понятно, что он куда менее безобиден, чем может показаться. Но обо всем по порядку.

Сюр, бессмыслица и тонущие автобусы

Для начала пройдемся по мультипликационному контенту, который предлагает детям популярный видеохостинг. На ребенка очень сложно надеть наушники, поэтому каждый родитель, который оставлял своего отпрыска на попечение смартфона, слышал эти застревающие в памяти, мерзко повторяющиеся песенки: «Daddy-finger, daddy-finger, where are you?» и так далее. Жаль, что не каждого из них заботит видеоряд, который все это сопровождает.

Достаточно углубиться на один-два ролика, которые предлагает YouTube в разделе рекомендаций, чтобы ощутить на себе всю мощь этой адской машины. Например, канал Kids TV — Nursery Rhymes And Baby Songs. У него почти 14 миллионов подписчиков, и весь набор контента состоит из различных песенок с пометкой nursery rhyme — «детские потешки», которые положены на бессмысленный видеоряд из мультфильмов про животных и детей. Один из самых популярных роликов — Kaboochi | Dance Song For Kids — 37 миллионов просмотров. Несколько младенцев, переодетых в костюмы пожарных, полицейских и врачей, танцуют под музыку и выкрикивают: «Кабучи!» Фон танцпола при этом пестрит настолько кислотно и резко, что от просмотра физически начинает подташнивать.

Другой канал с заметно меньшим количеством подписчиков — Sharksons Official — предлагает нам ролик Accidents HAPPEN!! — 48 миллионов просмотров. Это час нарезки из различных анимационных скетчей без особого сюжета. Сначала нам показывают антропоморфных котят, которые болеют, потом детей, которые тоже болеют, но уже идут на прием к доктору. Потом внезапно появляется что-то более захватывающее: школьный автобус, в котором едут двое детей, свинья и баран, внезапно сворачивает с дороги на пирс и падает в воду. Достигнув дна, он транфсормируется в подобие батискафа. Пассажиры весело пародируют подводных обитателей, но потом их начинают преследовать акулы. Автобус выныривает из воды и продолжает движение по дороге. В общем-то, все, дальше начинается мультфильм про уток. Спустя какое-то время еще один похожий скетч: девочка, которую мы уже видели в подводном автобусе, явно подсела на антидепрессанты после незапланированного погружения и теперь мучается галлюцинациями: она плывет по реке в чем-то, напоминающем кухонную миску, и видит на берегу огромные мухоморы на фоне фиолетового неба. На другой стороне — радужные вертушки в виде ветряных мельниц. Следом её взору предстают огромные кексы и рожки мороженого с окнами и дверьми. Из окон ей машут панда, овца, которая тоже была пассажиром злосчастного автобуса, звезда с бантиком и уродливый лысый паук. После этого девочка поднимается вверх по радуге. Кто-то еще хочет высказаться о тупости и вредоносности мультфильмов Disney?

Подобным контентом, наверное, никто бы не заинтересовался, если бы не отдельные его образцы, завирусившиеся в сети. Например, ролик с орущим на тебя названием LEARN COLORS MOTRCYCLE on JETSKI BOATS & BMX BIKES. Почти 18 миллионов просмотров. Включаем и смотрим: вода, на пирсе в ряд стоят моторные лодки и мотоциклы. Тут явно намечается гонка. Тебя удивили мотоциклы? Тогда как тебе водители: два Капитана Америки, два Человека-паука, Шрек, два аниматроника-медведя из серии игр Five Nights at Freddy’s, два Супермена, Зеленый Фонарь, Халк и Грут. Сначала немного времени уделим образованию: нам перечисляют цвета транспортных средств. Дальше начинается эпичное сражение: экипажи по очереди преодолевают кучу препятствий, чтобы пересесть на трактор с ковшом, закинуть кучу цветных велосипедов в самосвал, съехать на нем с гигантской лестницы сквозь огромные шары для боулинга и… сорваться в воду. Это повторяется несколько раз. Подобные «шедевры» дешевой 3D-анимации — очень популярный жанр на детском YouTube. Миллионы просмотров набирают кривые пародии на Angry Birds от канала FunVideoTV, где Злых птиц и их врагов свиней скрещивают с Железным Человеком, магистром Йодой, орками и другими популярными в масс-культе персонажами. В этих роликах птицы и свиньи дерутся, избивают друг друга и разрушают все вокруг. Ну и танцуют иногда.

Найти что-то действительно полезное и стоящее родителям будет сложно: даже если собственноручно отобрать подходящие видеоролики для своего ребенка и оставить его наедине с безопасным плейлистом, YouTube обязательно предложит ему что-то, похожее на то, что мы описали выше, — такой контент набирает миллионы просмотров и автоматически выводится в тренды и рекомендации. Ребенок будет блуждать по приложению и самостоятельно доберется до того, что ему видеть не стоит. В лучшем случае видео будет просто бессмысленным и абсурдным. А в худшем…

Беременность, дерьмо и Человек-паук


Другая опасная разновидность детского контента получила жанровое название — эльзагейт. Это видеоролики для детей — как анимированные, так и отыгранные актерами — с подозрительно взрослой тематикой и откровенным налетом фетишизма: беременность, аборты, бондаж и связывание, испражнения, игра в стоматологов и хирургов. Героями таких роликов чаще всего становятся Эльза из мультфильма «Холодное Сердце», Человек-паук, Джокер и прочие персонажи популярных франшиз.

Родителей, застукавших своих детей за просмотром подобного трэша, возмутила политика YouTube, который позволял этим роликам попадать в тренды. В западном мире развернулась активная кампания по борьбе с эльзагейт-контентом. Проблема дошла до высших кругов американского истеблишмента: в Конгрессе США состоялись слушания на эту тему, и администрации YouTube пришлось принять меры: большинство каналов были заблокированы в 2017 году. Однако найти такой контент все еще можно: например, ролик Spiderman & Frozen Elsa POO COLORED BALLS на канале SuperHeroes Compilation. У видео 3 миллиона просмотров, и название не врет: там Эльза и Человек-паук действительно испражняются цветными шариками. При этом они явно изображены как пара: живут вместе в одном доме, а огромный живот Эльзы намекает на то, что она беременна. На этом же канале есть ролик Frozen Elsa Breaks her Arm Spiderman: поначалу все безобидно, Эльза сломала руку, упав с качели, и доктор наложил ей гипс. После этого она решает поиграть с детьми в мяч, и ей как следует прилетает по челюсти. Нам крупным планом показывают изуродованные зубы (ясно, что это маскарадная капа, но выглядит все равно жутко). За всем этим наблюдает мужик в кошмарной маске Джокера, который бежит к доктору, лечившему руку принцессы (это зеленый Человек-паук, если что), вырубает его гигантским чупа-чупсом, связывает, запирает в кладовке и поджидает отмороженную дамочку, надев медицинский халат. А далее начинается сущий фетишизм: Джокер засовывает в рот Эльзе гигантский шприц, раздувает ее щеки садовым пылесосом, ковыряет в зубах паяльником. Напомним, что это — контент для детей.

Мам, купи

Не меньшую опасность для маленьких зрителей представляет и контент, который с виду выглядит очень безобидно: детские видеоблоги. Подобное творчество постоянно попадает в тренды YouTube и набирает огромное количество просмотров, и если сумасшедшие мультфильмы с разноцветными супергероями и тонущими автобусами интересны, скорее, аудитории ясельного возраста, то детские блоги с удовольствием смотрят дети 4-6 лет. Они уже умеют говорить, логически мыслить, активно познают социум и его законы. Однако фильтровать информацию на предмет вреда и пользы им пока что очень сложно: дети в этом возрасте открыты и невероятно внушаемы.

Что они видят, когда открывают детский YouTube? Первое, что бросается в глаза, — обилие дорогущих игрушек и сладостей, парки развлечений и роскошные детские спальни. Серьезно, даже будучи взрослым человеком, ловишь себя на мысли, что лет 20 назад удавился бы за 1/3 того, что тут показывают. Частенько в детских блогах устраивают анбоксинг целой коробки киндер-сюрпризов, пилят обзоры на кукол и машинки или устраивают челленджи с мешком огромных мармеладных червей. Реакция ребенка предсказуема: он начинает завидовать детям, у которых есть все эти сказочные по детским меркам сокровища. Не стоит удивляться, если после просмотра подобных роликов у ребенка резко вырастет планка запросов: мама, мне нужен именно такой самосвал, именно такой набор Play Doh, куклы Барби из самой последней коллекции. А еще я хочу не один киндер, а целую коробку.

Смущает также тот факт, что в популярных детских блогах можно найти совсем не детские подтексты. Например, SuperSofi, у которой почти 2 миллиона подписчиков, постоянно увязывает свои ролики с женитьбой. На канале этой милой девочки, которой на вид лет 7, есть десятиминутный ролик с полноценной свадьбой — Super Magic Party. Начинается все со сцены выездной регистрации где-то в загородном коттедже: у арки-алтаря стоит мужчина в костюме католического священника и «жених» — мальчик ее возраста. Вокруг гости и фотографы, к алтарю СуперСофи ведут две маленькие подружки в розовых платьицах, которые держат длинную фату. Потом нам показывают процедуру приготовлений к торжеству: накрашенная девочка, у которой выпали все передние молочные зубы, радостно говорит: «Ребята, скоро моя свадьба! За спиной у меня висит самое крутое платье!» Вокруг «невесты» скачут три взрослые женщины, которые делают ей прическу, педикюр, поправляют макияж. «Жених» надевает строгий костюм и игриво подмигивает оператору. Далее — нарезка типичных свадебных подсъемок: малолетние «молодожены» обмениваются кольцами, садятся в лимузин, куда-то едут, потом танцуют медленный танец на мосту. Смотрится это противоестественно и дико, даже не хочется спрашивать, что было на уме у родителей, которые организовывали весь этот цирк. У видео есть продолжение: новобрачные распаковывают свадебные подарки, при этом капризничают, кривляются, кричат и пищат. В этом видео, кстати, выясняется, что новоиспеченный «муж» практически не умеет читать.

СуперСофи не единожды выходила замуж в своих роликах: на ее канале есть несколько видео, где девочка обыгрывает сказки про Золушку, Рапунцель и других принцесс и с удовольствием становится чьей-то женой. Причем акцент сделан не на сказочном сюжете и теме принцесс, как можно было бы подумать, а именно на свадьбе. На других каналах с похожей тематикой есть ролики, в которых маленькие девочки также выходят замуж, а после изображаются уставшими и недовольными матерями кукол, стоящими у игрушечной плиты. Стоит ли говорить о вреде такого контента для детей? Им не только прививают нездоровый в столь юном возрасте интерес к теме брака и беременности, но еще и навязывают токсичные паттерны мышления. От одних роликов складывается впечатление, что цель жизни любой девочки с самого детства — выйти замуж и окружить себя розовой роскошью, а от других, что счастливая невеста = несчастная домохозяйка через год.

Кому это нужно?


Очевидно, что подобные ролики не только не несут в себе никакой пользы для детей, но и могут навредить их уязвимой психике. Напрашивается вопрос: можно ли избавиться от такого контента? Ответ неутешителен: вряд ли это возможно, поскольку в индустрии детского YouTube замешаны деньги, в которых заинтересованы сразу три стороны: сам видехостинг, его рекламодатели и контент-мейкеры. По подсчетам руководителей партнерских программ, стоимость одной тысячи просмотров в СНГ — от 0,40 до 2,00 доллара. То есть 1 миллион просмотров — и у тебя в кармане примерно 20.000 рублей, а это неплохая прибавка к зарплате. Реклама на Западе стоит в разы дороже, поэтому многие детские каналы ориентируются на мировую аудиторию, чтобы получать прибыль от просмотров за рубежом.

Получается замкнутый круг: спрос на детский контент создают родители, которые собственноручно отдают детям свои телефоны, чтобы освободить полчаса для релаксации или домашних дел. Фильтрация качества этого контента становится невозможной из-за алгоритмов работы хостинга, поэтому через какое-то время родители обнаруживают негативные последствия. Однако из-за того, что спрос весьма устойчив, владельцам YouTube попросту невыгодно очищать платформу от роликов, которые набирают миллионы просмотров. Даже в истории с откровенно опасным эльзагейтом пришлось добиваться вмешательства властей, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.

Выход из ситуации один: чем позже в руки ребенка попадет смартфон с приложением YouTube, тем лучше. Еще лучше — включить ему канал Disney, ну или Мультимузыку в конце концов.

Загрузить еще