Мы в этом живем

Как Кодзима: делают ли в России хорошие игры

Алина Исаева Алина Исаева
Отвечаем на вопрос: умеют ли у нас делать видеоигры и знают ли об этом за рубежом.

Разработчики видеоигр создают миры, в которых каждый из нас получает возможность ненадолго стать сильнее, круче, сексуальнее, самоутвердиться и побыть лучшей версией себя. И мы готовы платить им за это огромные деньги — обороты игровой индустрии растут с каждым годом на миллиарды долларов. И, конечно, как и в любой сфере, среди разработчиков видеоигр есть титаны, с которыми сложно тягаться любому представителю рынка: Blizzard, Quantic Dream, Electronic Arts, Ubisoft… Казалось бы, есть ли на этом Олимпе место для наших соотечественников? Сюрприз: да, и еще какое.

Портрет на фоне эпохи: как выглядит отечественная индустрия игр


В целом рынок видеоигр сегодня подразделяется на несколько больших сегментов:

  • игры для PC;
  • игры для консолей;
  • браузерные/социальные игры;
  • мобильные игры.

В России и СНГ картина индустрии не отличается уникальностью. Есть два титана-издателя, которые заняли абсолютное первенство на рынке. Это Softclub, подведомственный 1С, и всемогущий Mail.ru Group. Сферы их влияния не пересекаются: Softclub — монополист, который занимается локализацией и дистрибуцией зарубежных игр на ПК и консоли, с ними сотрудничают крупнейшие разработчики. Благодаря Softclub мы услышали легендарное геральтовское «‎шевелись, Плотва» в исполнении Кузнецова. Корпорация подарила русскому комьюнити Call of Duty, Sims, FIFA, World of Warcraft и другие проекты. Softclub купили Буку, разорили Руссобит-М и Акеллу, которые, в отличие от них, несколько раз выступали как самобытные разработчики. Под натиском 1C выстояли лишь Новый Диск и Alawar — последние специализируются на дешевых казуальных и инди-играх, поэтому корпорация не сочла их своими конкурентами.

Mail.ru Group — компания, на совести которой открытки из Одноклассников. Их сегмент рынка — браузерные игры, в основном MMORPG, многопользовательские игровые вселенные. Яркие примеры: созданная русской компанией Nival игра ‎Аллоды Онлайн, а также шутер Warface, реклама которого всем надоедала пару лет назад. Это наиболее нашумевшие проекты, но Mail.ru Group также издает и разрабатывает всевозможные мини-игрушки вроде клонов Моей Фермы и Тетриса, в которые залипает каждая вторая бухгалтерша и любой офисный служащий в общественном транспорте.

Русские разработчики

Российский сегмент в индустрии, конечно, не самый передовой и успешный, если сравнивать с США или Японией, однако и аутсайдерами нас назвать язык не повернется. Сфера разработки видеоигр в нашей стране развивается с начала нулевых — и заметные проекты в ней были.

Nival

Начнем с ветеранов индустрии, которые вышли на рынок в далеком 1996 году. Nival повидал все, и что самое интересное, выжил и продолжает работать. Их профиль — стратегии, в основном со стандартными фэнтези-сеттингами, которые в 90-х и нулевых еще не успели всем надоесть: Демиурги, Prime World и трилогия Аллоды, которая потом переродилась в онлайн-RPG. В истории Nival есть одна действительно примечательная страница: они стали частью легендарной серии игр, разработав Heroes of Might and Magic V и два дополнения к ней. Издателем выступила французская компания Ubisoft. К концу 2007 года мировые продажи игры превысили 2 млн. копий. Пятые Герои озолотили компанию: Nival заработал на проекте около 10 млн. долларов.

Ice-Pick Lodge


Не путать с одноименной группой. Эта русская студия, основанная в 2002 году, создавала поистине мозговыносящие проекты. Их первая игра — Мор (Утопия) — завораживающий нелинейный квест о смертоносной эпидемии Песочной язвы, которая стремительно уничтожает Город. Гнетущая, мрачная атмосфера, проработанные детали и общий узор игры пугают и затягивают. Как ни странно, проект был холодно принят критиками, но высоко оценен пользователями, которые после выхода разгромной рецензии от Игромании забросали редакцию гневными письмами. В мае этого года Мор переиздали в улучшенном, причесанном виде на ПК и консоли.

Другой запоминающийся проект студии — Тургор — игра, на коробке которой были очень кликбейтные и заманчивые скриншоты с полуобнаженными красотками. Но на деле оказывалось, что это не типичная объективистская RPG: пройти Тургор практически нереально, а понять еще сложнее. Это сложнейший артхаусный квест, который сами авторы позиционируют как произведение искусства, а не игру.

Игрок оказывается в мире под названием Промежуток, который населен прекрасными Сестрами, агрессивными Братьями и другими существами. В центре вселенной — Цвет и Лимфа — главный источник питания и жизни в Промежутке. Герой должен выбраться, и в игре возможно несколько сценариев финала: спастись из Промежутка самому, пожертвовать собой ради спасения одной из Сестер или остаться здесь.

Расшифровывать метафоры и смыслы, заложенные в игре, разработчики отказались, оставив это занятие геймерам. Еще один интересный проект, который померк на фоне других инди-хорроров, — Knock-Knock — игра, опередившая Стива Габри с его Sally Face: полусумасшедший герой и таинственный дом, где творится бесовщина и сюр. Ужасно обидно, что столь талантливая игра была проигнорирована мировым сообществом и раскритикована за «‎монотонность геймплея» и «‎неясное объяснение сюжета».

Saber Interactive

Это русско-американская студия, офисы которой разбросаны по всему миру. Прославилась довольно качественными и масштабными проектами для ПК и консолей, в основном FPS и TPS игры с элементами хоррора и научной фантастики. Самые заметные из них — Halo: Combat Evolved, TimeShift, Inversion и Quake Champions, разработанная совместно с id Software под издательством Bethesda Softworks. Все игры студии отличают продуманные сюжеты, неплохой графон и эмоциональная динамика. Saber Interactive приложила руку и к франшизе «‎Ведьмак»: они портировали «‎Дикую Охоту» на Nintendo Switch. В общем, на мировой геймерской арене ребята свой след оставили.

Battlestate games

Еще одна интересная русская группа разработчиков, которая выпустила онлайн-шутер Escape from Tarkov, — помесь ArmA и S.T.A.L.K.E.R в локациях футуристической России, охваченной войной. У них получилась довольно качественная RPG c ММО элементами. Игрока ждут руинированные здания, рейды, ожесточенные схватки с бандитами, разнообразный лут, торговцы и, что немаловажно, реалистичная механика боя: при стрельбе приходится учитывать законы баллистики и считаться с тем, что оружие, как в реальности, иногда перегревается и клинит. Сделано на совесть, достойно и умело.

Warm Lamp Games


Внутренняя студия выжившей на беспощадном российском рынке компании Alawar. Небольшая команда и относительно скромные по меркам индустрии бюджеты не помешали ей создать действительно качественную игру — образцовую в своем жанре. Beholder — двумерная инди-адвенчура, в которой игроку предстоит погрузиться в мир мрачного тоталитарного государства, постоянного саспенса, интриг и моральных противоречий. Главный герой — чиновник-интендант, обслуживающий жильцов многоквартирного дома и шпионящий за ними, выявляет нарушителей установленного в мире игры порядка и докладывает своему руководству. Придется сталкиваться со сложными эмоциональными дилеммами, поскольку выбор того или иного действия влияет на ход игры и ее концовку. Среди несомненных достоинств Beholder — стильная, атмосферная графика, запутанный сюжет, целостный и продуманный лор. Игра получила заслуженное международное признание в среде независимых разработчиков.

Mundfish

Завершаем подборку русских разработчиков на очень амбициозной ноте. В 2016 году команда из трех программистов — Максима Зацепина, Евгении Седовой и Артёма Галеева — основала студию, которая взорвала интернет захватывающим трейлером приключенческого боевика Atomic Heart — с жуткими андроидами и смачно матерящимся КГБшником в заброшенной советской лаборатории. Вырисовывается этакий Detroit: Become Human по-советски: действие игры происходит в альтернативном будущем, где при развитом социализме изобрели человекоподобных роботов, вышедших из-под контроля. Трейлер произвел фурор, ведущие игровые издания уже успели сравнить проект с Fallout, а русское комьюнити с замиранием сердец ждет серьезный ААА-тайтл, которых уже давно не было на отечественном рынке. Станет Mundfish «‎паровозиком, который смог» или же нас в очередной раз ждет большое разочарование — покажет время. Однако все предпосылки для успеха есть: с прошлого года разработчики сотрудничают с американским титаном Nvidia, которые, на секундочку, сами предложили им контракт.

Индустрия в лицах

Авангард мировой гейминдустрии — это не только студии, но еще и конкретные персоны. Гейб Ньюэлл, Кагэмаса Козуки, Майк Морхейм и другие известные на весь мир люди, которые заработали на нашей страсти к играм миллиарды. Есть ли фигуры подобного масштаба в РФ? Вопрос неоднозначный.

Николай Барышников


Руководитель игрового направления 1С, президент компании Бука.

В 2005 году британский журнал PC Gamer назвал Барышникова одним из самых влиятельных людей в мировой индустрии игр. Николай начал свою карьеру в 1С в 1999 году, после чего возглавил отдел лицензирования и продвижения игровых программ. Под руководством Барышникова в Европе, Соединенных штатах и Китае успешно продвигались такие русские игры, как ИЛ-2 Штурмовик: Крылатые хищники, В тылу врага, Дальнобойщики (кстати, концепция этого симулятора была взята за основу другими разработчиками — сейчас популярен Euro Truck). Барышников, вне всякого сомнения, персонаж в мировом масштабе очень видный и уважаемый.

Алиса Чумаченко

Основательница Game Insight, создательница платформы Gosu.ai.

Алиса — королева русского IT-стартапа и девушка, подчинившая искусственный интеллект. В 2010 году Алиса основала компанию Game Insight, которая занималась разработкой и запуском игр для смартфонов и социальных сетей. Успешная предпринимательница, лидер от природы, Алиса объединила талантливых программистов и открыла офисы компании сначала в России и США, а после — в Литве, поскольку это было выгоднее для укрепления позиций на рынке. В 2016 году Чумаченко покинула основанную ею компанию, вложив силы и финансы в новый стартап — Gosu.ai, платформу для тренировки геймеров на базе искусственного интеллекта. Сейчас сайт работает для Dota 2, CS:GO и PUBG, в этом году к нему добавятся Hearthstone и World of Tanks. ИИ анализирует манеру игры, тактику пользователя и выдает игрокам персонализированные советы по улучшению навыков. «‎Наша задача — подсказать, как сделать игру еще увлекательнее. Мы строим вокруг игры инфраструктуру, чтобы игрок постоянно обращался к нам за советом», — говорит Алиса. Команда разработчиков учитывает специфику игрового комьюнити: для сообщества Dota 2, например, был создан матерящийся чатбот, который общается с пользователем в манере типичного дотера.

Михаил Лялин


Сооснователь Zeptolab.

Михаил Лялин — человек, создавший игру, которая покорила сердца миллионов пользователей по всему земному шару. В середине 10-х приложение Cut the Rope от Zeptolab было установлено как минимум на четверть смартфонов мира и на протяжении нескольких лет держалось в топах AppStore и Play Market. Суть игры проста: необходимо накормить леденцом маленькое зеленое чудовище по имени Ам-Ням, однако сам леденец при этом подвешен на веревке над несколькими препятствиями, и обрезать ее следует так, чтобы сладкий шарик упал в нужном месте и докатился до голодного монстра.

В 21-м веке создать простую игру, которая стала бы хитом, довольно-таки сложно — казуальные игрушки для смартфонов штампуют как пирожки, однако у ZeptoLab получилось взорвать рынок. Очень сложно превзойти собственный успех, поэтому компания, как и финская Rovio («‎Angry Birds»), так и осталась «‎автором одной великой песни», как говорит сам Лялин. Но и другие популярные проекты у них есть — например, Pudding Monsters, у которого к 2019 году в Play Market больше 5 миллионов скачиваний. Подобно многим другим разработчикам, Лялин и его команда успешно зарабатывают не только на игре, но и на мерче с персонажем: на Amazon и других сайтах можно найти бесчисленное количество игрушек, фигурок, футболок и брелоков с зеленым монстриком Ам-Нямом.

Антон Юдинцев


Сооснователь Gaijin Entertainment.

Еще один успешный разработчик, проект которого заслуженно признан на мировой арене. Антон и его брат Кирилл основали компанию Gaijin Entertainment еще в начале нулевых, но их первым по-настоящему громким проектом стала игра «‎Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники», изданная Softclub. Не следует путать этот проект с созданной в 2001 году игрой с очень похожим названием . «‎ИЛ-2 Штурмовик» — игра Юдинцева — была выпущена как на ПК, так и на консоли, и выгодно отличалась абсолютно по всем параметрам: динамика, графика, продуманность игрового процесса. Компания 1С и лично Барышников приложили руку к международному успеху проекта: игра получила восторженные отзывы европейской и американской прессы, принесла компании популярность и огромную прибыль. Однако Gaijin Entertainment не остались почивать на лаврах и в 2016 году освоили новую нишу, выпустив MMORPG War Tunder. К 2019 году на территории СНГ проект догнал по популярности белорусский World of Tanks.

Сергей Галенкин


Разработчик, создатель платформы SteamSpy, директор по издательской стратегии Epic Games, блогер.

Сергей Галенкин создал поистине волшебный сервис SteamSpy, который позволил разработчикам предсказать спрос на их игры и определить наиболее удачную дату для релиза. И все это основано на анализе поведения пользователей в Steam. Алгоритм программы просчитывает предпочтения пользователей, их покупки, сопоставляет все это с датами и сезонами, формируя на основе полученных данных маркетинговую аналитику. До 2018 года сервис работал безотказно — сведения были точны вплоть до копии. Однако потом Steam внес серьезные изменения в политику доступа к персональным данным, и точность анализа резко снизилась. Но Галенкин подстроился под обстоятельства, и клиенты с мировыми именами — такие разработчики, как Take-Two, Activision Blizzard, Ubisoft, остались с ним. Сам Сергей называет SteamSpy «‎небольшим побочным проектом». Он ведет подкаст «‎Как делают игры» (на русском языке), написал книгу «‎Макретинг игр», увлекается фотоделом и, кажется, чувствует себя абсолютно счастливым — ведь он нашел дело всей своей жизни.

Не из России, но тоже как родные

С Россией ассоциируются и другие разработчики, прогремевшие на весь мир. Украинская компания 4A Games, выпустившая Metro 2033, Metro: Last Light и Metro Exodus. К слову, автор вселенной Метро — русский писатель Дмитрий Глуховский. Другие украинские разработчики, принимаемые мировым сообществом за россиян, — GSC Game World. Это создатели не менее легендарной серии S.T.A.L.K.E.R. и некогда популярной RTS Казаки. И в этом есть доля истины: тот же S.T.A.L.K.E.R., например, любым игроком из России воспринимается как русская игра: атмосфера постсоветской действительности (Зона уж слишком похожа на твой микрорайон ночью, не так ли?), детали, близкие нашему менталитету: тушенка, водка, советские предметы быта. Каждая из них в отдельности ничего вроде бы не значит, но в целом узор получается жутковато-трогательным, заставляющим рожденного в России сопереживать происходящему на экране монитора. К тому же в команде разработчиков компании трудится много наших талантливых соотечественников.

В целом можно сказать одно: российская индустрия видеоигр не только вполне удовлетворяет запросы геймерского сообщества внутри страны, но и периодически радует мировой рынок очень успешными проектами. Кроме того, отечественные разработчики успешно вливаются в команды ведущих мировых компаний — и это вносит свой вклад в имидж русской индустрии. Очевидно, что до уровня Кодзимы мы пока не доросли, но у России, как известно, особенная стать, и в нее надо верить.

Комментарии
Загрузить еще