Мы в этом живем

Особенности национального фольклора: искусство российских регионов — какое оно?

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
О тувинском горловом пении и другом творчестве малых народов страны.

Мы уже говорили о творчестве в контексте национальных меньшинств. Однако стоит отметить, что все новые тенденции не должны перекрывать заслуги ортодоксального творчества. Особенности регионов строятся на их традициях, в том числе и фольклоре. Подумай, захочется ли тебе ехать в безликую республику, которая ничем не отличается от других. Рассматриваем самые яркие культурные традиции регионов страны.

Лезгинка народов Кавказа


В жилах народов Кавказа течет горячая кровь. Я бы сказал, что она кипит и бурлит, как лава. Еще с давних времен танцы стали неотъемлемой частью жизни горцев. Думаю, что ты это сам заметил. На всю Россию славятся вайнахские ансамбли, которые даже дают выступления за пределами республики и устраивают концертные туры. Но как вышло, что воинственные народы с успехом освоили это искусство? Танец — это отличная эмоциональная разрядка, поэтому неудивительно, что лезгинку придумали именно тут. К тому же она олицетворяет главный символ Кавказа — орла. Женщина в паре с мужчиной символизируют любовь лебедя и орла. Таким образом танцоры дают понять, что даже самые гордые существа способны проявлять нежность. Энергичные движения же отражают дух народов. Вряд ли ты видел лезгинку в качестве медляка.

Кстати, вариантов танца очень много. Вероятно, ты слышал о грузинской, чеченской и осетинской версиях. Точно установить не удастся, однако и приписывать какому-то одному этносу бессмысленно. А лезгинкой, между прочим, танец назвали во время Кавказской войны в 19 веке. Лезгинами в те времена называли всех подряд и без разбора. Сегодня ты видишь, что горцы культивируют танец и не дают традиции умереть.

Хоомей, сыгыт и другие приемы пения тувинцев


Тыва и географически, и в культурном плане находится далеко от России. В обоих показателях она близка к Монголии или Казахстану, но вопреки всему радует своим разнообразием именно нашу страну. Что ты знаешь о тувинцах и их культуре? Несмотря на то что их язык тюркский, исповедуют они буддизм и шаманизм. На этой почве и родились хоомей, сыгыт, каргыраа и эзенгилээр. Слова сложные, а их значение еще труднее. Все они обозначают приемы горлового пения. Оно крайне популярно в республике, и каждый тувинец хотя бы раз в жизни пробовал его изобразить. Техники сложные, и человеку без подготовки их никогда не повторить. По сути, это настолько же древняя техника, как швейцарский пастуший йодль. Вокруг хоомея даже складывают легенды. По преданию высоко в горах горловым пением пел мальчик, пел так красиво, что даже самые богатые люди приезжали послушать его пение.

Звучит хоомей как варган — гнусаво. Если ты будешь смотреть записи на Ютубе, то первое, о чем ты подумаешь: «Черт, когда он начнет петь, почему звучит только музыка?» На самом деле, все эти приемы не совсем пение — скорее, это воспроизведение гипнотизирующих звуков с помощью горла и носа.

Чукотская резьба на рогах и бивнях


Чукчи — народ кочевой, издревле они занимались скотоводством и оленеводством, а также охотой на моржей. Вполне ожидаемо, что основное их искусство построено вокруг их промысла. Рога животных ценились всеми и всегда. В своем городе тебе не раз приходилось сталкиваться с объявлениями о покупке рогов. Чукчам заниматься поиском рогов не нужно, потому что они всегда у них есть. Из них мастера делают причудливые фигурки, которые стали одной из визитных карточек народа. Итак, резьба на кости — важнейшая культурная составляющая жизни кочевников.

Большую популярность их работы обрели на рубеже 19 и 20 веков, когда русские активно осваивали север. Тогда путешественники и открыли для себя новый вид искусства. Чукчи делали очень много видов фигурок, начиная от украшения и заканчивая предметами быта. Так что нужный в быту предмет автоматически превращался в творчески значимый экспонат. Но классикой считается пеликен — талисман из моржового клыка. Персонаж широко улыбается, у него большой круглый живот и длинные прижатые к телу руки. Если честно, то выглядит игрушка крипово, но она является значимой в культуре чукчей.

Татарский эпос: баиты


Эпос широко развит у малых народов России. На Кавказе, допустим, почитают нартский эпос, который стал неискоренимой частью культуры. Пока тебе в детстве рассказывали про Колобка, карачаевцам рассказывали легенды об Эльбрусе. У татар и башкиров тоже есть своя литература. Они прирожденные поэты, которые обращаются к жанру баит. Слово «баит» арабского происхождения, где единицей стиха является бейет, состоящий из двух мисра. В большинстве баитов наблюдается повествование от первого лица.

Баит обычно слагается из четверостиший с рифмами преимущественно легендарно-исторического и песенно-сказочного содержания. Таким образом народы культивировали важнейшие легенды. Заметь, что до наших дней они дошли практически не изменившись. Это повышает их культурную значимость, ведь передавались они зачастую из уст в уста. Пока ты забываешь список продуктов по дороге в магазин, татары и башкиры передают друг другу на хранение в нематериальном виде целые поэмы. Повествуют баиты о мифологических событиях, а современные вариации — о войне. Иногда о женской судьбе. В каком-то роде это социальный манифест, который стал культурным достоянием.

Марийское декоративное плетение


Плетение марийцев не сводится к одним лишь лаптям. При желании местные мастера сошьют себе из дерева бутсы и пойдут в них играть в футбол. Серьезно, их умельцы настолько преуспели в этом ремесле, что добились почтения по всей стране. Используемые материалы не ограничиваются одной лишь лозой. Здесь марийцы добрались и до тканей и придумали эксклюзивные методы вышивки. Так что, скорее всего, у них получится посоревноваться с твоей бабушкой. Орнамент марийской вышивки состоит из геометрических, растительных и зооморфных мотивов. Преобладающим является геометрический орнамент, узоры представляют комбинации из прямых и кривых линий. В 19 веке этот промысел вышел за пределы республики, и все, кто и как мог, старались подражать мастерам этого народа.

Адыгские песни


Тема Кавказской войны отразилась в творчестве многих местных народов. Но больше всего влияние событий 19 века ты увидишь в песнях адыгов. На родном языке они изложили все свое отношение к тому, что произошло больше 150 лет назад. Особого внимания к ним долгое время никто не проявлял. Поэтому из всех кавказских исполнителей самый известный сейчас — попсовый Эльбрус Джанмирзоев с песней «Глаза карие». Однако по-настоящему отражают переживания адыгов строки народных песен. В них заключена вся история народа. Их восстановлением не так давно начал заниматься нальчикский радиоведущий Булат Халилов. Он основал собственный лейбл, представители которого ездят в отдаленные аулы и записывают песни, которые вот-вот могут умереть вместе с их последними носителями.

Мы уже писали о Булате и о том, что его проект послужил почвой для фильма. Стоит отметить, что старания парня поддерживает этнографическая общественность. Традиции малых народов должны сохраняться и передаваться следующим поколениям. Они отражают главную изюминку нашей страны — пестроту и разнообразие.
Загрузить еще