Первая после азбуки: как появилась и как менялась Конституция РФ
Последние несколько месяцев о Конституции РФ идёт очень много разговоров: с ней маршируют, её читают вслух и переписывают отдельные положения в соцсетях. Давай вспомним, что из себя представляет главная книга нашей страны, как она влияет на нас и как мы можем влиять на неё.
Тяжёлые роды Конституции
Конституции Российской Федерации вот-вот исполнится 27 лет (12 декабря, 2019) — будем надеяться, что этот возраст не введёт её в российский клуб «27». Её рождение в 1993 году было связано со многими интересными событиями. Это было непростое время и для закона тоже. Ещё раз напомню, что когда-то был СССР, а потом его не стало, и новой стране требовалась новая Конституция, потому что государственный строй существенно изменился (а Конституция — она не только о правах и свободах граждан, если что, но об этом чуть позже). В 1990 году Конституционная комиссия из 102 человек во главе с будущим первым президентом России Борисом Ельциным начала работу. Но всё пошло не очень гладко.
Дальше начались печальные события осени 1993 года, которые привели к вооружённым восстаниям и многим жертвам. При чём же здесь Конституция? При том, что своевременное её принятие могло успокоить эту нестабильную обстановку. В итоге проект Конституции был вынесен на всенародное голосование, которое было проведено 12 декабря 1993 года. 58,43% избирателей проголосовали за этот проект Конституции, который с нами по сей день с определёнными изменениями. Она расширила полномочия президента, устранила должность вице-президента и установила форму президентской республики на территории России.
Вполне можно сказать, что Конституция помогла в своё время избежать ухудшения обстановки в стране, а значит, спасла многие жизни. Но кроме косвенных функций у неё сейчас есть вполне реальные.
Правовое чтиво
Конституция — высший нормативный правовой акт России и обладает высшей юридической силой. Так что это самая важная книжечка на 1/6 части суши нашей планеты. О ней сейчас больше говорят в контексте упоминания прав человека, а между тем там вся генетическая информация нашей страны и о механизмах внесения поправок, о которых будет подробнее чуть позже (небольшой спойлер: их всего было 4). Вот структура нашей нынешней Конституции:
- Основы Конституционного строя
- Права и свободы человека и гражданина
- Федеративное устройство
- Президент Российской Федерации
- Федеральное собрание
- Правительство Российской Федерации
- Судебная власть и прокуратура
- Местное самоуправление
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Я не хочу превращать статью в занятие по правоведению, но не могу не написать слова, которые прописаны в начале нашей Конституции:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Теперь переходим к тем самым поправкам и к тому, как это всё происходит.
Изменяй и властвуй
Сперва о тех, кто может вносить поправки. На наше счастье, это прописано в самой Конституции, в 134 статье:
«Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».
Как видишь, круг лиц достаточно широк, поэтому логично предположить, что внести эти поправки должно быть не так просто, ведь так? И да, и нет. В этом вопросе многое зависит от того, в какую часть Конституции будут вноситься изменения. Например, статья 65, которая содержит информацию о субъектах Российской Федерации, меняется чаще других. Это происходит, когда субъект РФ меняет название, или происходят изменения состава субъекта, или добавление нового субъекта.
В главах под номерами 3, 4, 5, 6, 7, 8 вносятся изменения на основе принятия федерального конституционного закона и после одобрения законодательной властью не менее чем 2/3 субъектов РФ. По сути, тут нет ничего сложного для законодательных органов, но этот акт требует дополнительной ратификации.
Вот тебе самый глупый пример, как это работает: тебе нужно обязательно ходить в школу, но ты решил завтра не пойти. Но для этого тебе нужно получить согласие родителей, при этом достаточно будет согласия одного из них (я просто не знаю, как извлечь из них 2/3). Получив записку от родителей, ты изменяешь один из основных принципов твоей действительности. Как-то так.
А вот с главами 1, 2 и 9 всё гораздо сложнее: они не могут быть просто так пересмотрены, так как они считаются основополагающими положениями Конституции. Если такое предложение всё-таки поступило и оно было поддержано 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное собрание, которое и решает, что либо положения Конституции остаются неизменными, либо разрабатывают проект новой. Этот проект принимается 2/3 (кто-то очень любил дроби в Конституционной комиссии 1993 года) от общего члена Конституционного собрания, или он выносится на всенародное голосование и считается принятым, если за него проголосовало больше половины от общего числа проголосовавших — при условии, что в выборах участвовало также больше половины избирателей. Фух. Ну ты понял.
Если снова вспомнить пример со школой, то в роли Конституционного собрания выступает врач, который скажет, что ты здоров, или изменит твои принципы посещения школы. А народное голосование — это семейный совет. Где-то все вопросы так и решаются.
Теперь конкретно. Я сказал, что в 65 статью изменения вносились довольно часто, поэтому не буду долго на этом останавливаться, но приведу несколько примеров:
- изменение наименования: Ингушская республика >>> республика Ингушетия, Кемеровская область >>> Кемеровская область — Кузбасс;
- изменение состава РФ: исключили из статьи Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ и включили Пермский край, включение в статью Республики Крым и Севастополя.
О принятии поправок в Конституцию РФ было только 4 закона:
1. В 2008 году это был № 6-ФКЗ (федеральный конституционный закон) об увеличении срока полномочий президента до 6 лет и Государственной Думы до 5 лет (81 и 96 ст.). Тут всё понятно.
2. Одновременно с предыдущим законом был принят и №7-ФКЗ, который обязывал Правительство предоставлять ежегодный отчёт Государственной Думе (103, 114 ст.). Отчётов никогда не бывает много.
3. В 2014 году вышел №2-ФКЗ, который был намного объёмнее предыдущих, касался 8 статей, менял название 7-й главы (раньше было «Судебная власть») и исключал из Конституции 127 статью (она такая единственная на данный момент). Эти изменения убирали упоминание о Высшем Арбитражном Суде РФ и расширяли полномочия президента, связанные с назначением прокуроров.
4. В 2014 году вышел ещё один (№11-ФКЗ) закон о внесении правок в Конституцию. Он касался Совета Федерации, а именно введения в его состав дополнительных представителей, назначаемых президентом РФ и составляющих не более 10% от остальных членов Совета Федерации. Причём новому президенту эта поправка запрещает освобождать от должности этих представителей в свой первый срок, если они были назначены до его вступления в должность. Совет Федерации, к слову, это такой орган, который включает в себя представителей всех субъектов РФ и обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов.
О недостатках Конституции стали упоминать всё чаще. В прошлом году об этом писал и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, где он говорит о точечных изменениях в Конституции, которые могли бы создать определённый баланс во власти. Но сначала нам, обычным гражданам, стоит задуматься: требуется ли менять Конституцию или её нужно, наоборот, защитить от этого?