Как тут жить

Слежка и реклама: как крупные компании торгуют личными данными

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Как выглядит новая цифровая реальность.

Наша редакция уже рассказывала о том, как и зачем за населением идет слежка. Мы решили расширить тему и показать, какими методами собирают информацию о пользователях крупные корпорации и что они с этого имеют.

Стоит ли доверять Google и Facebook


Телефон стал новым органом человека — не менее важным, чем печень или селезенка. Без него мы лишаемся возможности поддерживать общение, совершать покупки и ориентироваться в пространстве. Популярные сервисы настолько упростили нам жизнь, что ее трудно представить без них. При этом установленные на смартфоне приложения накапливают информацию о каждом пользователе, чем пользуются разработчики. Google, Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ) и остальные корпорации знают о своих клиентах абсолютно все. Но зачем им это?

Сегодня информация — один из самых ценных активов. Зная то, чем ты интересуешься, компании могут управлять потребительскими наклонностями. Уверен, ты знаком с контекстной рекламой, которая зачастую совпадает с тем, что окружает твою действительность. Банальный пример: ищешь новые наушники — старые сломались. Через некоторое время ты обязательно увидишь баннер, сообщающий о высоких скидках на гарнитуру в одном из магазинов электроники. Конечно, это не просто так.

История твоих действий в интернете собирается и продается крупными компаниями. Например, в 2014 году Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ) ограничил доступ разработчикам сторонних приложений к пользовательским данным, резко снизив их количество. По факту глава компании Марк Цукерберг устранил конкурентов, которые собирали данные на его площадке. Основатель ФБ сделал исключение только для нескольких сервисов, в том числе для Netflix, Airbnb, Lyft и Badoo, — они получили полный доступ к данным о друзьях. В компании это объясняли тем, что на этой информации строится работа сервисов. Но законно ли все это?

Лазейки в законе и скандальные дела


Соцсеть имеет неоднозначную репутацию — десятки людей из разных стран в разное время пытались засудить корпорацию. За последние 5 лет количество случаев участилось в связи с тем, что соцсеть без ведома пользователей собирает личные данные. В 2018 году прогремел один из самых громких скандалов по этому делу: житель Новой Зеландии Дилан Маккей рассказал, что скачал из ФБ архив всех данных о себе, которые хранит социальная сеть. Найти эту информацию нетрудно: каждый пользователь может получить доступ к веб-странице, где отображены все его действия — сообщения, фотографии и даже телефонные звонки.

Позже Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ) опубликовал ответ СМИ, писавшим о тайном сборе сведений пользователей. В сообщении говорилось, что данные получены с полного разрешения пользователей. При этом непонятно, когда люди соглашались с правилами пользования, ведь никакого оповещения при скачивании приложения не существует. Объясняя свои действия, в компании заявили:

«История звонков и сообщений — часть встроенных опций для пользователей Messenger и Facebook Lite на платформе Android. Это помогает вам оставаться на связи с людьми, которые для вас важны, и делает лучше ваш опыт использования Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ). Люди в явном виде должны выразить согласие с такой опцией. Если они передумают, то в любое время могут ее отключить».

Используя лазейки в законодательстве и неоднозначные оправдания, ФБ удается уходить от ответственности за свои поступки.

Сеть торгует данными не только с производителями товаров и услуг, но и с аналитическими компаниями. В 2016 году центр Cambridge Analytica использовала информацию, полученную от Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ), для создания программы, способной делать прогноз о политических предпочтениях. Она использовалась Трампом в ходе его избирательной кампании, разработка оказывала потенциальное влияние на действия людей.

Cambridge Analytica незаконно собрали данные 87 миллионов пользователей. Когда это вскрылось, то Цукерберг только на падении ценников акций потерял свыше 6 миллиардов долларов. Позднее еще 5 миллиардов он выплатил в качестве штрафа властям США, которые обвинили Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ) в утечке данных. После инцидента правозащитники со всего мира призвали бойкотировать ФБ.

Google пошли еще дальше: в их распоряжении есть информация о твоих передвижениях в конкретный день, в конкретную минуту. Маршруты путешествий можешь посмотреть и ты, перейдя по ссылке. Хронология запоминает все, если у тебя включен доступ к местоположению. Самое интересное, что практически вся информация попадает в чужие руки с нашего разрешения, — в пользовательском соглашении, которое многие оставляют без внимания, указаны положения об использовании.

Бедным — «Едадил», богатым — автосалоны


Пора смириться с тем, что данные, которые ты оставляешь в распоряжении излюбленных сервисов, — товар. Компании собирают информацию исходя из истории поиска, стиля общения в интернете, активности. Эти сведения говорят о тебе больше, чем нужно, но самое главное — с их помощью можно выявить твои потребительские наклонности и продать тебе тот или иной товар. Ценен абсолютно любой килобайт знаний о тебе, даже марка твоего телефона существенно изменит подход как к потенциальному клиенту. Несколько лет назад пользователи «Яндекс.Такси» заметили, что модель смартфона влияет на стоимость поездки. Чем лучше и дороже твой гаджет, тем больше с тебя попросят.

Информацию получают и с помощью микрофона: некоторые приложения имеют к нему доступ, передавая все твои диалоги в нужные руки. Впоследствии алгоритмы рекламы выдадут в твоем информационном поле именно тот товар или услугу, которая тебе пригодится. Генеральный директор Tazeros Global Systems Артур Хачуян в интервью для YouTube-канала «Lava» рассказывал, как работает анализ аудитории, для которой подается тот или иной продукт. В основном все данные берутся из открытых источников, дальше алгоритмы составляют портрет будущего потребителя исходя из внешности, круга интересов и общения, затрат в онлайн-магазинах и так далее. По такому принципу можно установить все — вплоть до сексуальной ориентации человека. Так, например, бедному студенту будет выпадать реклама «Едадила» или «Алиэкспресс», а фанату «Спартака» предложат букмекерскую компанию с самыми надежными выплатами.

Можно ли защититься от слежки и рекламы? Практически невозможно: тебе придется отказаться от публикаций собственных фотографий, переписок в соцсетях и оплат банковской картой. И даже это не сделает тебя аноном, ведь вся информация, которая нужна для установления твоей личности, имеется у служб. Да и есть ли смысл становиться невидимкой, если ты будешь жить ограниченно?

Загрузить еще