«Со многими близки и по сей день»: как живут сироты, выпустившиеся из интернатов в России
Количество сирот с 2015 года снизилось на 46%, но, несмотря на положительную тенденцию, в интернатах до сих пор растут десятки тысяч детей. По идее, государство должно заботиться о них и оказывать поддержку даже после выпуска. Но так ли это на самом деле?
В интернате может оказаться каждый
Сейчас в России живет более 47 тысяч сирот. Каждый год в стенах интернатов оказываются подростки, которых забрали из неблагополучных семей, младенцы, оставленные где попало, и дети, лишившиеся родителей. Всем им предначертано пробыть здесь до 18 лет, если не найдутся желающие оформить опекунство. Но это происходит не так часто: согласно статистике, 82% всех сирот — подростки, мало кто отважится взять к себе в семью сознательного ребенка. И даже оказавшись в семье, некоторые снова возвращаются в привычные стены. Сейчас в стране растет количество вторичных отказов — ситуаций, когда приемные родители, оформившие опеку над ребенком, возвращают его обратно. Часто люди не готовы к воспитанию приемных детей, взращенных в системе. Также бывают обратные ситуации, когда дети не способны адаптироваться к нормальной жизни.
Самое обидное, что большинство детей могли бы расти под присмотром биологических родителей, так как 80% сирот — социальные. Это означает, что их отцы и матери были лишены прав из-за ненадлежащих условий. Выпускники интернатов, рассказывая о причинах попадания в детдом, нередко говорят так: «Мои родители были алкоголиками/наркоманами, вот меня и забрали».
История Олеси, или позитивный сценарий
Наша редакция пообщалась с Олесей, выпускницей одного из интернатов Бурятии. Ее судьба сложилась по упомянутому выше сценарию:
— Мои родители вели аморальный образ жизни, органы опеки в 5 лет забрали меня в детский дом.
Впереди героиню ждали 13 лет жизни с такими же, как и она. Вот что Олеся запомнила об этом времени:
— Одинаковая одежда, канцелярия и другие вещи; сплоченность, умение самостоятельно решать проблемы, походы на природу. Из негативного — изолированность от общества, дискриминация в школе — занижение оценок. Я дружила с детьми, у меня было всегда много друзей. Мы очень близки со многими по сей день.
Помнишь ли ты свои ощущения, когда оказалась в детском доме? Тебе было тяжело расти в интернате?
— Не помню, честно. Временами, конечно, тяжело. Все-таки родителей никто не заменит. Переходный возраст и другие переживания — приходилось как-то справляться самим.
Многие выпускники детдома испытывают трудности с адаптацией во внешнем мире. Были ли у тебя подобные проблемы? Не чувствуешь ли дискриминации со стороны других людей, когда они узнают, что ты из детдома?
— Было, да, в основном из-за ориентированности. Новый город, другое место, никого из друзей рядом не было. Дискриминации сейчас нет, сейчас это обычное дело. Люди хорошо информированы обо всем.
Как государство помогало тебе после выпуска?
— Никак. Если не считать социальную стипендию.
Хотела бы ты увидеться со своими родителями? Чтобы ты им сказала?
— Нет, не хотела бы.
Сколько людей — столько мнений
Олеся не охарактеризовала свой детский дом как ужасное место, но иногда ситуации кардинально отличаются. Так, например, в интервью изданию The Insider бывший детдомовец Евгений рассказал о том, как к нему относились:
«Хорошо, если тебя просто привяжут к кровати, а вот если тебе вколют галоперидол, предназначенный для больного человека, для шизофреников в последней стадии…»
Рассказы о драках между воспитанниками, жестокое обращение с детьми со стороны сотрудников и жалобы на состояние заведения — не редкие явления. К сожалению, не существует официальной статистики, которая смогла бы показать, насколько часто дети в интернатах подвергаются насилию. Это закрытый институт, о котором человеку со стороны часто неизвестно ничего.
Что касается обустройства детских домов, то, согласно статистике «Бюро добрых дел», не более 60% из них достаточно облагорожены. При этом в 2017 году было выявлено, что 20% центров помощи детям закрылись. Александр, выпускник одного из бурятских детских домов, поделился с нами небольшим комментарием о российских интернатах:
«Единого мнения по детским домам у вас не будет. У каждого дома свой руководитель. Если взять два интерната — в Москве и Бурятии, — то это будут совершенно разные места. В каждом регионе свои проблемы».
Не стоит забывать, что детский дом — это один из этапов жизни сирот. После выпуска их ждет совершенно другая жизнь, иногда даже более трудная.
Жизнь после детдома
Человек из полноценной семьи после наступления совершеннолетия имеет хороший бэкграунд: финансовая помощь от родственников, возможность жить в доме отца и матери. Сиротам приходится очень трудно, большинство из них, выходя из стен заведения, не имеют даже посуды. Поэтому, поступая в университет или колледж и заселяясь в общагу, многие долго разживаются необходимым. Социальные выплаты не позволяют жить так, как хотелось бы. Особо проблематично дела обстоят с квартирами, которые должны получить после выпуска все сироты. Многие годами ждут очереди, чтобы урвать ветхое жилье в не самом благополучном районе своего города. Сейчас очередь в России достигает 280 тысяч человек, государство попросту не справляется: согласно прогнозам, она должна исчезнуть через 6 лет. Но что делать людям, которые не имеют никакого жилья?
Некоторые заселяются в общежития, некоторые ютятся у своих старых знакомых. В интервью Daily Storm экс-директор государственного центра по проблемам опеки «Детство» Антонина Макарычева заявила:
«Получая квартиры от государства, они кучкуются в одной из них, а остальные сдают. Также от государства у них есть право на бесплатное обучение, и дети идут в несколько ПТУ по очереди, чтобы не работать».
Эти ходы предпринимаются не только из-за нежелания социализироваться и работать, но и из-за привычки жить с кем-то. Конечно, не стоит клеймить каждого выпускника детдома иждивенцем, во-первых, это не множественные случаи, а во-вторых, в этом виноваты не сироты. Государство не смогло правильно выстроить систему, при которой воспитанник интерната без проблем интегрируется в общество. Большинство воспитателей в интернатах — пенсионеры советской закалки, им трудно объяснить детям, как устроен современный мир, что такое здоровые семейные отношения и как правильно распоряжаться финансами. Сиротам приходится изучать все на собственных ошибках, не надеясь на помощь других.